Несмотря на снижение производственных показателей и плачевное состояние экономики Донетчины, средняя заработная плата значительно выросла. Так, в промышленности при падении производительности труда на 2,3% средняя зарплата увеличилась на 11%, достигнув 314 руб. В целом по народному хозяйству она составила 259 руб., т.е. на 9,5% больше, чем в предыдущем году. Наиболее быстро росла оплата труда колхозников: на 29,3% в год, достигнув в 1990 г. 269 py6.
Необоснованный рост денежных доходов не улучшил положения населения. Напротив, он привел к снижению уровня жизни, так как цены в условиях острой нехватки товаров увеличивались гораздо быстрее зарплаты.
Приняв за точку отсчета 1987 г., можно проследить динамику изменения заработной платы, производительности труда и уровня цен в Донецкой области в период 1988—1990 гг. Увеличение зарплаты при неуклонном снижении производительности труда приводило к появлению большого количества «пустых», необеспеченных товарами денег, что, в свою очередь, закладывало основы неуправляемой инфляции. Подтверждение тому —стремительный рост цен, быстро «съедающий» зарплату. Особенно заметно взлетели цены на продукты питания в кооперативной торговле и на колхозных рынках: на мясо и сало —
на 25%, на фрукты и ягоды — на 30%, на овощи — на 21%, на картофель — на 36%.
Государственная торговля, охваченная тотальным дефицитом, была почти полностью парализована. Поэтому местные власти пытались расширить сферу нормированного распределения. В сентябре 1989 г. облисполком, рассмотрев вопрос «О порядке продажи дефицитных товаров», ввел особые часы их продажи, распределил граждан по магазинам в соответствии с пропиской. В ноябре 1990 г. были введены еще дополнительные купоны, которыми следовало расплачиваться за покупки наряду с рублями. Чтобы пресечь вывоз продуктов за пределы области, исполком с февраля 1991 г. распорядился проводить тщательный досмотр багажа пассажиров. Изъятое продовольствие подлежало реализации через торговую сеть. Однако положение на потребительском рынке, несмотря на эти мероприятия, неуклонно ухудшалось.
Росту социальной напряженности и недовольства властями способствовали и другие причины. Жилищное строительство в области сократилось почти на 1/ 3 — в 1990 г. было сдано в эксплуатацию лишь 69% от запланированного. Очередь на жилье по сравнению с 1985 г. увеличилась на 36 тыс. семей. К 1990 г. в ней насчитывалось более 270 тыс. семей, т. е. в улучшении жилищных условий нуждался каждый шестой житель области. Положение с введением объектов социального назначения было вообще катастрофическим: ввод школ уменьшился на 88%, детских дошкольных учреждений — на 57%, больниц — на 86%. Иными словами, население вдруг внезапно ощутило, что лишилось социальных гарантий, которые казались незыблемыми и привычными.
|
|
|
|
Напряженность в шахтерских коллективах усиливали и возрастающие социально-бытовые проблемы горняков и их семей. Большое неудовольствие шахтеров вызывало то, что в других отраслях промышленности заработная плата росла быстрее, чем в угольной. Долгие годы шахтеры по уровню зарплаты в регионе были вне конкуренции: в 1975 г. она превышала среднюю по области на 46%, в 1985 г. — на 40%. Однако с началом экономических реформ М. С. Горбачева положение изменилось. Коллективы многих предприятий, получивших финансовую самостоятельность, повышали заработную плату своим работникам вне всякой связи с другими экономическими показателями, произвольно. Шахтеры, не имевшие такой возможности, постепенно утратили свои лидирующие позиции. В 1988 г. их зарплата превышала среднюю в промышленности на 35%, а в I полугодии 1989 г. — всего на 25%. При этом тенденция дальнейшего сокращения разрыва не только сохранилась, но и усилилась. Для работников шахт обострился и жилищный вопрос. В 1989 г. выделение квартир угольщикам упало на 20% по сравнению с 1975 г., очередность на жилье в отрасли выросла в 1,5 раза против 1980 г.
Заметно сократилось целевое выделение дефицитных товаров трудовым коллективам шахт. Для социализма характерно было наличие целой группы товаров, которые государством отнесены были к «предметам роскоши» — автомобили, ковры, изделия из натурального меха, мебельные гарнитуры и т. д. Спрос на них никогда не удовлетворялся полностью, поэтому с целью создания иллюзии социальной справедливости их распределяли по предприятиям. Шахтеры, традиционно считавшиеся «аристократией» советского рабочего класса, получали этих товаров значительно больше, чем, к примеру, работники легкой промышленности или бюджетной сферы. Так вот, к 1989 году эти поступления через закрытую систему распределения заметно снизились. В частности, легковых автомобилей шахтерам области в 1989 г. выделили в 1,6 раза меньше, чем в 1980 г. В условиях усиливающегося дефицита и невозможности приобрести названные товары через открытую торговлю, подобного рода ограничения были восприняты в шахтерских коллективах весьма болезненно. Напряжение усиливалось общими сложностями на потребительском рынке региона.
Дальнейшее обнищание населения и спад по всем экономическим показателям делали обстановку в регионе очень взрывоопасной. Новую волну неудовольствия в шахтерских коллективах вызвало, как ни странно, введение с 1 января 1991 г. новых оптовых и закупочных цен в промышленности: стоимость топливно-энергетических ресурсов была повышена более чем в 2 раза, стоимость металла — на 50%, стоимость продукции машиностроения — на 40%. Требование введения новых закупочных цен на уголь было выдвинуто горняками еще в ходе июльской (1989 г.) забастовки, этот пункт был внесен в «Протокол о согласованных мерах...». Однако введение давно ожидаемых цен вызвало трудовой конфликт: горняки заявили о намерении прекратить отгрузку угля с 10 января. Почему? Оказывается, информация о новых ценах не была доведена до сведения шахтеров заранее, поэтому договоры с потребителями, заключенные в старых ценах, без учета удорожания электроэнергии, оборудования и т. д., ставили отрасль на грань банкротства. Лишь за 2 дня января по «новой системе хозяйствования» шахты области недополучили 7,5 млн. руб. Шахтеры требовали дотации. Из Москвы деньги пообещали, однако так и не дали. Зато Киев нашел в республиканском бюджете необходимую сумму — 13 млрд. руб. Выделив средства на дотацию, украинский парламент одновременно принял решение в январе 1991 г. о передаче шахт и металлургических заводов из союзного подчинения в ведение республики. Таким образом, взяв на себя тяжелое финансовое бремя дотации, Киев обрел в лице шахтеров мощных союзников в реализации курса на подлинный суверенитет республики.
Но поскольку реальных улучшений материального положения горняков не последовало, РССКД призвал к организации всеобщей отраслевой забастовки с 1 марта 1991 г., выдвинув требование об удвоении зарплаты. Однако всеобщей забастовка не стала — в ней активно участвовали лишь шахты Красноармейска. Большинство же угольщиков понимало, что лозунг двойной зарплаты — самообман, поскольку рубли, взятые за счет урезания нужд других отраслей, не могут быть обеспечены товарами в условиях спада производства. У шахтеров же общий объем производства за январь-февраль 1991 г. снизился на 14,3% (в целом по промышленности — на 4,5%). К тому же в области изменилось общественное мнение по отношению к стачкам горняков — от сочувственного в 1989 г. к негативно-осуждающему в 1991 г. Трудящиеся других отраслей, часто страдающие из-за шахтерских забастовок — металлурги, транспортники, коксохимики — все чаще заявляли, что угольщики «тянут одеяло на себя». Отрицательную реакцию у населения вызвало и новое предложение РССКД, выдвинутое на закрытом заседании в Красноармейске 19 марта, — потребовать от правительства полной компенсации шахтерам всех убытков, принесенных забастовкой. Металлурги Донецкой области даже обратились через печать с открытым письмом к бастующим шахтерам, в котором просили их прекратить разрушать металлургический комплекс своими стачками.
|
|
Тем не менее забастовки, то затихая, то вспыхивая с новой силой, продолжались. Государство уже не имело рычагов воздействия на промышленность. Выход из социального и экономического, все более углубляющегося кризиса союзные власти попытались найти в простом повышении цен. Вначале был введен 5% налог на добавленную стоимость, взвинтивший все цены. Потом, с начала 1991 г., правительство запретило торговым организациям продажу большинства промышленных товаров, пользующихся повышенным спросом у населения. В Донецкой области в связи с этим было законсервировано товаров народного потребления почти на 300 млн. руб. Их реализацию разрешили только с 1 марта 1991 г., увеличив цены на 20%. 2 апреля 1991 г. на фоне непрекращающихся шахтерских забастовок и стачек донецких металлургов, волевым актом были повышены в 2—3 раза розничные цены на основные продукты питания и товары народного потребления. Одновременно вклады населения были «заморожены» на 3 года. Ожидаемого экономического чуда «павловское» повышение цен не принесло — товаров в областных магазинах не добавилось, товарооборот резко сократился. Так, 4 апреля по новым ценам по всей Донецкой области было продано всего 19 костюмов и одно пальто.
Реакция жителей Донбасса последовала немедленно. Наиболее активная часть донецкого пролетариата — шахтеры — новые экономические реформы Москвы встретила резким осуждением, продолжением забастовок и выдвижением политических требований — немедленной отставки М.С. Горбачева и всей его команды. Московские власти пытались умиротворить бастующих, предлагая им исключительные компенсационные льготы. Были значительно увеличены шахтерские зарплаты. Государство гарантировало угольщикам ежемесячную денежную компенсацию в 120 руб., что вдвое превышало размер выплат всем остальным категориям трудящихся. Однако со времени забастовки 1989 г. горняки уяснили, что некоторые материальные уступки при сохранении прежней системы государственного управления приносят лишь временные результаты. Поэтому стачечное движение, носившее ранее экономический характер, начало политизироваться.
|
|