Родился будущий владыка мира на острове Крит и был вскормлен нимфами пчелиным медом и молоком божественной козы Амалфеи. Выросший Зевс заставил своего отца исторгнуть проглоченных братьев и сестер, а затем возглавил борьбу против Кроноса. Долго длилась война Зевса и его братьев с титанами. Победу молодому поколению богов обеспечили одноглазые Циклопы (они выковали Зевсу громы и молнии), союз с титанами (Океаном, Стиксом и Прометеем), перешедшими на сторону Зевса, и помощь освобожденных сторуких великанов. После победы сын Реи низверг Кроноса и титанов в мрачную бездну Тартара, а сам воцарился на Олимпе. В дальнейшем Зевсу пришлось защищать свою власть в боях с гигантами и стоглавым чудовищем Тифоном, но каждый раз победа молодого бога была абсолютной и неизбежной, как победа света над тьмой, гармонии и порядка над хаосом.
Важно отметить, что даже в описании царя богов и людей в греческой мифологии отсутствует идеализация, и Зевс напоминает земных владык, властолюбивых, любвеобильных, мстительных. Характерен конфликт Зевса с Прометеем. Смелый титан похитил огонь с Олимпа и спас людей, которых Зевс решил погубить. За помощь смертным царь богов страшно наказал Прометея: его приковали к скале на Кавказе, а орел Зевса каждый день выклевывал ему печень. И хотя впоследствии Геракл освобождает страдальца и происходит формальное примирение Зевса и Прометея, этот миф вошел в историю как утверждение величия свободы духа и вечный вызов тирании.
Супругой Зевса является Гера, его сестра. Подобные браки — характерная черта древних мифологий, созданных в эпоху родовой общины. От брака Зевса и Геры родились бог войны Арес, бог-кузнец Гефест и богиня юности Геба. Несмотря на высокое положение на Олимпе и счастливое супружество, Зевс никогда не обременял себя верностью жене. Среди его многочисленных возлюбленных были и богини, и нимфы, и смертные женщины. Деметра родила ему Персефону, Мнемосина — девять Муз, Эвринома — Харит, Фемида - Гор и Мойр, Майра — Гермеса, Латона — Аполлона и Артемиду. Часто для того, чтобы увидеть возлюбленную, Зевсу приходилось изменять свой внешний облик: к Леде он явился в виде лебедя, к Данае — золотым дождем, а Европа увидела огромного быка. Результатом этих необычных встреч стало рождение великих героев: Геракла, Персея, Амфитриона и Зета, Полидевка и Елены Прекрасной. Итак, будучи супругом достаточно легкомысленным, Зевс как отец отличался неизменной заботливостью: он покровительствовал всем своим детям, поэтому все Сыновья Зевса совершали великие подвиги и удостоились бессмертной славы.
Как и многие божества Олимпа, Зевс обладает полифункциональностью. Древнейшие эпитеты «высокогремящий» и «тучегонитель» указывают на связь бога с земледельческими культами, включающими мольбы крестьян о дожде в засушливом климате Греции. Взоры людей были устремлены на небо в поисках дождевых облаков, а на горизонте открывались многочисленные горные хребты – поэтому Зевса представляли сидящим на какой-нибудь горе. Чаще всего это был Олимп – резиденция богов, или Ида (оттуда верховный бог греков наблюдал за троянскими событиями). Алтари Зевсу, как правило, устанавливали на вершинах гор, где и совершали жертвоприношения. На этом земледельческие функции Зевса не ограничивались - ему молились, когда начинали пахать и сеять, так как называли бога «подателем даров». В древние времена Зевс почитался и как домашнее божество – защитник дома и хранитель ограды. С течением времени он все чаще выступает как «отец людей и богов», гарант соблюдения законности, защитник как отдельного человека, так и государства в целом. Зевс – покровитель всех путешественников, поэтому отказ в гостеприимстве считался оскорблением самому богу. Такое неукоснительное соблюдение этических законов, верности клятв, гарантом которых был сам Зевс – «всевластный» и «всемудрый», обеспечивало высочайший авторитет могучего и благородного бога, способствовало повсеместному распространению его культа. Зевсу посвящались многочисленные храмы и алтари, крупнейшим из которых был афинский храм Олимпион.