Восстановление человеческой природы. Христологический аспект

Православная церковь учит, что восстановление человеческой природы совершилось посредством воплощения Второго Лица Святой Троицы (ср. слова Символа Веры: ...нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося...). Слово "воплощение" означает, что Сын Божий принял на Себя человеческую природу, и сделался человеком, не переставая быть Богом[136]. Таким образом, божественное и человеческое естество соединились нераздельно и неслиянно в одной Ипостаси Господа Иисуса Христа, причем Его ипостась – божественная, Второе Лицо Святой Троицы.

Грехопадение Адама началось с уклонения к злу, т.е. растления личной воли или произволения первого человека. Тленность, смертность и страстность вошли в человеческое естество как следствие растленности произволения[137]. Соответственно началом спасения является склонность личного произволения во Христе к благу. Если до Спасителя люди не могли противостоять имеющемся в каждом из людей влечению к наслаждению, то вся земная жизнь Господа есть избегание чувственных наслаждений[138]. Символом этого является отвержение искушений в пустыне во время сорокадневного поста (Мф. 4, 1-11).

Через утвержденность произволения в добре в Ипостаси Господа человеческая природа избавляется от тленности, смертности и страстности[139]. Это показывается прежде всего тем, что вместо обычного для людей избегания страдания, Господь принимает добровольные страдания[140]. Разрушен таким образом основной механизм, определявший динамику психической жизни человека по грехопадении: стремление к наслаждению с одновременным избеганием страдания. В полной мере избавление от тленности, смертности и страстности происходит по Воскресении, когда, по словам богослужения в Великую Субботу, Бог прелагает тленное в нетление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: