В конце ХХ столетия Запад отпраздновал победу по случаю распада последней мировой империи. Советская империя пала, но сохранился имперский Китай, включающий Тибет, Внутреннюю Монголию и мусульманский Синьцзян. Все больше появляется публикаций о необходимости возрождения имперского мироустройства, бросившего вызов современной глобализации.
При имперской форме правления главенствующая страна определяет внешнюю и частично внутреннюю политику других стран. Миры-империи объединены военно-политическими связями, а миры-экономики —преимущественно торговыми отношениями и иерархией: мировой город —города — агенты — периферия.
Колониальные системы создавались на различной основе. Англичане способствовали в британских колониях постепенному формированию национальной политической элиты, впитавшей демократические принципы и нормы. Это в свою очередь способствовало при деколонизации успешной трансформации европейского парламентаризма. Французы не вовлекали местных «туземцев» в управление собственной страной и не случайно в бывших французских колониях не наблюдается успехов в развитии демократии. Российская колонизация, как правило, проходила мирно и постепенно, без деления на метрополию и колонии. Местные народы наделялись всеми правами Российской империи.
|
|
Британская империя в период расцвета производила 25% мирового ВВП. Разбросанность колоний по всему миру и протяженные коммуникации рассредоточивали материальные и людские ресурсы метрополии. И пока Лондон наводил порядок в заморских колониях, в Европе изменилось соотношение сил. Кайзеровская Германия бросила вызов «британскому льву». И хотя Германия проиграла борьбу за передел мира и мировое господство, Британия уступила лидерство «американскому орлу».
В книге молодого английского историка, профессора Оксфордском университета Найла Фергюсона (род. 1964) «Империя. Становление и упадок британского мирового порядка и уроки для гло6альной власти» (2003) проводится сопоставление былого могущества Британии с современной американской мощью. Ученый называет Британскую империю первой сверхдержавой в подлинном смысле этого слова.
Британская империя папа под бременем двух мировых войн, превратившись из крупнейшего кредитора в должника. Великая эмиграция англичан, прокладывающая дорогу имперской экспансии, уступила место иммиграции в Британию. Угас миссионерский порыл христианства, проповедавшего великие заповеди и очищение от греков. Империя мертва, но ее наследие оказало огромное влияние на современный мир.
Без экспансии Британии либеральная капиталистическая модель и парламентская демократия не смогли 6был успешно укрепиться во многих странах с различными социально-экономическими системами. Альтернативные авторитарные модели экономики, взятые на вооружение Российской и Китайской империями, навлекли на свои народы неисчислимые бедствия. Крупнейшая в мире индийская демократия обязана своим становлением британцам. Английский язык стал важной статьей экспорта, и за последние триста лет число говорящих на английском языке увеличилось до 800 млн. человек.
|
|
Не отрицая «позорные страницы» в истории Британской империи (обращение в рабство и этнические чистки), Фергюсон отмечает распространение свободной торговли, капитала и свободного труда. Британии распространила на заморские территории власть закона и инвестировала колоссальные средства в развитие мировых коммуникаций. Британия была гарантом сохранения глобального мира, несмотря на многочисленные малые войны. Без Британской империи не было бы крупномасштабной ли6ерanизации торговли и значительной миграции рабочей силы. Суммарный отток населения из Англии в колонии составил 20 млн. человек. Более века, предшествующего войне за независимость, Британия управляла будущей сердцевиной США. Уровень жизни в Британской Северной Америке минимально отличался от метрополии.
Британская империя поощряла экспорт капитала в менее развитые страны. В начале ХХ столетия 63% прямых иностранных инвестиций направлялось в развивающиеся страны, тогда как в конце века — всего лишь 28%. Развитию колонизированных территорий способствовали британские правовые институты и администрация. Современные исследования показали, что в законодательном плане наиболее защищены инвесторы в государствах с системой общего британского права, чем в государствах, где принята французская система гражданского права. Британское управление было в высшей степени эффективными на удивление неподкупным. Особенно если сравнивать с деколонизированными и новыми независимыми государствами, где прослеживается корреляция между экономической отсталостью и криминально коррумпированной властью.
Фергюсон делает вывод, что эксперимент по управлению миром без империи нельзя признать успешным. Экономическая глобализация несомненно способствует экономическому росту при неравномерном распределении ее плодов. Но политическая нестабильность и гражданские войны сыграли основную роль в разорении беднейших государств.
Наиболее логичным способом противостояния хаосу является колонизация. Потребность в «оборонительном» («просвещенческом») колониализме весьма значительна, но нет государства, способного исполнить прошлую роль Британской империи. Американская, ныне правящая империя и сильнее, и слабее прошлого британского могущества. При неоспоримой экономической и военно-политической мощи, у нее не достает человеческой энергии экспортировать свой капитал, людей и культуру по всему миру. Америка не желает жертвовать собственным материальным благополучием ради блага всего мира.
Полемизируя с Фергюсоном, российский философ Борис Межуев замечает, что империя, насаждающая демократический строй, — логическая нелепость. Демократия подразумевает зависимость государственной власти от воли граждан, тогда как смысл империи заключается в подчинении властей внешней силе.
Известный британский дипломат Роберт Купер, занимавший пост специального советника Т. Блэра по вопросам внешней политики предлагает в труде «The Breaking of Nations» (2003) новые принципы структурирования современной политической теории. Европейский взгляд обосновывает распад атлантического Запада. «Сбалансированный террор», основанный на доктрине ядерного сдерживания, сменился «дис6алансом террора». Купер выделяет государства «модернати», «постмодернати» и «псевдогосударства».
|
|
К первой группе относится большинство развитых государств с незыблемостью государственного суверенитета и фактора силы, включая Америку с приверженностью к политике силы и опоры на военные альянсы. Ко второй группе относятся европейские государства ЕС и условно Япония. При этом Европа стремится к возобновлению многостороннего диалога. Трагический опыт двух мировых войн, банкротство политических идеологий и разрушение колониальных империй привели к пониманию, что существуют «другие», не такие как «Мы», и влиять на них сложно. К «псевдогосударствам» относятся Афганистан, Сомали, Либерия и др.
Если государства-изгои станут слишком опасны для мирового порядка, необходимо прибегнуть к «оборонительному империализму», поскольку наиболее логичными проверенным в прошлом способом справиться с анархией, хаосом и местной коррупцией является введение колониального правления. Государства-изгои и новые независимые государства с «некомпетентным суверенитетом» нуждаются в сильных, а сильные — в упорядоченном мире.
Империализм нового типа приемлем для мира, где господствуют права человека и космополитические ценности. По мнению Купера, институциональным ядром нового империализма должен стать Европейский Союз. Это прообраз кооперативной империи, общей свободы и безопасности без этнического доминирования и централизованного абсолютизма. В кооперативной империи господствуют правовые принципы и отсутствует этническая исключительность — главный признак национального государства. Наиболее перспективной формой имперской экспансии, или «нового колониализма», является расширение ЕС. В мае 2004 г. ЕС расширил свою территорию на 34% и увеличил население на 105 млн. человек за счет восьми государств ЦВЕ, Кипра и Мальты. Эта «имперская экспансия» имеет одно серьезное ограничение. Расширение Сообщества происходит исключительно за счет принятия новых членов в ЕС. «Обещание вступления в ЕС» остается единственным инструментом внешнеполитического влияния Сообщества. На Балканах, являющихся зоной особых геополитических интересов ЕС, этот механизм работает со сбоями. Для республик бывшей Югославии, Болгарии и Румынии, мечтающих о вхождении в ЕС, более ощутима американская помощь. США играли ключевую роль в «гуманитарной интервенции» на Балканах.
|
|
Европейский Союз, не обладающий значительной и самостоятельной военно-политической мощью, не может претендовать на роль мировой империи. Имперскую роль уже сегодня играют Соединенные Штаты. Если в начале ХХ столетия Британия производила 8% мирового ВВП, то в конце века на США приходилось 22% мирового ВВП. Американская империя обладает абсолютным преимуществом военно-технического потенциала, тогда как расходы на оборону сократились за последние полстолетия с 6,8 до 3% совокупного национального продукта. Военный бюджет США превышает расходы на оборону Китая в 14 рази России (второй ядерной державы) — в 22 раза.
Шаг в направлении политической глобализации произойдет с превращением США из неформальной империи в формальную, как это произошло в свое время в истории Британии. В настоящее время не отрицается факт расширения неформальной империи Америки империи транснациональных корпораций, голливудских фильмов и религиозных христианских теле- и других проповедников.
***
По мнению Хантингтона, новая глобальная власть еще не сформировалась, хотя есть единственная сверхдержава. Для становления нового мирового порядка необходимо длительное время.
Джеймс Хоуг-младший, главный редактор самого влиятельного в мире политического журнала «Foreign Affairs», дает следующий прогноз о сдвиге в глобальной расстановке сил. По его мнению, соотношение сил между Западом и Востоком меняется в пользу Азии, где экономический рост в странах АТР повышает их политическую и военную мощь. Международную политическую систему ожидает масштабная трансформация, к которой Запад не готов. Заметную роль лидеров стремятся играть густонаселенные страны, имеющие «горячие точки» потенциальной конфликтности (Тайвань, Кашмир).
Не только Китай и Индия, но и «тигры» ЮГО-Восточной Азии демонстрируют высокие темпы роста. По прогнозам финансовых аналитиков, к 2010 г. китайская экономика по объему ВВП превысит германскую, а к 2020 — японскую и выйдет на второе место в мире. На это место может претендовать и Индия, если сохранит в длительной перспективе имеющиеся темпы роста. Китаю предстоит преодолеть колоссальные трудности по переходу к рыночной экономике (безработица, дефицит энергетических и других ресурсов, коррупция, инфляция и др.). Китайская экономика играет важную роль в мировом хозяйстве, и ее спад или обвал неизбежно приведет к мировым потрясениям. Китай выступает в роли локомотива для азиатских экономик (включая японскую), приходящих в себя после спада.
Индия набирает темпы экономического роста, чему способствует процветающая отрасль программного обеспечения и 6изнесо6служивания, снабжающая американские и другие корпорации. Успехи в экономике положительно влияют на психологический климат в обществе: индийцы перестают ощущать себя жертвами капитализма.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) рассматривает вариант создания валютного союза, объединяющего огромный торговый блок, включая Китай.
Экономический подъем в Азии будет стабилен, если государствам региона удастся преодолеть существующую политическую напряженность в потенциальных территориальных конфликтах. В истории не было периода одновременного могущества Китая и Японии. Когда процветал Китай, Япония бедствовала, и наоборот. Китай и Индия длительное время не могут разрешить пограничные проблемы. Смогут ли три ведущие азиатские державы сосуществовать в мире или они столкнутся в борьбе за лидерство в регионе, за доступ к энергетическим ресурсам, за безопасность морских и других коммуникаций?
Самым опасным примером является проблема Тайваня. Несмотря на расширение социальных и экономических связей между материком и островом, политическая напряженность сохраняется. Тайвань движется по направлению полной независимости, что вызывает противодействие КНР. Сможет ли коммунистический Китай продолжать поиск мирного разрешения проблемы Тайваня или растущая экономическая и военная мощь спровоцирует силовое решение?
Потенциально конфликтными регионами остаются Кашмир и Северная Корея. Противостояние в Кашмире между ядерной Индией и ядерным Пакистаном уже унесло десятки тысяч человеческих жизней. Северная Корея отказывается свернуть свою ядерную программу в обмен на гарантии безопасности и помощь изношенной экономике.
Во второй половине ХХ столетия Соединенные Штаты обеспечивали политическую стабильность в АТР за счет военного присутствия, особенно в Японии и Южной Корее. В условиях набирающего мощь Китая и напряженности вокруг Тайваня Япония чувствует себя незащищенной и планирует развитие собственных вооруженных сил. Если вера в безопасность за счет Соединенных Штатов будет ослаблена, Япония решится на создание ядерного оружия в качестве сдерживающего фактора. Новые сеульские лидеры, представляющие молодое поколение корейцев, очарованы Китаем, недовольны Америкой и не испытывают страха перед Северной Кореей.
В условиях несовместимости жизненных интересов различных государств Соединенные Штаты должны осуществлять стратегическое сотрудничество с Пекином, наиболее реальным азиатским лидером.
В военной сфере Америка осуществляет самую масштабную за полвека передислокацию сил, связанную с открытием «второго фронта» в Азии. Наряду с крупными опорными базами на тихоокеанском побережье Америка продвинулась в сердце континента. Под предлогом борьбы с терроризмом созданы военные базы в Центральной Азии, Афганистане и Ираке. Однако Пекин подозревает США в реализации другой негласной цели, связанной с мягким сдерживанием Китая, и со своей стороны модернизирует вооруженные силы. Соединенные Штаты могут использовать приверженную демократии Индию в качестве противовеса Китаю.
Радикальные исламисты, отрицающие любое светское государство, пока еще имеют незначительное влияние среди мусульманского населения Индии, Индонезии и Малайзии. Однако из-за действий США в Ираке антиамериканская позиция радикальных исламистов находит все больше сторонников в азиатских странах. Америка пока не выработала стратегию публичной дипломатии, способную к распространению привлекательных альтернатив радикальному исламизму.
На международном уровне набирающие силу азиатские государства должны быть шире представлены в Совете Безопасности ООН, где доминируют победители во Второй мировой войне. Состав этого и других международных институтов должен отражать новое соотношение сил. Необходимо пересмотреть формат «большой восьмерки», который отражает интересы промышленно развитых стран. К участию в управлении глобальной экономикой должны быть допущены страны с многомиллионным населением и динамично развивающейся экономикой.
Возможно, в ближайшем будущем произойдет реорганизация ООН, предполагается расширить Совет Безопасности, куда в качестве постоянных членов должны войти Германия, Япония, Индия, Бразилия, Саудовская Аравия, Австралия, Канада и ряд других государств.
Иммануэль Валлерстайн предупреждает в книге «Конец знакомого мира» (2003, е. 25): «Хотя большинство людей в посткоммунистическом мире чувствуют огромное облегчение от того, что коммунистическая интерлюдия осталась позади, вовсе не очевидно, что они, как и все мы, оказались в мире более безопасном, более обнадеживающем или более приспособленном для жизни... на протяжении следующих пятидесяти лет мир обещает быть намного более жестким, чем во времена «холодной войны», из которой мы вышли».