Грехопадение

Живя в своем блаженнейшем и прекрасном жилище – раю, человек имел только добрые и соответствующие божественному замыслу силы и проявления души, но, имея свободную личную волю, не был еще окончательно утвержден в добре. Для «упражнения свободы»[62] ему была дана заповедь не вкушать плодов лишь от одного дерева в раю. Это упражнение свободы состояло в том, что человек добровольно и непринужденно выбирал жизнь в согласии с волей Божией, и, произвольно избирая добродетель, он был бы уже непоколебимо утвержден в добре благодатью[63]. Диавол, желая погубить человека, он в качестве орудия соблазна использует змея, который, как уже говорилось, был, видимо, очень красивым животным и его плавные движения радовали глаз. Беседуя через змея с Евою, диавол соблазняет ее вкусить от запрещенного дерева. Она делает это не одна, а привлекает к тому же Адама.

Грехопадение Адама и Евы – оказывается целым комплексом греховных деяний: это и гордость (стать Богом помимо Бога), и неверие (не поверить Богу), и отступничество от Бога и переход на сторону Его врага, и неблагодарность Богу за все Его милости и щедроты. А Тертуллиан, анализируя грехопадение прародителей, находит нарушение всех десяти заповедей[64]. Блаженный Августин называет грехопадение Адама "неизъяснимым" отступничеством, поскольку в природе человека не было никакой предпосылки, даже, можно сказать, никакой возможности падения, и все же его свободная личность избирает зло. Личность избирает противное своей природе и желает противное своей природной воле! За этим следует впадение в противоестественное состояние.

Следует отметить, однако, одно несколько извиняющее человека обстоятельство: в отличие от самостоятельно согрешившего диавола, человек пал в результате обольщения, пришедшего извне, от другого существа.

Грех прародителей произвел в человеке и условиях его существования множество последствий, среди которых можно перечислить:

§ поврежденность человеческой природы после грехопадения ("физические"[65] последствия),

§ всеобщность распространения греха (нравственные последствия),

§ потеря людьми правильного представления о Боге (гносеологические последствия),

§ известная справедливость того, что человек был оставлен Богом и продан в рабство диаволу («юридические» последствия),

§ изменения в природе видимого мира (космические последствия).

Физический, нравственный и гносеологический аспекты имеют прямое отношение к антропологической проблематике.

«Физические» последствия грехопадения: тленность, смертность, страстность, кожаные ризы

Появившись в недрах личной воли прародителей, грех привел к повреждению природы человека, в силу вступили новые законы. Согласно преподобному Максиму Исповеднику, в человеческую природу привзошли тленность, смертность и страстность, которых не знало человеческое естество до грехопадения[66]. Эти проявления наиболее явны на уровне человеческого тела, но в силу единства духовно-душевно-телесного состава человека безусловно затрагивают душу.

Термин тление [67] обозначает процессы распада, разложения, утраты единства и целостности разного рода. До грехопадения человек не испытывал тления, но, потенциально, мог измениться. Если бы он сохранил божественную заповедь, он стал бы неизменно нетленным по благодати: грехопадение ввело тление в природу человека[68]. Оно стало проявляться на уровне тела в процессах распада, постоянно происходящих в живом человеческом организме (выделение пота, низшие отправления и т.д.). Жизнь человека по грехопадении буквально пропитана процессами распада, и потому нам достаточно трудно понять физиологию райского состояния человека. Вероятно, человек не испытывал физиологической потребности в пище, ему не нужно было подкреплять свои силы сном[69]. Даже после грехопадения законы функционирования человеческого организма менялись постепенно. Адам и его прямые потомки жили по несколько сот лет, что трудно себе представить с точки зрения современных представлений о долгожительстве.

Однако телесными проявлениями не ограничивается действие тления в человеке. Из греческого текста 2 Кор. 11, 3 - ... боюсь, чтобы ваши умы не повредились (foboàmai d m» pwj fqarÍ t¦ no»mata Ømîn, слав.: да не истлеют умы ваша), уклонившись от простоты во Христе, можно понять, что тление проявляется и на уровне души. Ум растлевается, обращаясь от простой веры в Бога, основанной на созерцании и надежде, к сложным теософским системам. На уровне всех сил души заметна дезинтеграция, появляются противоречивые стремления и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 15).

Рассогласование душевных сил приводит к специфическим психопатологическим проявлениям. Основатель современной психопатологии П. Жанэ, считал, что в основе истерии лежит механизм, называемый диссоциация. Часть психики, которая обычно подавляется и не может проявиться в какой-либо форме активности, отщепляется от целостности психической жизни, приобретает собственную автономию и начинает самостоятельно управлять определенными психическими или физическими процессами. Тогда они уже не подчинены психике как целостность, не подчинены актам воли, а являются лишь отщепленной частью. Расщепление, но уже в значительно более сильной степени характерно и для шизофрении[70]. Больной, находящийся в острой фазе шизофренного психоза, живет одновременно в двух мирах: реальном и мире, созданном психической болезнью[71].

С тленностью тесно связана страстность. В отличие от противоестественной страстности, как стремления к греховным наслаждениям, эта (естественная) страстность заключается в подверженности человеческой природы страданиям и боли, которые вызываются внешними воздействиями. Здесь нужно отличать собственно ощущение боли от ее субъективного переживания: в райском состоянии человек безусловно испытывал различные воздействия со стороны внешнего мира но они не сопровождались, надо полагать, болью. Болезненные переживания - чувства голода, жажды, холода, утомление от зноя и т.д. - появились по грехопадении. Источником болезненных переживаний может быть не только тело, но и душа, как, например, в случае синдрома острого горя, возникающего в результате смерти кого-нибудь из близких[72].

Смертность тоже тесно связана с тленностью, поскольку является разрушением целостного душевно-телесного состава человека. Человек был создан для бессмертия, но согрешение прародителей привело к появлению смертности в человеческой природе. Святые отцы так объясняют причину появления смерти:

Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. И главным образом смертью является смерть души. На нее указывает Бог, когда, давая заповедь в раю, сказал Адаму: в какой день вкусишь от запрещенного древа, смертию умрешь (Быт. 2, 17). Ибо тогда умерла душа его, чрез преступление отделившись от Бога, по телу же он продолжал жить с того часа и далее до девятьсот тридцати лет. Но смерть, прибывшая через преступление, не душу только сделала непотребною и человека подклятвенным, а и тело, соделав многоболезненным и многострастным, предала наконец смерти[73].

Св. Григорий Палама говорит о двух видах смерти: телесной и духовной. Первая заключается в отделении тела от оживлявшей его души, вторая есть отделение Бога от души или, по изъяснению свт. Филарета Дроздова, лишение души благодати Божией, которая (т.е. благодать) оживляла душу высшей духовной жизнью[74].

Духовной смертью умер Адам сразу после нарушения заповеди и с тех пор она стала состоянием всего человечества до пришествия Спасителя в мир и виновницей телесной смерти.

Дух человека в состоянии духовной смерти - т.е. богооставленности - быстро утрачивает переживание осмысленности и полноты бытия, что может стать, опять таки, причиной различных психических аномалий, о чем убедительно свидетельствует В. Франкл:

Мы можем утверждать следующее: если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществлению смысла, в частности с помощью химических препаратов… Б. А. Маки, директор Центра реабилитации алкоголиков военно-морских сил США, утверждает: «Работая с алкоголиком, мы очень часто убеждаемся, что жизнь, по-видимому, потеряла для него смысл»… Подобные вещи мы наблюдаем и в случаях с наркоманией. Если верить Стенли Криппнеру, сто процентов случаев наркоманий связаны с ощущением утраты смысла…На самом деле похоже, что агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциальный вакуум. Что верно по отношению к преступности, может быть применено и к сексуальности: лишь в экзистенциальном вакууме набирает силу сексуальное либидо[75].

Следствием смерти духовной является телесная смерть, которая, как и всякое наказание Божие, содержит в себе человеколюбие:

Впрочем и здесь [в наказании за грех, человек] приобретает нечто, именно смерть - в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным. Таким образом самое наказание делается человеколюбием. Ибо так, в чем я уверен, наказывает Бог [76].

Действительно, смерть останавливает в человеке действие зла, ведь иначе он мог бы бесконечно деятельно совершенствоваться во зле и уподобиться дьяволу. Пресекая цепочку порочных деяний, смерть как бы отделяет человека от диавола:

Бог изгоняет человека из рая и делает невозможным вкушать ему от древа жизни: бессмертие утверждало бы только смерть духовную... Духовная смерть отделила от Бога, телесная отделяет от диавола[77].

Половое общение, зачатие, рождение, кормление грудью, младенческий и старческий возраст все это возникает в результате появления в человеке тленности, смертности и страстности. Для обозначения этих новых условий существования человеческой природы святые отцы иногда используют специальный термин - кожаные ризы[78], заимствованный из книги Бытия в которой говорится, что перед тем, как изгнать человека из рая сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные [dermat…nouj от dšrma - кожа, шкура], и одел их (Быт. 3, 20). По толкованию отцов здесь речь идет именно об облечении человеческой природы в тленность, смертность и страстность, которые сближают человека с одетыми в шкуру бессловесными животными:

Когда я слышу слово «кожа», оно говорит мне о внешнем виде неразумной природы, в которую мы облеклись приобщившись к страстям[79].

Тленность, смертность и страстность и все их проявления, будучи свойствами человеческой природы, естественным образом наследуются через рождение, поскольку в рождении сообщается рождаемому природа со всеми ее свойствами. По знаменитому выражению святителя Филарета

как от зараженного источника течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство[80].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: