Американский ученый Уолтер Андерсен в книге «Аll Connected
Now. Life in the First Global Civilization» (2001) следующим образом описывает «жизнь в первой глобальной цивилизации». Глобализация — поток конвертирующих сил, которые создают подлинно единый мир. Великая информационная магистраль, наподобие агоры[2], дает возможность каждому обозреть весь мир и пообщаться со всеми жителями планеты.
Глобальная цивилизация стала реальностью. Это принципиально новая цивилизация, приходящая на смену закрытых обществ с четкими границами, где человеку от рождения были предписаны место, статус и нормы поведения. Глобальная цивилизация дает человеку пять основных свобод:
· свобода политическая (демократия, свобода слова и пр.);
· свобода экономическая (право продавать и покупать, право на работу, участие в производстве и потреблении);
· более широкие социальные возможности (право на образование и медицинское обслуживание);
· достоверная информация о товарах и услугах, финансовых и других организациях;
|
|
· гарантирующая система безопасности от голода и других бед.
При доступности информации возникает проблема ее отбора и оценки. Преобладание «плоских» горизонтальных связей (через Интернет) над вертикальными вытесняет всякую иерархию и ведет к принципиальному отказу от нравственной или интеллектуальной оценки восприятия мира, к отказу от различий добра и зла.
Возникли новые формы организации корпораций. Так называемые плоские организации, в которых устраняется как можно больше промежуточных звеньев. Это ведет к изменению информационных потоков, а уровень принятия решений смещается вниз или вверх. Особое место занимают «размытые» виртуальные организации, где значительная часть операций выносится за пределы собственных корпораций, и таким образом размываются их границы. К производству привлекается даже потребитель, который может сделать заказ через Интернет и повлиять на производственный процесс. Третий тип успешно функционирующих корпораций — «хаордические» корпорации, в которых ни одна из частей не знает целого, а целое не знает всех своих частей. Например, финансово-кредитная корпорация «VISA».
Происходит переход от жестких управленческих структур к гибким и подвижным, требующим нового кадрового обеспечения. На место бюрократии приходит киберократия. В свое время бюрократия сыграла прогрессивную роль в системе управления, она ввела рутину, пришедшую на смену капризу авторитарного правителя. Киберократия более текучая, подвижная и отчасти виртуальная. Такое государство, как Сингапур, стало полностью компьютеризированным с электронным правительском во главе. Отношения государства и граждан осуществляются преимущественно через компьютер.
|
|
Информационная революция трансформирует международные отношения. Формируется «глобальный полис», идущий на смену вестфальскому устройству мира. Андерсон отмечает, что в Вестфальском мире система власти государства-нации очень закрыта и не пускает «новых игроков». В новой открытой системе власти появились игроки, которые не претендуют на государственность, но чувствуют себя как рыба в воде. Это террористы, наркобароны, межправительственные и неправительственные организации, независимые активисты, миллиардеры с гражданской ответственностью, транснациональные корпорации, звезды поп-музыки и кино, духовные наставники, религиозные организации, благотворительные фонды. Такие организации, как «Гринпис», «Международная амнистия» или «Врачи без границ», не обращают внимания на политические границы и воспринимают свою деятельность как торжество демократии. Мировые религии становятся таковыми в полном смысле слова, и ведущие конфессии теперь можно встретить везде.
Но нельзя недооценивать нации и государства. Национализм продемонстрировал свою мощную разрушительную силу в ХХ веке и пока не собирается сдаваться.
Андерсон выделяет четыре типа участников «глобализационных войн». Правые глобалисты выступают за максимально свободный рынок при минимальном вмешательстве государства. Л евые глобалисты считают необходимым уделять больше внимания социальным проблемам.
Правые антиглобалисты стоят на позициях национализма и продолжают искать следы мирового заговора, обычно сионистского. Левые антиглобалисты объединяют максималистски настроенную молодежь, которая громит макдональдсы.
В книге крупного специалиста в вопросах международного разделения труда и мировой торговли Джагдиша Бхагвати «В защиту глобализации» (New York, 2004) рассматривается позитивное влияние всемирной экономики на жизнь богатых и бедных. Профессор Колумбийского университета (США) показывает несостоятельность идей «антиглобалистов», которых автор делит на две группы. Убежденные
противники относятся к глобализации с глубокой антипатией, а протестная группа не выходит за пределы общих возражений и недовольств.
Источники антиглобализма автор ВИДИТ в идеологических течениях прошлых лет, когда социализм рассматривали как альтернативу капиталистическому обществу. Другие источники заключаются в растущем антиамериканизме, в неспособности приверженцев этого движения глубоко проникать в суть актуальных ныне проблем. Антигло6алисты является маргинализированным меньшинством, выступающим от имени бедных всего мира.
В книге выделяются наиболее устойчивые заблуждения антиглобалистов. После Второй мировой войны экономический рост рассматривался многими экономистами как средство достижения долгосрочных целей, таких как преодоление бедности и построения самодостаточного национального хозяйства. Эта ошибка стала роковой для большинства развивающихся стран. Увеличение нормы накопления и ограничение личного потребления в период индустриализации неизбежно привели к развитию экономики «ради самой себя». Примером этого стал советский опыт. Китай и Индия десятилетиями строили плановую экономику и не смогли справиться с бедностью. Поэтому приоритет следует отдавать не темпам роста, а его гармоничному характеру, позволяющему насытить потребительский рынок.
Проблема экономической открытости многие годы была связана с противопоставлением двух типов экономического роста — импортозамещающей или экспортно-ориентированной экономикой. Антиглобалисты являются сторонниками импортозамещения, тогда как практика показала преимущества экспортно-ориентированных экономик.
|
|
Ускоренное развитие отсталых государств ведет к эксплуатации природных ресурсов и загрязнению окружающей среды. Однако статистика свидетельствует, что эти негативные тенденции не всегда зависят от масштабов вовлечения страны в международное разделение труда.
Не обоснованы обвинения антигло6алистов в «подавлении» национальных культур. Например, английский язык получил широкое распространение не в результате хозяйственной гло6ализации, а в результате доминирования в мире на протяжении двух столетий англоязычных стран. Голливудская кинопродукция получила широкое распространение из-за неспособности европейцев и других создать у себя конкурентоспособную отрасль.
Транснациональные корпорации не являются источником всех бед в развивающихся странах. ТНК получают на развивающихся рынках всего лишь 8,3% суммарной прибыли.
Профессор Бхагвати приходит к выводу, что экономическая глобализация означает взаимозависимость экономик, народов и государств. Этот позитивный процесс дает возможность развивающимся странам познакомиться с новыми технологиями, повысить жизненный уровень населения и сократить масштабы неравенства. Но при этом глобализацию следует освободить от регулирования со стороны США И других постиндустриальных государств.