Глобалистика, геополитика и регионалистика

Развитие информационно-коммуникационных технологий означает трансформацию традиционной геополитики и геоэкономики (новой геополитики), не учитывающих влияние технологического прогресса. Однако гло6алистика не заменит, как считают некоторые гло6алисты, геополитику, объектом которой является государство. Во-первых, после распада Советского Союза считалось, что исчезла последняя империя. Но за исторически короткое время выяснилось, и что наиболее эффективной формой государственного устройства, способного противостоять глобальным вызовам являются государство-цивилизация или империя. Де-юре государством-цивилизацией
является Китай, а Соединенные Штаты трансформируются в мировую империю. Глобалистика и геополитика дополняют друг друга в
исследовании многомерного коммуникационного пространства
Земли. Во-вторых, произошла трансформация технологического мышления. От традиционной геополитики (военной мощи) к новой геополитике, или геоэкономике (экономической мощи), и, наконец, к новейшей, или цивилизационной, геополитике. Эта трансформация затронула фундаментальные основы мирового порядка, символами которого являются Большие пространства, капитал (золото) и информация, включая традицию как комму­никацию во времени.

Геополитика наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникаци­онном пространстве. Новая геополитика отождествляется с геоэко­номикой наукой о Больших экономических пространствах, где экономика интегрирует управленческие и властные функции. В це­лях преодоления географического и экономического детерминизма получает развитие цивилизационная геополитика. В отличие от фор­мационного подхода, она делает упор на устойчивость культурно‑генетических кодов - принадлежности к той или иной цивилизации (суперэтносу). История свидетельствует, что мировые цивилизации способны устоять против любого внешнего Вызова, если они со­храняют свои менталитет и нравственные ценности (центр в душе).

Карло Жан и Паоло Савона в сборнике «Геоэкономика» (1997) так описывают взаимоотношение новой геополитики с гло6алисти­кой. Глобализация — процесс детерриториализации и дематериали­зации богатства, лишающий национально-территориальные госу­дарства части их суверенитета в экономической политике. Уменьшилась роль протекционизма в международных экономических от­ношениях. Исчезновение трансграничных барьеров и гло6ализация рынков ослабила роль государства в отношении богатых внутренних регионов. Обострившаяся международная конкуренция заставляет государства наращивать конкурентоспособность на разных уровнях территориальной иерархии (глобальном, региональном и местном). Поведение государств в подобной ситуации изучает новая геополи­тика, или геоэкономика. Геоэкономика не является формой про­текционизма или меркантилизма. Главной составной частью гео­экономики стали геофинансы. Деньги стали настоящим экономиче­ским товаром, а нематериальный денежный обмен намного превы­шает объемы мировой торговли. Интернационализировались на­циональные резервы валюты, хранящиеся преимущественно в фор­ме ценных бумаг, обращающихся на мировых финансовых рынках.

Трагедией для Восточной Европы, попытавшейся после распада СССР интегрироваться в западный мир, стало отсутствие геополи­тического прагматизма. Как стало очевидным, рассуждения руково­дителя государства о6 общечеловеческих ценностях не стоят лома­ного гроша без отстаивания национальных интересов.

Геополитический прагматизм, или реализм во внешней полити­ке, основывается на собственных эгоистических и прагматических интересах государства. Широко известно высказывание премьер-министра Великобритании Генри Пальмерстона (1784-1865) о том, что государство не может иметь ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, но одни лишь постоянные интересы. Реальная поли­тика (Realpolitik) исходит из представлений о неизбежности столк­новения интересов государств в борьбе за ограниченные природные и другие ресурсы, контроль международных (транспортных, ин­формационных) коммуникаций и т.п. Реалисты возлагают ответст­венность за международные отношения на великие державы. Геопо­литический прагматизм, нашедший отражение в устройстве Совета Безопасности ООН, где представлены великие державы, остается фундаментом внешней политики США, несмотря на риторику нелиберальной гло6ализации. Г еополитический идеализм (попытки ус­тановления мирового порядка на основе международного права без войн и доминирования великих держав) пока остается мечтой, а может быть иллюзией. Вторая мировая война опровергла наивную убежденность в доминировании дружеских чувств государственных лидеров и «дружбы народов» над силовой политикой.

Геополитика и гло6алистика особое внимание уделяют установ­лению мирового порядка. Геополитика рассматривает мировой по­рядок как геополитическую структуру мира (международных отно­шений), отражающую сложившийся баланс сил. Он основывается преимущественно на трек классических моделях — биполярной, многополярной и однополярной. Биполярность сверхдержав опре­деляла мировой порядок после Второй мировой войны. Гло6али­стика акцентирует внимание на Едином мире «безоблачного неба» и Единой мировой экономике, объединенной мировым правитель­ством. Наиболее радикальные концепции предрекают глобализацию и установление нового порядка на основе торжества американской общественной модели.

Теории мирового порядка включают в себя учения однополярно­го, биполярного и многополярного мира. В традиционной геополи­тике особенно популярна формула «Кто владеет Евразией, тот вла­деет миром». В новой геополитике (геоэкономике) акцент делается на экономическую мощь. В новейшей геополитике становится популярной формула: «Кто владеет информационными и биологическими технологиями, тот владеет миром».

Одпополярный мировой порядок формируется на основе военно -политической и экономической мощи США после поражения

СССР в «холодной войне». Сверхдержава реально выступает в каче­стве единственного мирового жандарма. Права личности объявлены приоритетными над государственным суверенитетом, а в случае «гуманитарной катастрофы» возможно проведение военной акции против суверенного государства. Не получила развитие натоцетри­стская концепция превращения НАТО, параллельно с Советом Безопасности ООН, в еще один мировой центр по проблемам безо­пасности. В современном мире американская мощь значительно превосходит другие великие державы, поэтому геополитическая многополярность в ближайшем будущем возможна только на уровне теоретических рассуждений.

Биполярный мир - мировой порядок, основанный на домини­ровании в международных отношениях двух сверхдержав или общественно-политических систем (например, капитализма и социализма): Ялтинский мир, установившийся после окончания Второй мировой войны и просуществовавший до распада Совет­ского Союза.

Многополярный мировой порядок основан на сосуществовании нескольких (более двух ) геополитических полюсов (центров военно-политической или экономической мощи). В Новой истории XIX в. обеспечивался равновесием пяти приблизительно равных великих держав. В Концерт великих держав входили Великобри­тания, Пруссия, Франция, Австрия и Россия. В мировом геоэко­номическом пространстве формируются полюса экономического

И технологического развития в Северной Америке, объединенной Европе и АТР.

Тенденции к многополярности начали накапливаться еще в пе­риод противостояния двух сверхдержав. Процесс этот отличается темпами развития потенциальных полюсов и неравномерностью созревания социально экономических, военно-политических, демо­графических и других элементов. Экономическая мощь ЕС и Япо­нии не подкреплена в военно-политическом отношении. КНР, яв­ляясь великой державой по своим географическими демографиче­ским параметрам, наращивает экономическую мощь с опорой не только на внутренние ресурсы, но и путем формирования «Большо­го Китая». В отдаленной перспективе на роль значительных полю­сов мироустройства могут претендовать Индия и Бразилия.

Важным фундаментом гло6алистики служит сформировав­шиеся в западноевропейской цивилизации представления о вестернизации - распространении западных ценностей по всему миру. Вестернизация снижает социокультурное разнообразие других цивилизаций, разрушает индентичность и ослабляет чувст­во пространства (Родины) у местных злит.

Мировоззрением и правящей идеологией Запада является ли­бертаризм, ставящий выше всего права человека и частную собст­венность. Он предусматривает невмешательство государства в соци­ально-экономические отношения. Известный представитель интел­лектуального течения либерализма лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (род. 1912) отстаивал свободу в рамках права, одинакового для всех закона. Великую угрозу свободе представляет концентрация власти. Поэтому полномочия правительства должны быть ограничены, а государственная власть рассредоточена, включая местное самоуправление. Либерализм противостоит тоталита­ризму, а демократия авторитаризму.

Либерaлизация и демократизация на Западе совпадают с тен­денциями цивилизационной консолидации и интеграции, а на Вос­токе разрушают культурно-генетический код. Бездумная либерали­зация в незападной цивилизации часто приводит к разрушительным последствиям для социума и экономики.

Учение «открытого (либерально-демократического) общества» было разработано философом, логиками социологом Карлом Рай­мундом Поппером (1902-1994), автором капитального труда «От­крытое общество и его враги» (Лондон, 1945), написанного в Новой Зеландии между 1938 и 1943 гг. Книга стала «гимном» отрытому обществу, была направлена против нацизма и коммунизма. Переход от закрытого общества к открытому характеризуется как одна из глубочайших революций в истории человечества. Ученый выделяет в открытом обществе характерную особенность индивидуумов, вынужденных принимать личные решения, в отличие от закрытого коллективистского общества. «Отец» открытого общества оставил следующее завещание потомкам: «История заканчивается сегодня. Мы можем извлечь из нее уроки, однако будущее - это вовсе не продолжение и не экстраполяция прошлого. Будущее еще не существует, и именно это обстоятельство налагает на нас огромную от­ветственность, так как мы можем влиять на будущее, можем при­ложить все силы, чтобы сделать его лучшим. Для этого мы должны использовать все, чему научились в прошлом. А один из важнейших уроков прошлого состоит в том, что нам следует быть скром­ными».

Теория модернизации стала основным учением о переходе от традиционного к современному обществу, под которым понимается исключительно западная цивилизация. Модернизм основан на триа­де европейского Просвещения: рационализме, индивидуализме и материализме. Просвещение - способность людей думать и ориен­тироваться своим умом без наставников и авторитетов. В европей­ской традиции Просвещение рассматривается как «влечение к правде и чести».

Социaльные институты, обеспечивающие преобразования в западноевропейском обществе, не всегда приемлемы для других куль­тур, где существует приоритет государства над личностью. Ли6ерализация не всегда означает демократизацию в стране, где любовь к ближнему выше закона, а чувство коллективизма доминирует над индивидуализмом. В результате на пути к европейской интеграции «опьяненные свободой» восточноевропейские страны погрузились в мифологический хаос. Среди многочисленных мифов наибольшее распространение получили мифы о государстве, демократии и про­стых решениях: «Запад нам поможет». Велики были надежды на чужие модели «экономического чуда» и на свободные экономиче­ские зоны. При этом предпринимались попытки совместить несо­вместимое - открытое общество и либеральную экономику с некомпетентностью в политике, бизнесе и науке.

На Западе широкое распространение получила теория «золотого миллиарда» - современное европоцентристское учение «избранного народа», которому гарантировано привилегированное существование на Земле. К богатому «золотому миллиарду», или «Интернацио­налу избранных», относятся постиндустриальные страны (США, Западная Европа, Канада, Япония и др.), на которые в 2000 г. при­ходилось примерно 15% населения Земли и 80% мирового ВВП.

Миллиарду граждан постиндустриальных стран противостоит ос­тальное человечество, обслуживающее интересы транснационально‑

го капитала.

Различаются цивилизационный, формационный и геополитический подходы к социальному развитию. Цивилизационный подход обращает внимание на устойчивость культурных кодов и архетипов, свойственных цивилизациям. Формационный подход связан с уста­новками и ожиданиями нового витка прогресса, качественного нового этапа общественно развития. Формационная-детерминистская теория описывает закономерности смены фаз общественного разви­тия от низшей ступени к высшей на основе линейного прогресса и при этом игнорирует энтропию, дефицит источников человеческой

энергии.

В традиционном геополитическом подходе парадигма «крови и почвы» доминирует над парадигмой духа. С позиций цивилизационный подхода Запад одержал пиррову победу в «холодной войне», разрушив дихотомию христианского мира и сделав его более уязви­мым перед глобальными вызовами.

Глобалистика изучает мировые многомерные пространства (гло6ализм, глобальность, гло6ализацию) как субъекты мировой по­литики. Гло6ализм сводит понятие к экономическому измерению, линейному непрерывному расширению всякого рода зависимости от мирового рынка. Глобализм стал мыслительным вирусом, стре­мящимся подчинить политику, науку и культуру экономическому примату (мировому правительству). Под глобальностью понимает­ся жизнь в мировом сообществе, где ни одна страна или группа

стран не может отгородиться друг от друга. Глобализация есть процесс подчинения суверенитета национальных государств властным возможностям транснациональных акторов. Гло6anизация, как уже отмечалось выше, усилила регионaлизацию на су6национальном и наднациональном уровнях. Примером является сильный и демократический Европейский Союз. При этом мировые цивилизации вы ра6отanи собственные региональные стратегии, проверенные историческим опытом. Именно разнообразие региональных форм явилось одним из гарантов долголетия и устойчи­вости китайской цивилизации. Регионалистика изучает регионы как субъекты мировой политики и международных отношений. Каждая цивилизация вырабатывает свою стратегию регионального развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: