Три силы души

Такое высокое предназначение требовало сложности и многообразия проявления душевных сил. Например, чтобы, скажем, произнести слово, сначала нужно решить это сделать, исходя из тех или иных соображений. Этого, однако, недостаточно. Можно решить, что это нужно, но не захотеть это сделать – действие окажется невыполненным. Наконец, помимо решения и желания, необходимо приложить некоторое усилие, чтобы привести в действие свое намерение. Итак, мы видим три вида душевных проявлений: «решить», «захотеть», «приложить усилие», которые соответствуют святоотеческой классификации, выделяющей три силы души[32]:

§ мыслительную – которая есть внутренняя жизнь души в самой себе;

§ желательную – указывающую на то, к чему стремится душа или дух;

§ и раздражительную, ответственную за активное проявление души во вне.

Мыслительной силе свойственны суждения, убеждения вообще, познание действительности, добродетели, науки и искусств[33]. Эти способности образуют рассудок, которым, по словам прп. Максима Исповедника, мы «ищем», т.е. делаем заключения, перебегая мыслью от одного предмета к другому. Рассудок, таким образом, отвечает за дискурсивное мышление. Созерцаемое же духовным чувством (умом) воспринимается непосредственно, а рассудок непосредственно не постигает, а лишь помышляет о том, что созерцается умом[34].

С динамикой мышления связано такое проявление мыслительной силы как внутреннее слово (lÒgoj ™ndi£qetoj), которое, по определению Немесия Эмесского, есть

движение души, происходящее в рассудке – без всякого внешнего выражения. Отсюда, мы часто и молча ведем с самими собой целое рассуждение, а также разговариваем во время сновидений: по этой способности преимущественно мы все считаемся разумными, и именно – не столько по слову произносимому[35], сколько по внутреннему[36].

Общение может происходить посредством внутреннего слова[37] - таково общение святых на небесах[38], пророки слышали Слово Божие как бы возглашающееся в них[39], надо полагать, что и первозданный человек мог общаться с помощью внутреннего слова.

Память также есть проявление мыслительной силы и основывается на способности души сохранять образы (tÚpouj) воспринятого умом или посредством чувств. Помимо воспринятого, в памяти находятся также и врожденные понятия и идеи, как, например, идея бытия Божия[40].

Известна показанная в следующей таблице классификация основных проявлений желательной силы души в зависимости от того, имеется ли что-либо благое или злое в наличии, или ожидается.

Таблица. Проявление желательной силы души [41].

  Благо Зло
Наличное Удовольствие Печаль
Ожидаемое Вожделение Страх

С помощью раздражительной силы мы действуем, напрягаем силы. Она сообщает душе ту напряженность энергии, тот неослабный духовный подъем, которые обеспечивают религиозно-нравственной жизни непрерывность возрастания в добродетели, стойкость, твердость и мужество в борьбе со злом[42].

Современная традиционная психология, как правило, не различает проявлений раздражительной и желательной сил, относя их к эмоционально-аффективной сфере. В частности, аффекты – стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера[43], и настроения, являющиеся устойчивыми и относительно слабо выраженными эмоциональными состояниями, рассматриваются как явления одного и того же порядка. С точки зрения церковной антропологии – это процессы с совершенно различной активностью раздражительной и желательной сил. Если в аффекте задействована прежде всего раздражительная сила, то в настроении преобладающую роль играет желательная сила души.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: