Арес — сын Зевса и Геры, покровитель фракийцев, бог кровавой и вероломной войны

Жестокий и необузданный характер Ареса контрастиру­ет с гармоничным миром олимпийцев. Неслучайно в гречес­кой мифологии главным божеством войны является Афина, превосходящая Ареса мудростью и силой. Сам Зевс призна­ет, что ненавидит его за многочисленные бедствия, которые приносит война, и, если бы не родительские обязанности, за­ключил бы буйного Ареса в Тартар. Но несмотря на всю его силу и ярость, Ареса часто побеждают даже смертные: его ранит ахейский герой Диомед, а силачи От и Эфиальт связы­вают его и заключают в темницу, откуда бога войны освобож­дает ловкий Гермес. Возлюбленной Ареса являлась прекрас­ная Афродита.

Богатству и многообразию функций человеческого обще­ства соответствует многообразие типов и характеров на Олим­пе, где строгая Афина Паллада соседствует с чувственной Аф­родитой, трудолюбивый Гефест — с лукавым Гермесом, богом путешественников и воров, изящный Аполлон — с неистовым Дионисом. Главное же состоит в том, что греки стремились подчеркнуть разумность правления Зевса, которого сопровож­дают Ника, крылатая богиня победы, и Фемида, богиня спра­ведливости. Природа гармонизируется, становится предметом поэтического любования. Вместо демонов хаоса ее олицетво­ряют нимфы и нереиды. Пластическая красота возводится в культ и помещается на Олимп. Рядом с Зевсом присутствует Геба — символ вечной юности, и мальчик необыкновенной красоты — Ганимед, виночерпий богов. Все боги Олимпа бес­смертны и прекрасны, но есть и те, кто является персонифи­кацией этой красоты. Веселое и изящное окружение харак­терно для Аполлона с его музами и Афродиты с Эротом.

Олимпийская мифология повествует о рождении богов, их борьбе и победах над хтоническими чудовищами, лю­бовных увлечениях.

Большую группу составляют астральные мифы. В ос­нове их лежит метаморфоза — превращение людей в звез­ды или созвездия. Часто небесные тела представляются в виде животных, и тогда мы встречаем двойную метамор­фозу. Например, прекрасная нимфа Каллисто, спутница Артемиды, обольщенная Зевсом, была превращена им в медведицу (из страха перед местью Геры), а затем убита стрелой разгневанной Артемиды. Зевс превратил Каллис­то в созвездие Большой Медведицы. Астрея — дочь Зевса и Фемиды, богиня справедливости и чистоты, сестра Стыд­ливости, обитавшая среди людей Золотого века, — видя испорченность человеческих нравов, была вынуждена по­кинуть землю и вознестись на небо в виде созвездия Девы. Феномен парных звезд объяснялся близнечными мифами, например мифом о Диоскурах. Близнецы: Кастор — сын Леды и царя Тиндарея, брат Клитемнестры — смертен, а Полидевк — брат Елены Прекрасной, сын Леды и Зевса — бессмертен. Кастор, укротитель коней, и Полидевк, кулач­ный боец, — участники многих героических предприятий (похода аргонавтов, Калидонской охоты и др.). После ги­бели на поле боя Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, и теперь оба они попеременно появляются на небе в виде ут­ренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов. Гречес­кие астральные мифы многочисленны и разнообразны.

Метаморфоза лежит в основе многих мифов о возник­новении цветов, деревьев, животных, городов, обычаев, об­рядов. Такие мифы часто называют легендами. Метаморфоза отражала наивные пантеистские взгляды древних гре­ков, очеловечивавших природу и космос, и иллюстрировала идею единства мира, в котором происходит вечный кругово­рот превращений, но нет и не может быть смерти. Мифы о превращениях дидактичны. На ярком образном примере они дают наглядный этический урок осуждения эгоизма и горды­ни и утверждают бессмертие высоких человеческих чувств. Так, красавец Нарцисс, влюбленный в свое отражение, по­степенно лишается сил и превращается в цветок; обидевший маленького Эрота Аполлон жестоко наказан его стрелами: прекрасная нимфа Дафна предпочитает любви Аполлона превращение в лавровое дерево. Лавровый венок на голове «во­дителя муз» напоминает о его первой неразделенной любви, а впоследствии становится символом высокой награды за по­этическое мастерство. Оскорбленная грубым преследовани­ем бога лесов Пана превращается в легкий тростник нимфа Сиринга. «В этом согласии навсегда мы останемся вместе», — поет тростниковая свирель Пана, повторяя имя любимой. Дерзнувшая состязаться с самой Афиной в искусстве руко­делия Арахна превращена в паука. Гиацинт, «цветок скор­би», и кипарис, «древо печали», напоминают Аполлону о его погибших друзьях. Алая роза — символ страстной любви — вырастает из крови поранившей свои ноги Афродиты, когда она разыскивает в лесу пропавшего Адониса.

Связанный с метаморфозой сюжет популярен не только в древней мифологии, но и в легендах, создаваемых писате­лями. Овидий рассказывает о превращении Юлия Цезаря в звезду:

…душу его, что из плоти исторглась убитой,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: