Заключение. Если вы читаете эти строки, то либо вы не прочитали всего остального и сразу заглянули в раздел “Заключение”

Если вы читаете эти строки, то либо вы не прочитали всего остального и сразу заглянули в раздел “Заключение”, либо вам надо писать отзыв на эту работу, либо вы являетесь настоящим любителем одновременно ролевых игр и социальной теории. Самое важное, ценное и интересное уже было сказано в разделах, посвященных выводам, а иногда и просто в замечаниях в ходе анализа. В качестве формального заключения подведем итог проделанной работы.

В работе был рассмотрен порядок социального взаимодействия в процессе ролевой игры живого действия на примерах нарушения фрейма игры.

Российское ролевое сообщество уже становилось предметом изучения; российская же ролевая игра еще не была систематически рассмотрена исследователями. В в западных работах существуют схемы, моделирующие взаимодействия участников на ролевых играх различных жанров, основанные на фреймовом анализе И. Гофмана, однако к полигонной ролевой игре живого действия фреймовый анализ ранее не применялся.

Провозглашаемая русскоязычным ролевым сообществом Санкт-Петербурга и Москвы в качестве ценности непрерывность погружения в персонажа и игрового процесса на практике остается лишь ориентиром, на который ссылаются в определенных обстоятельствах. В реальных РИЖД погружение в игру носит прерывистый характер, а переключение во внеигровые области смыслов имеет место систематически и, в случае переключений в домен метаигры, оказывается конститутивным по отношению к игровому миру.

По результатам включенного наблюдения дано этнографическое описание поля (выстраивание внутренних и внешних границ вокруг ПРИ) и собран материал о случаях, которые воспринимаются наблюдателями как “выпадение” из игры. Анализ этого материала позволил предложить схематическое описание областей референции, которые оказываются актуальны для участников игры при переключении вовне игрового фрейма. Предлагаемая схема отражает устройство не только собственно игры, но и тех контекстов, которые потенциально актуализируемы участниками, принадлежащими к данному игровому сообществу.

От более ранних попыток концептуализации устройства смысловых миров ролевой игры эта схема отличается, во-первых, разведением физического мира и повседневной социальной реальности, а также выделением домена предыдущего ролевого опыта как важной области конструирования групповой идентичности.

Систематизированы возможные типы переключений во внеигровые фреймы, а также триггеры, запускающие такие переключения. Выявлены способы нарушения игрового пространства, различающиеся в отношении их внешней проявленности, маркированности и осознанности переключения фрейма. Ситуация переключения рассмотрена в перспективе социального взаимодействия, то есть с учетом того, как контекст выстраивается во взаимодействии с партнером. С этой целью рассмотрены

типы реагирования партнеров на переключение и описаны способы «починки» игровой реальности.

Литература

1. Антипов Д. Исторические ролевые игры как жанр // Сумма ролевых игр. 2012-2013: ролевой конвент «Комкон»; Москва, 13-16 марта 2014 г.: Сборник статей / Под. ред. Э.Е. Михейкиной. М.: «Ваш полиграфический партнер», 2014.

2. Белоконь О. А. Психологические возможности ролевой игры в адаптации человека к нестандартным ситуациям. На примере ролевой игры «Сильмариллион-экстрим», Екатеринбург, 2002 год. Дипломная работа, М., 2005.

3. Витгенштейн Л. Философские работы, ч. 1. М.: «Гнозис», 1994.

4. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М., Институт социологии РАН, 2004.

5. Земцов Д.И. Дидактические игры свободного действия // Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания. -- М.: МАКС Пресс, 2009.

6. Карева Е. К вам нагрянул журналист // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя: Ролевой конвент «Комкон»; Москва, 14-17 марта 2013 г. Сборник статей / Под ред. Федосеева А. И. – М.: МАКС Пресс, 2013.

7. Келембетова Ю. Особенности национального ролевого движения Украины // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя: Ролевой конвент «Комкон»; Москва, 14-17 марта 2013 г. Сборник статей / Под ред. Федосеева А. И. – М.: МАКС Пресс, 2013.

8. Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники. М.: 2008.

9. Кот Я. Длительная ролевая игра Иннокентия Жукова // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя: Ролевой конвент «Комкон»; Москва, 14-17 марта 2013 г. Сборник статей / Под ред. Федосеева А. И. – М.: МАКС Пресс, 2013.

10. Куприянов Б.В., Подобин А. Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. Кострома: Изд-во КГУ, 2003.

11. Куркин И. Метатеатр. Опыт применения ролевых игр в лагере «Нить Ариадны» // Сумма ролевых игр. 2012-2013: ролевой конвент «Комкон»; Москва, 13-16 марта 2014 г.: Сборник статей / Под. ред. Э.Е. Михейкиной. М.: «Ваш полиграфический партнер», 2014.

12. Лотман М.Ю. Семиотика сцены // Избранные статьи, т.1. Таллинн, 1992.

13. Медведев Е.А. Субкультура участников ролевых игр и методы исследования ее воздействия на личность. Дисс. канд. социол. наук., М., 2003.

14. Перепелкин И., Рыбалко А., Рощин Д. История появления ролевых игр по Толкиену в России // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя: Ролевой конвент «Комкон»; Москва, 14-17 марта 2013 г. Сборник статей / Под ред. Федосеева А. И. – М.: МАКС Пресс, 2013.

15. Писаревская Д. Б. Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе. Дисс. канд. ист. наук., М., 2009.

16. Пустовойт Р. Конструирование и реинтерпретация правил ролевой игры: социологический анализ. Дипломная работа, Москва, 2011.

17. Пустовойт Р. Конструирование правил ролевой игры // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя: Ролевой конвент «Комкон»; Москва, 14-17 марта 2013 г. Сборник статей / Под ред. Федосеева А. И. – М.: МАКС Пресс, 2013.

18. Рожков В. We are the world! // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя: Ролевой конвент «Комкон»; Москва, 14-17 марта 2013 г. Сборник статей / Под ред. Федосеева А. И. – М.: МАКС Пресс, 2013.

19. Славко М. Ролевое движение в России в 1990-2006 годы. Дисс. канд. ист. наук., Чебоксары, 2007.

20. Толстой Л. Н.Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 30. М., 1928-1958.

21. Трубецкая Д., Федосеев А. Во что играть после смерти // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя: Ролевой конвент «Комкон»; Москва, 14-17 марта 2013 г. Сборник статей / Под ред. Федосеева А. И. – М.: МАКС Пресс, 2013.

22. Федосеев А.И. Ролевые игры как образовательная технология // Инновационные технологии образовании (выпуск №2: Образовательная игра). — М.: МАКС Пресс, 2011.

23. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер. с гол. Д. В. Сильвестрова — М.: Прогресс — Традиция, 1997.

24. Хохлова А. О развитии ролевых игр в России // Ролевые игры. Глядим назад, следов не видя: Ролевой конвент «Комкон»; Москва, 14-17 марта 2013 г. Сборник статей / Под ред. Федосеева А. И. – М.: МАКС Пресс, 2013.

25. Щепанская Т.Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003.

26. Щербачев В. Ролевые игры: бегство к себе // Сумма ролевых игр. 2012-2013: ролевой конвент «Комкон»; Москва, 13-16 марта 2014 г.: Сборник статей / Под. ред. Э.Е. Михейкиной. М.: «Ваш полиграфический партнер», 2014.

27. Andersen A.M., Aarebrot E. Larp in Kamensky forest // Larp, the universe, and everything / M. Holter, E. Fatland & E. Tømte (Eds.). Oslo: Knutepunkt, 2009.

28. Barkholt-Spangsbo T. Levelling the Playing Field and Designing Interaction // Playground Worlds. Creating and Evaluating Experiences of Role-Playing Games / Edited by Markus Montola & Jaakko Stenros - Ropecon ry, Jyväskylä, 2008.

29. Bateson G. The message “This Is Play” // Group processes / Ed. by B. Schaffher. New York: Josiah Macy, Jr., Foundation Proceedings, 1955.

30. Bowman S. L. Social Conflict in Role-Playing Communities: An Exploratory Qualitative Study // International Journal of Role-Playing, issue 4, 2013.

31. Brenne G.-T. Making and Mantaining Frames: A Study of Metacommunication in Laiv Play. Oslo, 2005.

32. Cantwell T. Ten Comparison between UK LRP and French GN // Larp, the universe, and everything / M. Holter, E. Fatland & E. Tømte (Eds.). Oslo: Knutepunkt, 2009.

33. Castellani A. The Vademecum of the Karstic Style // Larp, the universe, and everything / M. Holter, E. Fatland & E. Tømte (Eds.). Oslo: Knutepunkt, 2009.

34. Copier, M. Connecting Worlds. Fantasy Role-Playing Games, Ritual Acts and the Magic Circle // Proceedings of DiGRA Conference, 2005.

35. Csikszentmihalyi M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. New York: Harper and Row, 1990.

36. Deterding S. The Game Frame: Systemizing a Gofmanian Approach to Video Game Theory. Proceedings of DiGRA 2009, Digital Games Research Association Conference, Brunel University, London, 2009.

37. Dzervite A. A bilingual history of Latvian larp // Larp, the universe, and everything / M. Holter, E. Fatland & E. Tømte (Eds.). Oslo: Knutepunkt, 2009.

38. Ermi L., Mäyrä F. Fundamental Components of the Gameplay Experience: Analysing Immersion. // Changing Views: Worlds in Play - Selected Papers of the 2005 Digital Games Research Association's Second International Conference / de Castell, Suzanne & Jenson, Jennifer (eds.): Digital Games Research Association & Simon Fraser University, Vancouver, 2005.

39. Falcão L. New Tasties in Brazilian Larp // The Cutting Edge of Nordic Larps. Ed. J. Back. Denmark: Knutpunkt, 2014.

40. Fatland E. Knutepunkt and Nordic Live Role-playing: a crash course // Dissecting larp. Knudepunkt, 2005.

41. Fine G. A. Shared Fantasy. Role-Playing Games as Social Worlds. Chicago: University of Chicago Press, 1983.

42. Gumperz J. J. Discourse strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

43. Harviainen J. T. The multitier game immersion theory // As larp grows up. M. Gade, L. Thorup, and M. Sander, eds. / Fredriksberg, Projektgruppen KP03, 2003.

44. Harviainen J. T. Information, immersion, identity: the interplay of multiple selves during live-action role-play // Journal of Interactive Drama, 1(2), 2006.

45. Harviainen J. T. Notes on designing repeatable larps // Larp, the universe, and everything / M. Holter, E. Fatland & E. Tømte (Eds.). Oslo: Knutepunkt, 2009.

46. Harviainen J.T. Sadomasochist Role-Playing as Live-Action Role-Playing: A Trait-Descriptive Analysis // International Journal of Role-Playing, issue 2, 2011.

47. Harviainen J.T. Systemic Perspectives on Information in Physically Performed Roleplay. Academic dissertation, University of Tampere, 2012.

48. Holter M. Stop saying “immersion”! // Lifelike / In J. Donnis, M. Gade & L. Thorup (Eds.) Copenhagen: Knudepunkt, 2007.

49. Hook N. The Children of Treasure Trap: History and Trends of English Live-Action Role-Play // Playground Worlds. Creating and Evaluating Experiences of Role-Playing Games / Edited by Markus Montola & Jaakko Stenros - Ropecon ry, Jyväskylä, 2008.

50. Hopeametsä H. 24 Hours in a Bomb Shelter: Player, Character and Immersion in Ground Zero // Playground Worlds. Creating and Evaluating Experiences of Role-Playing Games / Edited by Markus Montola & Jaakko Stenros - Ropecon ry, Jyväskylä, 2008.

51. Ilieva A. Cultural Languages of Role-Playing // International Journal of Role-Playing, issue 4, 2013.

52. Järvinen A., Heliö S. and Mäyrä F. Communication and Community in Digital Entertainment Services. Prestudy research report. Hypermedia Laboratory Net Series 2, 2002.

53. Kellomäki J. Simulaatio ja kerronta – roolipeli ergodisena järjestelmänä. Master’s thesis, University of Helsinki, 2004.

54. Konzack, L. Computer game criticism: A method for computer game analysis. Tampere, Finland: Proceedings of the Computer Games and Digital Culture Conference, 2002.

55. Kot, Y. I. Educational Larp: Topics for consideration // Wyrd Con Companion 2012 / ed. Sarah Lynne Bowman (Ph. D.), Aaron Vanek – Mountain View, California, USA: Creative Commons, 2012.

56. Kot, Y. Some Points of the History of Larp in Belarus // KoLa. LARP Conference 11-13 January 2013, Wroclaw, Poland / editor: Jakub Tabisz – Wroclaw: 2013.

57. Kot I. Nordic-Russian Larp Dictionary // The Cutting Edge of Nordic Larps. Ed. J. Back. Denmark: Knutpunkt, 2014.

58. Lappi A.-P. Playing Beyond Facts: Immersion as a Transformation of Everydayness // Lifelike / In J. Donnis, M. Gade & L. Thorup (Eds.) Copenhagen: Knudepunkt, 2007.

59. Lehrich, Christopher (2004): Ritual Discourse in Role-playing Games. Online at

http://www.indie-rpgs.com/_articles/ritual_discourse_in_RPGs.html (ccылка проверена 24.05.2014).

60. Lieberoth A. With Role-Playing in Mind. A Cognitive Account of Decoupled Reality, Identity and Experience // In: Role, Play, Art, ed. Fritzon T. & Wrigstad, T. Föreningen Knutpunkt, Stockholm, 2006.

61. Lieberoth A. Are you the Daddy? Comparing Fantasy Play in Children and Adults through Vivian Gussin Paley’s A Child’s Work // Playground Worlds. Creating and Evaluating Experiences of Role-Playing Games / Edited by Markus Montola & Jaakko Stenros - Ropecon ry, Jyväskylä, 2008.

62. Lukka L. The Psychology of Immersion // The Cutting Edge of Nordic Larps. Ed. J. Back. Denmark: Knutpunkt, 2014.

63. Mäyrä F. & Lankoski P. Play in Hybrid Reality: Alternative Approaches to Game Design // Digital Cityscapes: Merging Digital and Urban Playspaces, Publisher: Peter Lang Publishers, Editors: Souza e Silva, Sutko, 2009.

64. Mackay D., The Fantasy Role-Playing Game. A New Performing Art.London, McFarland, 2001.

65. Milewski P. And Quoth RPG “Oh Larp, Thou Ungrateful Child of Mine!” // KoLa. LARP Conference 11-13 January 2013, Wroclaw, Poland / editor: Jakub Tabisz – Wroclaw: 2013.

66. Miser N. No One Role-plays the Spanish Inquisition!: the Early History of Role-playing Games in Spain // WyrdCon 2013 Companion Book. / Eds. S. L. Bowman & A. Vanek. Orange: WyrdCon, 2013.

67. Misje H., Nielsen M., Andersen M. Larping in Lebanon // The Cutting Edge of Nordic Larps. Ed. J. Back. Denmark: Knutpunkt, 2014.

68. Montola M. The Invisible Rules of Role-Playing. The Social Framework of Role-Playing Process // International Journal of Role-Playing, 2008.

69. Montola M. On the Edge of the Magic Circle. Understanding Role-Playing and Pervasive Games. Academic dissertation, University of Tampere, 2012.

70. Pohjola M. The Manifesto of the Turku School // The Foundation Stone of Nordic Larp / eds. E. Saitta, M. Holm-Andersen & J. Back. Denmark: Knutpunkt, 2014.

71. Salen K., Zimmerman E. Rules of Play. Game Design Fundamentals.The MIT Press, Cambridge & London, 2004.

72. Searle J. The Construction of Social Reality. New York: The Free Press: 1995.

73. Schmit W.L., Martins J.B., Ferreira T. Role-playing games and education in Brazil; how we do it // Larp, the universe, and everything / M. Holter, E. Fatland & E. Tømte (Eds.). Oslo: Knutepunkt, 2009.

74. Semenov A. Russian Larp History. The View from St. Petersburg // Playing reality / E. Larsson (Ed.) Stockholm: Interacting Arts, 2010.

75. Stenros J. The Frames of Pervasive Live Action Role-Playing Games. A Case Study Applying Frame Analysis on Momentum. A Master’s thesis. Faculty of Social Sciences, University of Helsinki, 2008.

76. Stenros J. What Does “Nordic Larp” mean? // The Cutting Edge of Nordic Larps. Ed. J. Back. Denmark, 2014.

77. Tychsen A., Hitchens M., Brolund T., Kavakli M. Live Action Role-Playing Games: Control, Communication, Storytelling, and MMORPG Similarities // Games and Culture, 2006.

78. Vanek A. Cooler Than You Think: Understanding Live Action Role Playing (LARP). Live Game Labs: Los Angeles, 2009.

79. Vanek, A. The non-united larp states of America // Talk larp: Provocative writings from KP2011.Claus Raasted, ed. / Copenhagen, Denmark: Rollespilsakademiet, 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: