Развитие информационно-коммуникационных технологий означает трансформацию традиционной геополитики и геоэкономики (новой геополитики), не учитывающих влияние технологического прогресса. Однако гло6алистика не заменит, как считают некоторые гло6алисты, геополитику, объектом которой является государство. Во-первых, после распада Советского Союза считалось, что исчезла последняя империя. Но за исторически короткое время выяснилось, и что наиболее эффективной формой государственного устройства, способного противостоять глобальным вызовам являются государство-цивилизация или империя. Де-юре государством-цивилизацией
является Китай, а Соединенные Штаты трансформируются в мировую империю. Глобалистика и геополитика дополняют друг друга в
исследовании многомерного коммуникационного пространства
Земли. Во-вторых, произошла трансформация технологического мышления. От традиционной геополитики (военной мощи) к новой геополитике, или геоэкономике (экономической мощи), и, наконец, к новейшей, или цивилизационной, геополитике. Эта трансформация затронула фундаментальные основы мирового порядка, символами которого являются Большие пространства, капитал (золото) и информация, включая традицию как коммуникацию во времени.
Геополитика — наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве. Новая геополитика отождествляется с геоэкономикой — наукой о Больших экономических пространствах, где экономика интегрирует управленческие и властные функции. В целях преодоления географического и экономического детерминизма получает развитие цивилизационная геополитика. В отличие от формационного подхода, она делает упор на устойчивость культурно‑генетических кодов - принадлежности к той или иной цивилизации (суперэтносу). История свидетельствует, что мировые цивилизации способны устоять против любого внешнего Вызова, если они сохраняют свои менталитет и нравственные ценности (центр в душе).
Карло Жан и Паоло Савона в сборнике «Геоэкономика» (1997) так описывают взаимоотношение новой геополитики с гло6алистикой. Глобализация — процесс детерриториализации и дематериализации богатства, лишающий национально-территориальные государства части их суверенитета в экономической политике. Уменьшилась роль протекционизма в международных экономических отношениях. Исчезновение трансграничных барьеров и гло6ализация рынков ослабила роль государства в отношении богатых внутренних регионов. Обострившаяся международная конкуренция заставляет государства наращивать конкурентоспособность на разных уровнях территориальной иерархии (глобальном, региональном и местном). Поведение государств в подобной ситуации изучает новая геополитика, или геоэкономика. Геоэкономика не является формой протекционизма или меркантилизма. Главной составной частью геоэкономики стали геофинансы. Деньги стали настоящим экономическим товаром, а нематериальный денежный обмен намного превышает объемы мировой торговли. Интернационализировались национальные резервы валюты, хранящиеся преимущественно в форме ценных бумаг, обращающихся на мировых финансовых рынках.
Трагедией для Восточной Европы, попытавшейся после распада СССР интегрироваться в западный мир, стало отсутствие геополитического прагматизма. Как стало очевидным, рассуждения руководителя государства о6 общечеловеческих ценностях не стоят ломаного гроша без отстаивания национальных интересов.
Геополитический прагматизм, или реализм во внешней политике, основывается на собственных эгоистических и прагматических интересах государства. Широко известно высказывание премьер-министра Великобритании Генри Пальмерстона (1784-1865) о том, что государство не может иметь ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, но одни лишь постоянные интересы. Реальная политика (Realpolitik) исходит из представлений о неизбежности столкновения интересов государств в борьбе за ограниченные природные и другие ресурсы, контроль международных (транспортных, информационных) коммуникаций и т.п. Реалисты возлагают ответственность за международные отношения на великие державы. Геополитический прагматизм, нашедший отражение в устройстве Совета Безопасности ООН, где представлены великие державы, остается фундаментом внешней политики США, несмотря на риторику нелиберальной гло6ализации. Г еополитический идеализм (попытки установления мирового порядка на основе международного права без войн и доминирования великих держав) пока остается мечтой, а может быть иллюзией. Вторая мировая война опровергла наивную убежденность в доминировании дружеских чувств государственных лидеров и «дружбы народов» над силовой политикой.
Геополитика и гло6алистика особое внимание уделяют установлению мирового порядка. Геополитика рассматривает мировой порядок как геополитическую структуру мира (международных отношений), отражающую сложившийся баланс сил. Он основывается преимущественно на трек классических моделях — биполярной, многополярной и однополярной. Биполярность сверхдержав определяла мировой порядок после Второй мировой войны. Гло6алистика акцентирует внимание на Едином мире «безоблачного неба» и Единой мировой экономике, объединенной мировым правительством. Наиболее радикальные концепции предрекают глобализацию и установление нового порядка на основе торжества американской общественной модели.
Теории мирового порядка включают в себя учения однополярного, биполярного и многополярного мира. В традиционной геополитике особенно популярна формула «Кто владеет Евразией, тот владеет миром». В новой геополитике (геоэкономике) акцент делается на экономическую мощь. В новейшей геополитике становится популярной формула: «Кто владеет информационными и биологическими технологиями, тот владеет миром».
Одпополярный мировой порядок формируется на основе военно -политической и экономической мощи США после поражения
СССР в «холодной войне». Сверхдержава реально выступает в качестве единственного мирового жандарма. Права личности объявлены приоритетными над государственным суверенитетом, а в случае «гуманитарной катастрофы» возможно проведение военной акции против суверенного государства. Не получила развитие натоцетристская концепция превращения НАТО, параллельно с Советом Безопасности ООН, в еще один мировой центр по проблемам безопасности. В современном мире американская мощь значительно превосходит другие великие державы, поэтому геополитическая многополярность в ближайшем будущем возможна только на уровне теоретических рассуждений.
Биполярный мир - мировой порядок, основанный на доминировании в международных отношениях двух сверхдержав или общественно-политических систем (например, капитализма и социализма): Ялтинский мир, установившийся после окончания Второй мировой войны и просуществовавший до распада Советского Союза.
Многополярный мировой порядок основан на сосуществовании нескольких (более двух ) геополитических полюсов (центров военно-политической или экономической мощи). В Новой истории XIX в. обеспечивался равновесием пяти приблизительно равных великих держав. В Концерт великих держав входили Великобритания, Пруссия, Франция, Австрия и Россия. В мировом геоэкономическом пространстве формируются полюса экономического
И технологического развития в Северной Америке, объединенной Европе и АТР.
Тенденции к многополярности начали накапливаться еще в период противостояния двух сверхдержав. Процесс этот отличается темпами развития потенциальных полюсов и неравномерностью созревания социально экономических, военно-политических, демографических и других элементов. Экономическая мощь ЕС и Японии не подкреплена в военно-политическом отношении. КНР, являясь великой державой по своим географическими демографическим параметрам, наращивает экономическую мощь с опорой не только на внутренние ресурсы, но и путем формирования «Большого Китая». В отдаленной перспективе на роль значительных полюсов мироустройства могут претендовать Индия и Бразилия.
Важным фундаментом гло6алистики служит сформировавшиеся в западноевропейской цивилизации представления о вестернизации - распространении западных ценностей по всему миру. Вестернизация снижает социокультурное разнообразие других цивилизаций, разрушает индентичность и ослабляет чувство пространства (Родины) у местных злит.
Мировоззрением и правящей идеологией Запада является либертаризм, ставящий выше всего права человека и частную собственность. Он предусматривает невмешательство государства в социально-экономические отношения. Известный представитель интеллектуального течения либерализма лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (род. 1912) отстаивал свободу в рамках права, одинакового для всех закона. Великую угрозу свободе представляет концентрация власти. Поэтому полномочия правительства должны быть ограничены, а государственная власть рассредоточена, включая местное самоуправление. Либерализм противостоит тоталитаризму, а демократия авторитаризму.
Либерaлизация и демократизация на Западе совпадают с тенденциями цивилизационной консолидации и интеграции, а на Востоке разрушают культурно-генетический код. Бездумная либерализация в незападной цивилизации часто приводит к разрушительным последствиям для социума и экономики.
Учение «открытого (либерально-демократического) общества» было разработано философом, логиками социологом Карлом Раймундом Поппером (1902-1994), автором капитального труда «Открытое общество и его враги» (Лондон, 1945), написанного в Новой Зеландии между 1938 и 1943 гг. Книга стала «гимном» отрытому обществу, была направлена против нацизма и коммунизма. Переход от закрытого общества к открытому характеризуется как одна из глубочайших революций в истории человечества. Ученый выделяет в открытом обществе характерную особенность индивидуумов, вынужденных принимать личные решения, в отличие от закрытого коллективистского общества. «Отец» открытого общества оставил следующее завещание потомкам: «История заканчивается сегодня. Мы можем извлечь из нее уроки, однако будущее - это вовсе не продолжение и не экстраполяция прошлого. Будущее еще не существует, и именно это обстоятельство налагает на нас огромную ответственность, так как мы можем влиять на будущее, можем приложить все силы, чтобы сделать его лучшим. Для этого мы должны использовать все, чему научились в прошлом. А один из важнейших уроков прошлого состоит в том, что нам следует быть скромными».
Теория модернизации стала основным учением о переходе от традиционного к современному обществу, под которым понимается исключительно западная цивилизация. Модернизм основан на триаде европейского Просвещения: рационализме, индивидуализме и материализме. Просвещение - способность людей думать и ориентироваться своим умом без наставников и авторитетов. В европейской традиции Просвещение рассматривается как «влечение к правде и чести».
Социaльные институты, обеспечивающие преобразования в западноевропейском обществе, не всегда приемлемы для других культур, где существует приоритет государства над личностью. Ли6ерализация не всегда означает демократизацию в стране, где любовь к ближнему выше закона, а чувство коллективизма доминирует над индивидуализмом. В результате на пути к европейской интеграции «опьяненные свободой» восточноевропейские страны погрузились в мифологический хаос. Среди многочисленных мифов наибольшее распространение получили мифы о государстве, демократии и простых решениях: «Запад нам поможет». Велики были надежды на чужие модели «экономического чуда» и на свободные экономические зоны. При этом предпринимались попытки совместить несовместимое - открытое общество и либеральную экономику с некомпетентностью в политике, бизнесе и науке.
На Западе широкое распространение получила теория «золотого миллиарда» - современное европоцентристское учение «избранного народа», которому гарантировано привилегированное существование на Земле. К богатому «золотому миллиарду», или «Интернационалу избранных», относятся постиндустриальные страны (США, Западная Европа, Канада, Япония и др.), на которые в 2000 г. приходилось примерно 15% населения Земли и 80% мирового ВВП.
Миллиарду граждан постиндустриальных стран противостоит остальное человечество, обслуживающее интересы транснационально‑
го капитала.
Различаются цивилизационный, формационный и геополитический подходы к социальному развитию. Цивилизационный подход обращает внимание на устойчивость культурных кодов и архетипов, свойственных цивилизациям. Формационный подход связан с установками и ожиданиями нового витка прогресса, качественного нового этапа общественно развития. Формационная-детерминистская теория описывает закономерности смены фаз общественного развития от низшей ступени к высшей на основе линейного прогресса и при этом игнорирует энтропию, дефицит источников человеческой
энергии.
В традиционном геополитическом подходе парадигма «крови и почвы» доминирует над парадигмой духа. С позиций цивилизационный подхода Запад одержал пиррову победу в «холодной войне», разрушив дихотомию христианского мира и сделав его более уязвимым перед глобальными вызовами.
Глобалистика изучает мировые многомерные пространства (гло6ализм, глобальность, гло6ализацию) как субъекты мировой политики. Гло6ализм сводит понятие к экономическому измерению, линейному непрерывному расширению всякого рода зависимости от мирового рынка. Глобализм стал мыслительным вирусом, стремящимся подчинить политику, науку и культуру экономическому примату (мировому правительству). Под глобальностью понимается жизнь в мировом сообществе, где ни одна страна или группа
стран не может отгородиться друг от друга. Глобализация есть процесс подчинения суверенитета национальных государств властным возможностям транснациональных акторов. Гло6anизация, как уже отмечалось выше, усилила регионaлизацию на су6национальном и наднациональном уровнях. Примером является сильный и демократический Европейский Союз. При этом мировые цивилизации вы ра6отanи собственные региональные стратегии, проверенные историческим опытом. Именно разнообразие региональных форм явилось одним из гарантов долголетия и устойчивости китайской цивилизации. Регионалистика изучает регионы как субъекты мировой политики и международных отношений. Каждая цивилизация вырабатывает свою стратегию регионального развития.