Жестокий и необузданный характер Ареса контрастирует с гармоничным миром олимпийцев. Неслучайно в греческой мифологии главным божеством войны является Афина, превосходящая Ареса мудростью и силой. Сам Зевс признает, что ненавидит его за многочисленные бедствия, которые приносит война, и, если бы не родительские обязанности, заключил бы буйного Ареса в Тартар. Но несмотря на всю его силу и ярость, Ареса часто побеждают даже смертные: его ранит ахейский герой Диомед, а силачи От и Эфиальт связывают его и заключают в темницу, откуда бога войны освобождает ловкий Гермес. Возлюбленной Ареса являлась прекрасная Афродита.
Богатству и многообразию функций человеческого общества соответствует многообразие типов и характеров на Олимпе, где строгая Афина Паллада соседствует с чувственной Афродитой, трудолюбивый Гефест — с лукавым Гермесом, богом путешественников и воров, изящный Аполлон — с неистовым Дионисом. Главное же состоит в том, что греки стремились подчеркнуть разумность правления Зевса, которого сопровождают Ника, крылатая богиня победы, и Фемида, богиня справедливости. Природа гармонизируется, становится предметом поэтического любования. Вместо демонов хаоса ее олицетворяют нимфы и нереиды. Пластическая красота возводится в культ и помещается на Олимп. Рядом с Зевсом присутствует Геба — символ вечной юности, и мальчик необыкновенной красоты — Ганимед, виночерпий богов. Все боги Олимпа бессмертны и прекрасны, но есть и те, кто является персонификацией этой красоты. Веселое и изящное окружение характерно для Аполлона с его музами и Афродиты с Эротом.
Олимпийская мифология повествует о рождении богов, их борьбе и победах над хтоническими чудовищами, любовных увлечениях.
Большую группу составляют астральные мифы. В основе их лежит метаморфоза — превращение людей в звезды или созвездия. Часто небесные тела представляются в виде животных, и тогда мы встречаем двойную метаморфозу. Например, прекрасная нимфа Каллисто, спутница Артемиды, обольщенная Зевсом, была превращена им в медведицу (из страха перед местью Геры), а затем убита стрелой разгневанной Артемиды. Зевс превратил Каллисто в созвездие Большой Медведицы. Астрея — дочь Зевса и Фемиды, богиня справедливости и чистоты, сестра Стыдливости, обитавшая среди людей Золотого века, — видя испорченность человеческих нравов, была вынуждена покинуть землю и вознестись на небо в виде созвездия Девы. Феномен парных звезд объяснялся близнечными мифами, например мифом о Диоскурах. Близнецы: Кастор — сын Леды и царя Тиндарея, брат Клитемнестры — смертен, а Полидевк — брат Елены Прекрасной, сын Леды и Зевса — бессмертен. Кастор, укротитель коней, и Полидевк, кулачный боец, — участники многих героических предприятий (похода аргонавтов, Калидонской охоты и др.). После гибели на поле боя Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, и теперь оба они попеременно появляются на небе в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов. Греческие астральные мифы многочисленны и разнообразны.
Метаморфоза лежит в основе многих мифов о возникновении цветов, деревьев, животных, городов, обычаев, обрядов. Такие мифы часто называют легендами. Метаморфоза отражала наивные пантеистские взгляды древних греков, очеловечивавших природу и космос, и иллюстрировала идею единства мира, в котором происходит вечный круговорот превращений, но нет и не может быть смерти. Мифы о превращениях дидактичны. На ярком образном примере они дают наглядный этический урок осуждения эгоизма и гордыни и утверждают бессмертие высоких человеческих чувств. Так, красавец Нарцисс, влюбленный в свое отражение, постепенно лишается сил и превращается в цветок; обидевший маленького Эрота Аполлон жестоко наказан его стрелами: прекрасная нимфа Дафна предпочитает любви Аполлона превращение в лавровое дерево. Лавровый венок на голове «водителя муз» напоминает о его первой неразделенной любви, а впоследствии становится символом высокой награды за поэтическое мастерство. Оскорбленная грубым преследованием бога лесов Пана превращается в легкий тростник нимфа Сиринга. «В этом согласии навсегда мы останемся вместе», — поет тростниковая свирель Пана, повторяя имя любимой. Дерзнувшая состязаться с самой Афиной в искусстве рукоделия Арахна превращена в паука. Гиацинт, «цветок скорби», и кипарис, «древо печали», напоминают Аполлону о его погибших друзьях. Алая роза — символ страстной любви — вырастает из крови поранившей свои ноги Афродиты, когда она разыскивает в лесу пропавшего Адониса.
Связанный с метаморфозой сюжет популярен не только в древней мифологии, но и в легендах, создаваемых писателями. Овидий рассказывает о превращении Юлия Цезаря в звезду:
…душу его, что из плоти исторглась убитой,