В защиту глобализации

Американский ученый Уолтер Андерсен в книге «Аll Connected

Now. Life in the First Global Civilization» (2001) следующим образом описывает «жизнь в первой глобальной цивилизации». Глобализация — поток конвертирующих сил, которые создают подлинно еди­ный мир. Великая информационная магистраль, наподобие агоры[2], дает возможность каждому обозреть весь мир и пообщаться со все­ми жителями планеты.

Глобальная цивилизация стала реальностью. Это принципиаль­но новая цивилизация, приходящая на смену закрытых обществ с четкими границами, где человеку от рождения были предписаны место, статус и нормы поведения. Глобальная цивилизация дает человеку пять основных свобод:

· свобода политическая (демократия, свобода слова и пр.);

· свобода экономическая (право продавать и покупать, право на работу, участие в производстве и потреблении);

· более широкие социальные возможности (право на образование и медицинское обслуживание);

· достоверная информация о товарах и услугах, финансовых и других организациях;

· гарантирующая система безопасности от голода и других бед.

При доступности информации возникает проблема ее отбора и оценки. Преобладание «плоских» горизонтальных связей (через Ин­тернет) над вертикальными вытесняет всякую иерархию и ведет к принципиальному отказу от нравственной или интеллектуальной оценки восприятия мира, к отказу от различий добра и зла.

Возникли новые формы организации корпораций. Так называемые плоские организации, в которых устраняется как можно больше про­межуточных звеньев. Это ведет к изменению информационных пото­ков, а уровень принятия решений смещается вниз или вверх. Особое место занимают «размытые» виртуальные организации, где значитель­ная часть операций выносится за пределы собственных корпораций, и таким образом размываются их границы. К производству привле­кается даже потребитель, который может сделать заказ через Интер­нет и повлиять на производственный процесс. Третий тип успешно функционирующих корпораций — «хаордические» корпорации, в которых ни одна из частей не знает целого, а целое не знает всех своих частей. Например, финансово-кредитная корпорация «VISA».

Происходит переход от жестких управленческих структур к гибким и подвижным, требующим нового кадрового обеспечения. На место бюрократии приходит киберократия. В свое время бюрократия сыграла прогрессивную роль в системе управления, она ввела рутину, пришедшую на смену капризу авторитарного правителя. Киберократия более текучая, подвижная и отчасти виртуальная. Такое государство, как Сингапур, стало полностью компьютеризированным с электронным правительском во главе. Отношения государства и граждан осуществляются преимущественно через компьютер.

Информационная революция трансформирует международные отношения. Формируется «глобальный полис», идущий на смену вест­фальскому устройству мира. Андерсон отмечает, что в Вестфаль­ском мире система власти государства-нации очень закрыта и не пускает «новых игроков». В новой открытой системе власти появи­лись игроки, которые не претендуют на государственность, но чувствуют себя как рыба в воде. Это террористы, наркобароны, межправительственные и неправительственные организации, независи­мые активисты, миллиардеры с гражданской ответственностью, транснациональные корпорации, звезды поп-музыки и кино, духов­ные наставники, религиозные организации, благотворительные фонды. Такие организации, как «Гринпис», «Международная амни­стия» или «Врачи без границ», не обращают внимания на полити­ческие границы и воспринимают свою деятельность как торжество демократии. Мировые религии становятся таковыми в полном смысле слова, и ведущие конфессии теперь можно встретить везде.

Но нельзя недооценивать нации и государства. Национализм продемонстрировал свою мощную разрушительную силу в ХХ веке и пока не собирается сдаваться.

Андерсон выделяет четыре типа участников «глобализационных войн». Правые глобалисты выступают за максимально сво­бодный рынок при минимальном вмешательстве государства. Л е­вые глобалисты считают необходимым уделять больше внимания социальным проблемам.

Правые антиглобалисты стоят на позициях национализма и продолжают искать следы мирового заговора, обычно сионистского. Левые антиглобалисты объединяют максималистски настроенную молодежь, которая громит макдональдсы.

В книге крупного специалиста в вопросах международного разде­ления труда и мировой торговли Джагдиша Бхагвати «В защиту глоба­лизации» (New York, 2004) рассматривается позитивное влияние всемирной экономики на жизнь богатых и бедных. Профессор Колумбийского университета (США) показывает несостоятельность идей «антиглобалистов», которых автор делит на две группы. Убежденные

противники относятся к глобализации с глубокой антипатией, а проте­стная группа не выходит за пределы общих возражений и недовольств.

Источники антиглобализма автор ВИДИТ в идеологических течениях прошлых лет, когда социализм рассматривали как альтернати­ву капиталистическому обществу. Другие источники заключаются в растущем антиамериканизме, в неспособности приверженцев этого движения глубоко проникать в суть актуальных ныне проблем. Ан­тигло6алисты является маргинализированным меньшинством, вы­ступающим от имени бедных всего мира.

В книге выделяются наиболее устойчивые заблуждения антиглобали­стов. После Второй мировой войны экономический рост рассматривал­ся многими экономистами как средство достижения долгосрочных целей, таких как преодоление бедности и построения самодостаточного национального хозяйства. Эта ошибка стала роковой для большин­ства развивающихся стран. Увеличение нормы накопления и ограничение личного потребления в период индустриализации неизбежно привели к развитию экономики «ради самой себя». Примером этого стал советский опыт. Китай и Индия десятилетиями строили плановую экономику и не смогли справиться с бедностью. Поэтому приори­тет следует отдавать не темпам роста, а его гармоничному характеру, позволяющему насытить потребительский рынок.

Проблема экономической открытости многие годы была связана с противопоставлением двух типов экономического роста — импортозамещающей или экспортно-ориентированной экономикой. Антиглобалисты являются сторонниками импортозамещения, тогда как практика показала преимущества экспортно-ориентированных экономик.

Ускоренное развитие отсталых государств ведет к эксплуатации природных ресурсов и загрязнению окружающей среды. Однако статистика свидетельствует, что эти негативные тенденции не всегда зависят от масштабов вовлечения страны в международное разделение труда.

Не обоснованы обвинения антигло6алистов в «подавлении» на­циональных культур. Например, английский язык получил широкое распространение не в результате хозяйственной гло6ализации, а в результате доминирования в мире на протяжении двух столетий англоязычных стран. Голливудская кинопродукция получила широ­кое распространение из-за неспособности европейцев и других соз­дать у себя конкурентоспособную отрасль.

Транснациональные корпорации не являются источником всех бед в развивающихся странах. ТНК получают на развивающихся рын­ках всего лишь 8,3% суммарной прибыли.

Профессор Бхагвати приходит к выводу, что экономическая глобализация означает взаимозависимость экономик, народов и государств. Этот позитивный процесс дает возможность развивающимся странам познакомиться с новыми технологиями, повысить жизненный уровень населения и сократить масштабы неравенства. Но при этом глобализацию следует освободить от регулирования со стороны США И других постиндустриальных государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: