Глобальная конкуренция

Михаил Делягин в труде «Мировой кризис» описывает основ­ные принципы теории глобальной конкуренции. Это конкуренция эпохи глобализации, ведущаяся в условиях доминирования миро­вых монополий, на объединяющихся рынках не только экономиче­скими методами. Она носит жесткий всеобъемлющий характер и ведет к деградации слабейших участников. В международных отношениях «дружба существует между народами, а между обществами и странами доминирует конкуренция». Глобальная конкуренция приобретает межцивилизационный характер.

В долгосрочной перспективе глобальная нестабильность 6удет возрастать. Экспансия является неотъемлемой чертой рыночной экономики: цели развития доминируют над целями сохранения status quo. Соединенные Штаты имели во Второй мировой войне стратегическую цель - обеспечить свободный доступ национальной экономике к новым рынка сбыта за счет разрушения политических барьеров и деколонизации. Новый экономический порядок создал условия для глобальной конкуренции, где победили американские монополии.

При прогнозировании экономического развития России и других восточноевропейских стран учитываются в основном внутренние факторы и ресурсы. Влияние мировой экономической, политической и информационной среды игнорируется или сла6о учитывается, что превращает традиционное прогнозирование в опасный инструмент самоуспокоения.

В начале ХХ столетия мировая экономика достигла исключительно высокой интеграции, к которой системы политическое управления оказались не готовы. В результате устранения внутренних барьеров на рынках обострилась конкуренция между развитыми странами, что явилось одной из причин развязывания Второй мировой войны.

После войны экономический рост обеспечивался за счет дальнейшего преодоления сегментации мирового рынка, пока окончание «холодной войны» не покончило с ней окончательно. Однако новая интеграция преимущественно на рынке информационных услуг породила новые непреодолимые проблемы и новую волн сегментации между успешными и неразвитыми странами - между богатым «золотым миллиардом» и бедными.

Рост эффективности информационных технологий привел классическому «кризису перепроизводства» информационных услуг), и структурному кризису мировой экономики. Суммарные инвестиции (друг в друга) Соединенных Штатов, Европейского Союза, Японии и других стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (Парижский клуб) обеспечивают 95% общего объема прямых иностранных инвестиций. Такая самоизоляция лишает их новых рынков сбыта. Наблюдается «информационное перепроизводство» в условиях неожиданно возросшей ограниченности ем

кости глобальных информационных рынков. Зависимость Запада с остального мира ограничена преимущественно энергетическими трудовыми ресурсами. Среди последних предпочтения отдаются интеллектуальным ресурсами ресурсам для компенсации демографического кризиса.

Расширение глобальных рынков сдерживается бедностью населения и социокультурными барьерами в развивающихся странах. Технологии пропаганды и даже обработки информации не всегда воспринимаются при другой цивилизационной парадигме. Ограничение рынка сбыта ведет к сокращению притока ресурсов дл дальнейшего прогресса информационных технологий Запада. Это в свою очередь порождает внутренние проблемы и частичную маргинализацию среднего класса в развитых странах, где система социального обеспечения, особенно в США, ориентирована, в конечном счете, на фондовый рынок. Кризис «цифрового неравенства» между богатыми и бедными странами возможно преодолеть за счет качественного удешевления и упрощения доминирующих технологий.

Глобальная конкуренция ведется разнородными субъектами, преследующими несопоставимые цели и действующими различными методам Активными и влиятельными участниками глобальной конкуренции стали многочисленные негосударственные и внеэкономические ор­ганизации, в том числе:

мировые цивилизации;

транснациональные корпорации;

неправительственные организации;

отдельные регионы;

религиозные организации;

экологическое движение;

антигло6алистское движение;

преступные организации;

криминальный бизнес;

спецслужбы и др.

Однако их деятельность в большинстве случаев взаимоувязана с государственной политикой. Американская администрация целена­правленно создавала неправительственные организации для развития демократии и «гражданского общества» как форпосты своего влияния в отдельных регионах мира.

Важным фактором международной конкуренции становится разделение человечества по цивилизационному признаку («социокультурным барьерам»). Исчезновение биполярной системы уничтожило силовое поле, создаваемое противостоянием социализма и капитализма, и высвободило новые глобально значимые цивилизационные инициативы. Здесь особенно выделяются несущие мощный социальный заряд исламская и китайская цивилизации. В результате международная конкуренция стремительно приобретает характер межцивилизационной конкуренции. Ее участники разделены глубже, чем народы одной цивилизации. Они не только преследуют разные цели разными методами, но и не всегда могут понять другие ценности. Глобальная конкуренция между мировыми цивилизациями проявляется в распространении финансово-экономической экспансии Запада, религиозной (исламской) экспансии и этнической экспансии Большого Китая (с учетом мирового сообщества китайской г диаспоры). При этом, по нашему мнению, эти экспансии происходят в разных плоскостях многомерного коммуникационного про­странства Земли.

Каждая из трех великих цивилизаций, проникая в другую, не обогащает, а подрывает ее основы. Возможно, ислам станет «ледо­колом» Китая по отношению к Западу по аналогии со сталинским Советским Союзом, выполнившим эту роль для рузвельтовских США по отношению к старым европейским колониальным импе­риям (Великобритании и Франции).

Для глобальной конкуренции, кроме цивилизационной триады Запад-Ислам-Китай, важное значение приобретает сколько экономическая конкуренция, а мировоззренческое размежевание между Европой и США. Американское общество ориентировано преимущественно на обеспечение конкурентоспособности, а старая Европа стремится жить по исторически сложившимся гуманным принципам, обеспечивающим комфорт. Это обрекает ее на колла6орационйзм по отношению к экспансии исламского радикализма, как в прошлом перед лицом «советской угрозы». Однако склонность к уклонению от конфликтов может спасти Европу от вовлечения в широкомасштабные разрушительные конфликты.

В мире происходит ужесточение конкуренции за счет ухудшения конъюнктуры. Конкуренция на рынках сбыта дополняется острой конкуренцией на рынках ресурсов (материальных, финансовых людских). В 1990-е годы Запад испытал период бурного и самодовольного процветания за счет ресурсов побежденного «социалистического лагеря». Дополнительным фактором процветания стал высвобождение ресурсов развитых стран, отвлекавшихся в прошлом на обеспечение национальной безопасности, и переброска их на потребление. Эта переориентация замедлила технологический прогресс.

Бурная экономическая интеграция эпохи глобaлизации сделал глобальную конкуренцию не только всепроникающей, но и превратила ее в собственную противоположность. Из инструмента стиммулирования неэффективных экономик она превратилась в орудие и массового уничтожения ужесточения глобальной конкуренции может привести к физическому устранению большей части человечества, занятого в «неэффективном» производстве с точки зрения западных критериев.

Субъектами глобальной конкуренции становятся региональные сообщества. Разделение глобального рынка на систему региональных рынков будет способствовать развитию менее эффективных национальных экономик в силу снижения остроты конкуренции. При этом чем слабее будет экономика того или иного региона, тем менее эффективна будет регионализация. Региональная экономическая интеграция может быть успешной при наличии сильного участника глобальной конкуренции. Су6ъектами глобальной конкуренции становятся отдельные регионы обладающие более значимыми ресурсами и эффективным управлением, чем их страна в целом, например, штат Калифорнии: (США) или Шанхай (КНР).

В результате гло6anизации лозунг «Обогащайтесь!» перестал быть эффективным рыночным механизмом человеческого развития. В глобальной конкуренции конкурента можно победить с помощью информационных технологий формирования общественного созна­ния, об этом пойдет речь в главе 4.

В ближайшем будущем основными субъектами глобальной конкуренции будут США и Китай. Бывшие претенденты на лидерство в этой борьбе сошли с дистанции. 1990-е годы практически были полностью потеряны для Японии и Восточной Европы. Японская экономика, совершившая экономический рывок на основе модели «догоняющего» и заимствования западный технологий, не смогла создать развития собственные технологические принципы, что закрыло ей путь на высший уровень мировой технологиче­ской пирамиды. Тем более это касается Юго-Восточной Азии, находящейся в полной технологической зависимости от высоко­развитых стран. Регион исчерпал потенциал индустриальной модели «догоняющего развития», так как наступила новая инфор­мационная эпоха, требующая новых подходов и ресурсов разви­тия.

Мусульманская цивилизация является наряду с Западом и Ки­таем третьим основным участником конкуренции цивилизаций. По мнению Делягина, демографический фактор не позволит этой ци­вилизации потерпеть окончательное поражение, но ресурсная (тех­нологическая) недостаточность не даст одержать победу.

Резюме

Глобализация, сопровождаемая информационной революцией, предъявила

новые требования к проблемам национальной безопасности. Информационно‑

коммуникационные технологии стали «оружием» огромного стратегического

значения.

Масштаб государства стал слишком мал для решения крупных проблем и

слишком велик для решения малых.

В постиндустриальном (информационном) обществе трансформируется природа собственности на средства производства. Традиционная частная соб­ственность уступает место интеллектуальной собственности. Знания и время

превращаются в важнейшие экономические ресурсы.

Глобалистика не отменяет геополитический прагматизм, остающийся главным инструментом в борьбе за «большие пространства» мировых рынков и ресурсов.

Глобальная конкуренция приобретает межцивилизационный характер. Ак­тивными и влиятельными участниками глобальной конкуренции стали многочис­ленные негосударственные и внеэкономические организации.

Благодаря прагматизму Соединенные Штаты, опоздавшие к переделу ми­ра, изобрели гениальный способ борьбы за новые рынки и ресурсы с помо­щью экспорта «демократических ценностей».

Субъектами глобальной конкуренции становятся региональные сообщества. Региональная экономическая интеграция может быть успешной при наличии

сильного участника глобальной конкуренции.

Глава 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: