Аид — брат Зевса, иногда — «Зевс преисподней», Владыка мертвых. Самый знаменитый атрибут – шлем, делающий его невидимым

В иерархии Олимпа Аид занимает второстепенное мес­то и является, по сути, ипостасью Зевса, поэтому одно из его имен — «Зевс преисподней». С ним связан лишь один ми­фологический сюжет — похищение Персефоны, дочери Деметры. У Аида нет и не может быть детей, поскольку смерть, олицетворением которой является этот бог, бесплодна. Среди богов подземного царства самыми известны­ми были Танат — бог смерти, Геката — богиня колдовства и Эринии — богини проклятия и мести.

Аид грозен, но не всесилен. Многие герои, посетив его царство, не только возвращались на землю невредимыми, но и получали желаемое. Так, например, Геракл забирает Кербера, Одиссей беседует с прорицателем Тересием, Орфей, очаровавший своим пением Аида, пытается вывести свою жену Эвридику, а хитрец Сизиф, обманув Аида, возвращается к жизни. Вообще мотив посещения подземного царства - один из самых известных, поскольку является этапом инициации греческого героя.

Аиду были посвящены немногочисленные храмы и ал­тари: Владыка мертвых внушал ужас неотвратимостью зна­комства с ним, а не любовь и почитание..

Царство Аида представлялось расположеныым глубоко под землей, а вход (или скорее выход, кто же по доброй воле отправится в подземное царство?), который охраняет трехглавый пес Кербер, можно было отыскать на дальнем западе, куда не проникали лучи солнца. Аид огромен и густонаселен. Согласно поздним представлениям, здесь находятся елисейские поля (поля блаженных) – место праведных душ и мрачная бездна Тартар, отделенная оградой и погруженная в вечную тьму. Тартар, поскольку является одним из четырех первооснов мира, древнее самого Аида; туда были низвергнуты непокорные титаны, там «залегают», по определению Гесиода, концы и начала, обитает рожденная им ночь, бушуют вихри – это все та же неизведанная и, следовательно, вызывающая ужас, стихия первобытной природы, которая с совершенствованием космоса никуда не исчезла, а лишь затаилась в глубинах земли. В этой мрачной бездне, которую бояться даже боги Олимпа, возникает легко идентифицируемый лик Хаоса, и это одна из тайн Аида..

Но большую его часть занимает унылая равнина, поросшая Цветами асфодея, по которой протекают реки: Лета, вода которой давала забвение земной жизни, Коцит — река скор­би, огненный Флегетон и ледяной Стикс и, наконец, река плача Ахерон, через которую души смертных переправля­лись в лодке Харона. В центре печальной равнины находил­ся дворец Аида и его супруги Персефоны, куда и попадали души для последнего суда. Минос, Радамант и Эак — сыновья Зевса, сидящие у трона Аида, - вершили суд. Сам мотив посмертного суда и соответствующего воздания достаточно традиционен и встречается во всех мифологических систе­мах, но картина царства мертвых, которую запечатлела гре­ческая мифология, оказала значительное влияние на хрис­тианские представления о загробном мире и нашла свое отражение в европейской художественной литературе. Сначала у Вергилия в «Энеиде», а затем в «Божественной комедии» Данте появляются хорошо знакомые мотивы, персонажи и пейзажи царства Аида (реки, рав­нины, пропасти), только теперь они, как и их обитатели, на­ходятся в Аду или в Чистилище.

Гера — супруга и сестра Зевса, верховная олимпий­ская богиня, покровительница брака. Эмблемы: ко­рона, покрывало, павлин — символ звездного неба.

Гера, подобно своему супругу, владеет громами, буря­ми и туманами, но основные ее функции — оберегать брач­ные узы и помогать роженицам. В характере Геры соче­таются черты неистовой хтонической богини и мудрой царицы. Среди героев особой любовью Геры пользовался Ясон — предводитель аргонавтов, которому она помогла добыть золотое руно. В Троянской войне Гера покровитель­ствовала ахейцам, мстя троянцам за обиду, нанесенную Па­рисом, отдавшим предпочтение Афродите. При этом она постоянно выступала против своего супруга Зевса, вызы­вая его гнев. Вообще, брак Зевса и Геры, покровительни­цы нерушимых семейных уз, был далек от идиллического. Царица Олимпа часто преследовала возлюбленных своего неверного супруга: на Латону она напустила страшного дракона, Ио мучил посланный ею овод, Семеле Гера вну­шила мысль попросить Зевса предстать перед ней в своем истинном облике — в результате Семела умерла от огня и молний Зевса. Но больше всего досталось любимому сыну Зевса Гераклу. Его ревнивая Гера преследовала с моментарождения, и, преодолевая препятствия, чинимые царицей Олимпа, Геракл совершил свои двенадцать подвигов и удо­стоился бессмертия. Само имя «Геракл» означает «просла­вившийся благодаря Гере». Однако как бы ни складыва­лись отношения между супругами Зевс, как и все боги Олимпа, неизменно отдавал должное прекрасной и мудрой Гере.

Культ Геры был распространен во всей Греции, но осо­бой популярностью пользовался в городах, которым покро­вительствовала богиня, — в Аргосе и Микенах.

Деметра — сестра Зевса, богиня плодородия и сель­ского хозяйства, мать Персефоны, супруги Аида. Эмбле­мы: факел, пшеничный колос.

Древнее хтоническое происхождение Деметры отражено в ее имени, которое дословно означает «Мать-земля». Де­метра — покровительница земледелия. Она подарила лю­дям зерна пшеницы, научила пахать и сеять. С ней связы­вались надежды на обильный урожай, а следовательно, на богатство и процветание. Неслучайно в браке с критским богом земледелия Иасионом Деметра рождает Плутоса — бога изобилия. Деметре посвящен один из древнейших ка­лендарных мифов, объясняющий цикличность времен года. Как правило, в основе сюжета календарного мифа лежит ис­тория исчезающего и возвращающегося, умирающего и воскресающего бога — именно так понималась тема смер­ти и возрождения в вечном круговороте природы. Деметра-природа предстает в этом мифе как мать, скорбя­щая о внезапно исчезнувшей дочери Персефоне. Разыски­вая дочь и не находя ее нигде, Деметра покидает богов и людей и уединяется в своем храме в Элевсине, а вместе с ней уходят тепло и жизнь, и наступает вечный холод. Когда выясняется, что Персефону похитил Аид — Владыка мер­твых, Зевс, чтобы спасти природу и не обидеть брата,вы­нужден принять следующее решение: треть года Персефона будет проводить со своим супругом Аидом, а две трети — с матерью Деметрой. Когда приходит любимая дочь, Деметра ликует — наступает весна, и все расцветает, когда ухо­дит обратно к Аиду — Деметра скорбит, и природа погру­жается в зимний сон.

Деметре поклонялись с древнейших времен. Центр ее культа — Элевсин, где в сентябре каждого года в течение девяти дней проходили Элевсинские мистерии, на кото­рых символически представлялись странствия Деметры. В элевсинском культе совместно почитались Деметра и Персефона.

Афина — дочь Зевса (рождена им самим), воин­ственная девственница, богиня ремесел, мудрости и справедливости, военной мощи, богиня-покровитель­ница Афин. Эмблемы: сова, змея, шлем, копье.

Появление в мире самой знаменитой греческой богини было воистину чудесным: она рождается из головы Зевса в полном боевом вооружении. Этому событию предшествовало известие, что у возлюбленной Зевса Метиды, богини муд­рости, может родиться сын, который превзойдет силой своего отца. Для того чтобы этого не случилось, Зевс проглотил беременную Метиду, а через некоторое время почувство­вал головную боль. По настоятельному требованию Зевса Гефест расколол отцу голову молотом — и перед потрясен­ным Олимпом предстала Афина.

Афина — любимая дочь Зевса, персонификация его мыс­ли, олицетворение мудрости. Она — богиня справедливой войны, защитница законности и государственности, покровительница ремесленников и художников. Женщин она научи­ла прясть и ткать, мужчин — строить храмы и корабли. Она выиграла у Посейдона спор о том, кто будет покрови­тельствовать Афинам, даровав городу оливу — «древо судь­бы». С тех пор главный город Греции носит ее имя. Афину часто называли Палладой (хранительницей), поскольку гре­ки были уверены: пока изображение богини (палладий) на­ходится в храме, городу ничего не угрожает.

Афина — богиня, олицетворяющая греческую цивили­зацию, но и в ее облике отчетливо проступают черты хтонической богини-матери, грозной, как сама стихия. Она суровая дева-воительница, хранящая целомудрие и совер­шающая военные подвиги. Вместе с Зевсом она сражается против титанов и гигантов, убивает чудовище Горгону, и с тех пор один из ее неизменных атрибутов — щит с изобра­жением Медузы, обладающий страшной магической силой. Афина требует от людей абсолютного подчинения, в про­тивном же случае жестоко карает. Арахну она превратила в паука за то, что девушка дерзнула соперничать с богиней в умении прясть; могучему Аяксу Теламониду помрачила разум, поскольку он не просил ее помощи на поле боя, а привык полагаться на себя; она жестоко преследует троян­цев, мстя им за обиду, нанесенную Парисом. Афина покро­вительствовала мужественным и смелым героям: Персею, Беллерофонту, Оресту, Диомеду, но особой симпатией бо­гини пользовался Одиссей.

Культ Афины был распространен по всей Греции, но его центром были Афины, где в августе проводились праздне­ства в честь рождения богини — панафении. В это время состязались актеры, поэты, гимнасты, а затем происходило подношение богатых даров культовой статуе богини.

Гефест — сын Зевса и Геры, хромой бог кузнечно­го дела и других ремесел. Эмблема: молот.

О рождении этого бога существует несколько версий. Самая распространенная называет Гефеста сыном Зевса и Геры, а более древняя говорит о том, что Гера произвела его на свет без помощи супруга, поскольку была рассержена на своего супруга Зевса, родившего Афину без ее помощи. О дальнейших действиях мате­ри Гефеста оба мифа рассказывают следующее: потрясен­ная уродством ребенка, Гера сбросила его с Олимпа в оке­ан. Мальчика спасла богиня Фетида, и он не только вырос в подводном гроте, но и обучился у морских богов уникально­му кузнечному мастерству. Своей матери он изготовил и по­слал в подарок трон изумительной красоты, который, прав­да, оказался ловушкой. Когда Гера, опустившись в кресло, положила руки на подлокотники, сработали наручники, приковавшие ее к трону. Никто из богов не смог помочь потрясенной царице Олимпа, и об освобождении пришлось просить создателя чудесного кресла. В конечном итоге Гефест примирился со своей матерью и остался на Олимпе, где построил богам великолепные чертоги, а себе оборудо­вал мастерскую. Несмотря на таланты великого мастера, Гефест не относится к удачливым богам. Однажды, засту­пившись за свою мать во время конфликта царственных ро­дителей, Гефест вызвал гнев Зевса и был вторично сброшен с Олимпа, после чего захромал на обе ноги. Не повезло ему и с супругой: прекрасная Афродита отличалась легкомыс­ленным характером, а Гефесту досталась роль вечно обма­нутого мужа. Впоследствии женой Гефеста стала одна из юных харит.

Гефест — бог-кузнец, бог покоренного огня, который освободил людей от страха перед этой стихией, чем спас их от холода и мрака. Вместе с Афиной он открыл для мира ремесла и сам создал великие шедевры: волшебный трон Геры, оружие и доспехи Ахилла, медных быков колхидского Царя Аэта. В лице Гефеста греки обожествляли стихию огня и искусство кузнечного дела, ему посвящались храмы и великолепные празднества.

Аполлонсын Зевса и Латоны, бог дельфийского оракула, ритуальных очищений, покровитель медицины, бог музыки и пения, водитель муз, хранитель пастухов и спад, мудрый прорицатель. Эмблемы: лира, лук, лавро­вый венок.

История Аполлона отражает эволюционное развитие греческой мифологии. В нем сочетаются черты грозного хтонического бога и созидательные и гармоничные начала олимпийской эпохи. Первоначально Аполлон — бог пасту­хов, ему принадлежали бесчисленные стада животных, а основными атрибутами бога были лук и стрелы. Даже свой дар прорицателя Аполлон получил от бога лесов Пана. Свой первый подвиг он совершил совсем юным, когда убил дра­кона Пифона, преследовавшего его мать. Затем он сражался вместе с Зевсом против титанов и гигантов. Стрелы Апол­лона — грозное оружие, которым он наказывает недостой­ных: вместе с Артемидой он убивает детей Ниобы, которая, возгордившись своим многочисленным потомством, возом­нила себя значительнее Латоны, матери богов. Аполлон осы­пает стрелами ахейский лагерь, мстя за оскорбление своего жреца Хриса.

С появлением на Олимпе Гермеса происходит перерас­пределение функций: Аполлон получает от сына Майи кифару в обмен на свои стада. Таким образом, из предводи­теля стад он становится водителем муз, покровителем искусства, музыки и пения.

Аполлону ведомы мудрость и знания Зевса, которые он может открывать людям, так как Аполлон — великий бог-про­рицатель. Знаменитый храм в Дельфах — святилище с ора­кулом, возвещающим волю богов, — стал центром его культа.

Одна из главных функций Аполлона — целительство. Его сын Асклепий стал великим врачом, научившимся даже воскрешать мертвых, нарушив этим естественный закон жизни, за что и был ослеплен Зевсом. В ев­ропейской традиции Аполлон и Асклепий являются родо­начальниками медицины и покровителями врачей.

Аполлон — защитник законности и порядка, бог, в ко­тором сочетаются все совершенства мира: мудрость, сила и сияние красоты. Неслучайно его отождествляли с Гелиосом — лучезарным богом солнца.

Но даже этому прекрасному богу ведомы гнев, мститель­ность и печаль. Он страдал от неразделенной любви, отвер­гнутый Дафной и Кассандрой, жестоко покарал сатира Марсия, вызвавшего его на музыкальный поединок, скорбел о потере своих друзей — Кипариса и Гиацинта.

Культ Аполлона был распространен во всем греческом мире, в его честь каждые четыре года устраивались Пифийские игры, уступавшие по значимости только Олимпийским.

Артемида — дочь Зевса и Латоны, сестра Аполлона, богиня охоты, покровительница диких животных, пред­водительница девственных нимф. Эмблемы: лук, олень.

Свою жизнь Артемида проводила в лесах, ее любимое занятие — охота, в которой богиню сопровождают нимфы и охотничьи собаки. Артемида — богиня, пришедшая из хтонического прошлого, целомудренная владычица зверей. Как и ее брат Аполлон, богиня вооружена луком и часто использовала его карающие стрелы. Она обладала суровым и агрессивным характером: мифы полны рассказов о мести Артемиды нарушителям законов ее культа. Она разгнева­лась на Ойнея, царя Калидона, за то, что он не принес ей в дар первые плоды урожая, и наслала наего земли страшно­го вепря. Артемида потребовала себе в жертву дочь Ага­мемнона после того, как ахейский царь не только убил ее священную лань, но и похвалялся этим поступком. Когда же юная Ифигения поднялась на жертвенный алтарь, Артеми­да сжалилась над девушкой и заменила ее ланью. Ифигению же она перенесла в свой храм в Тавриде, где, согласно легендам, жили поклонявшиеся Артемиде воинственные амазонки и приносились человеческие жертвы.

Артемиду окружали нимфы, давшие обет безбрачия. Если спутницы богини нарушали этот обет, их ждала жестокая кара. Артемида пронзила стрелой сердце нимфы Каллисто за то, что она стала возлюбленной Зевса. Перед свадьбой влюб­ленные должны были приносить искупительные жертвы Ар­темиде. Когда царь Адмет пренебрег этим обычаем, богиня наполнила его покои змеями. Единственным любимцем Ар­темиды был целомудренный Ипполит, сын царя Афин Тезея, но даже его богиня не смогла спасти от мести Афродиты, ко­торая последовала за презрение к ее чарам.

В позднем периоде развития греческой мифологии Ар­темида ассоциировалась с луной, подобно тому, как ее брат Аполлон — с солнцем, и отождествлялась с богиней Семелой. Греки посвящали Артемиде храмы и алтари, строго со­блюдая культ суровой и прекрасной богини.

Гермес — сын Зевса и нимфы Майи, вестник богов, бог дорог, торговли, удачи; проводник в царство мерт­вых, покровитель атлетов. Эмблема: кадуцей (жезл вестника), крылатые сандалии.

Гермес — самый изобретательный и ловкий среди олимпийских богов, персонификация победившей цивили­зации. В нем практически отсутствуют черты бога хтонической эпохи. В первый же день своей жизни Гермес совер­шил множество удивительных поступков. Выбравшись из младенческой колыбели, он изобрел лиру и научился на ней играть, затем похитил у Аполлона стадо коров и спря­тал их в пещере. Когда же возмущенный Аполлон потребо­вал вернуть ему животных, младенец так отговаривался и лгал, что Аполлону пришлось отнести его на Олимп и про­сить помощи у самого Зевса. Выслушав ожесточенный спор своих сыновей (Аполлон обвинял Гермеса в краже, а тот все отрицал), Владыка Олимпа повелел младшему немедленно вернуть стадо. Возможно, все бы и произошло так, как по­велел Зевс, но тут Гермес заиграл на лире, и потрясенный Аполлон захотел оставить себе необыкновенный музыкаль­ный инструмент, а взамен вручил маленькому плуту зо­лотой кадуцей (жезл вестника) и власть над стадами жи­вотных. Таким образом, древнейшая функция Гермеса, пастушьего бога, — забота о стадах и их охрана. Именно от Гермеса происходят другие божества полей и лесов: Пан, Дафнис, Силен.

После утверждения пастушьего бога на Олимпе он стал вестником богов, глашатаем Зевса и проводником умерших в царство Аида, то есть новые функции Гермеса носят по­среднический характер между мертвыми и живыми, миром людей и Олимпом. Гермес — вечный путник, поэтому один из главных его атрибутов — крылатые сандалии. Он покро­вительствует путешественникам, охраняет вестников и пос­лов. На дорогах Греции через каждую тысячу шагов стави­лись гермы — каменные столбы, служившие путевыми знаками. Чаще всего на гермы наносились изображения бога дорог и надписи, предостерегавшие путников от опасно­стей пути. Повреждение гермы считалось страшным свя­тотатством и влекло за собой месть бога.

Появление Гермеса для многих героев и даже богов означало перемену к счастью, удаче, новой судьбе. Он вызволил из медной бочки скованного Ареса, спас жизнь Одиссею на острове Кирки, помог Персею в поединке с Горгоной Медузой. Помощи у Гермеса просили не только путники, но и ораторы, восхищенные красноречием бога, купцы, надеющиеся на удачное путешествие и хорошую прибыль, мошенники и воры, мечтающие приобрести хит­рость и смекалку. Гермес — непревзойденный изобрета­тель. Он научил пастухов пользоваться огнивом, дал миру музыкальные инструменты, люди благодарны ему за изо­бретение алфавита. Гермеса считали великим магом. Ему были ведомы тайны прошлого и будущего, его золотой жезл мог пробуждать или погружать в сон. Благодаря этим уди­вительным талантам не только во времена античности, но и в средние века алхимики и прорицатели считали Гер­меса своим покровителем, посвящали ему магические за­клинания и молитвы, сохранившиеся до нашего времени. Труды средневековых магов вошли в историю под на­званием «герметических учений». В современном мире наблюдается новый всплеск интереса к Гермесу, мудро­му водителю по путям жизни, приносящему богатство и удачу. Его именем называют фирмы и компании, его изоб­ражения украшают выставки и фестивали. Может быть, сбывается пророчество великого средневекового пред­сказателя Нострадамуса, который назвал год 1999 годом Гермеса.

Дионис — сын Зевса и Семелы, бог эмоциональ­ной свободы, драмы, вина; бог производительных сил природы. Эмблема: виноградная лоза.

Дионис впервые познакомил греческий мир с вино­градарством и научил людей делать вино, которое из­бавляло от забот и дарило сладостное веселье и радость. Неслучайно одно из имен бога — Лиэй, «освободитель» Прежде чем присоединиться к богам Олимпа, он много путешествовал, утверждая в различных землях свой культ. Однажды Дионис был захвачен пиратами, которые хотели получить за него богатый выкуп. Но произошло чудо: оковы спали сами собой, мачты и паруса оплела ви­ноградная лоза, а сам бог воплотился в свирепого льва. Испуганные люди бросились в море и обратились в дель­финов.

Супругой Диониса стала Ариадна, дочь критского царя Миноса, оставленная Тесеем на острове Никос. От этого брака родился Приап — бог плодовитости.

В Греции празднества в честь Диониса устраивались несколько раз в году. Печальную славу снискали ночные ше­ствия, в которых основная роль отводилась женщинам, изо­бражавшим менад — спутниц бога. Неистовство менад, разрывавших тела жертвенных животных и пожиравших сырое мясо, вошло в поговорку. В последний день праздни­ка устраивалось пышное представление. Хор певцов, обла­ченных в козлиные шкуры (козлоногие сатиры — спутники Диониса), исполнял хвалебный дифирамб, ему вторили шу­точные песенки, посвященные веселому богу вина. С тече­нием времени из дифирамбов развилась греческая трагедия (слово «трагедия» означает «козлиная песнь»), а из шуточ­ных песен — комедия. В историю культуры вошли знаменитые афинские празднества — Великие Дионисии, отме­чавшиеся в конце марта. В VI веке до н. э. на юго-восточном склоне Акрополя был построен театр Диониса, в котором во время Великих Дионисий проводились состязания гре­ческих драматургов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow