Йозеф Ратцингер

В ускорении темпа исторического про­гресса, свидетелями которого мы стали, прежде всего проявляются, как мне кажется, два фактора, говорящие о том, как медленно происходило развитие раньше. Первый фактор - формирова­ние всемирного общества, где в различ­ных сферах жизни отдельные полити­ческие, экономические и культурные силы всё больше зависят, влияют друг на друга и соприкасаются. Второй фак­тор - развитие возможностей челове­ка, его потенциала созидать и разру­шать, и поэтому вопрос о правовом и нравственном контроле над властью становится как никогда актуальным. Таким образом, чрезвычайно насущ­ной стала рефлексия над тем, как встречающиеся культуры могут найти этические основы, направить своё сосуществование на верный путь и взять на себя совместную правовую ответственность за укрощение и упоря­дочение власти.

То, что проект «Всемирный этос», предложенный Гансом Кюнгом, находит такую поддержку, показывает, что данный вопрос во всяком случае осмыслен. Остроумная критика про­екта со стороны Роберта Шпеманане мешает такой констатации. Ибо к двум названным факторам добав­ляется третий: в процессе встречи и взаимопроникновения культур раз­рушаются некоторые очевидные эти­ческие ценности, которые до сих пор были определяющими. Что же такое на самом деле добро, причем в данном контексте, и почему его нужно совершать, даже во вред себе самому, - на этот основополагающий вопрос исчерпывающего ответа нет.

И вот, мне представляется очевид­ным, что наука как таковая не может создать этос, а значит обновление этического сознания не станет пло­дом научных дебатов. С другой сто­роны, неоспоримо и то, что принци­пиальные изменения в нашем видении мира и человека, произошедшие в результате развития научных познаний, существенным образом обусловили разрушение очевидных ранее нравст­венных ценностей. Поэтому все же существует ответственность науки за достоинство человека, в особен­ности ответственность фило­софии критически осмыслять раз­витие отдельных наук, опровергать поспешные выводы и мнимую уверен­ность относительно того, что есть человек, как он появился и для че­го существует. Иначе говоря, наука должна отделять ненаучный элемент от научных выводов, с которыми он часто смешан, и таким образом ясно видеть целое, учитывать разные измере­ния реальности человеческого бытия, тогда как зачастую она подмечает лишь частные его аспекты.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: