ционального зерна мышление в неопределенную архаическую эпоху, предшествующую Христу и Сократу. Философия, сознавая свою слабость и свое шаткое положение в сложном дифференцированном устройстве современного общества, напротив, настаивает на родовом, хотя вовсе не имеющем негативного смысла, различии между секулярной речью, доступной, по ее собственному пониманию, всем, и речью религиозной, зависящей от истин откровения. В отличие от Канта и Гегеля, такое грамматическое разграничение никак не связывается с философским притязанием самостоятельно определить, что из предлагаемого религиозными традициями - помимо социально институциализированного знания о мире - истинно, а что ложно. Уважение, неотъемлемое от когнитивного воздержания от суждения, основывается на уважении к людям и образу жизни, черпающему свою безупречность и идентичность из религиозных убеж-
дений. Но уважение - это еще не всё: у философии имеются основания для готовности учиться у религиозных преданий.
5 Диалектика секуляризации
ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
ЮРГЕН ХАБЕРМАС