Пожалуй, наибольший спад производства в первой половине 90-х годов наблюдался в легкой промышленности. Остановились или работали вполсилы многие предприятия отрасли, в том числе такие гиганты, как Макеевская хлопкопрядильная фабрика (ныне АП «Мактекс») и Донецкий хлопчатобумажный комбинат (ныне ОАО «Донтекс»). Главной причиной стало отсутствие сырья, которое область получала из Узбекистана, Туркмении, Египта. К тому же из-за низких объемов цена пряжи на Макеевской хлопкопрядильной фабрике стала очень высокой. И поэтому основной потребитель — Донецкий хлопчатобумажный комбинат — перестал приобретать эту пряжу.
Пришел в упадок и некогда знаменитый Донецкий завод игрушек. Предприятие было разгосударствлено, стало открытым акционерным обществом, но приватизационной поддержки не имело, нормальные правила игры ему не были созданы. Напротив, сложилась такая система, что после всех отчислений, обязательных платежей завод становился убыточным. В итоге рынок области заполнили игрушки иностранного производства, преимущественно низкого качества.
В 1995 г. производство легкой промышленности области от уровня 1990 г. составляло лишь 15,6%.
Однако и в этой отрасли есть предприятия, которые не только сохранили производство, но и вышли на новые рубежи. Среди них Донецкая обувная фабрика «Контур». Ее работники постоянно обновляют производство, осваивают прогрессивные технологии и опыт работы передовых европейских фирм. Обувь фабрики хорошо известна во многих странах Европы. За последние 3 года она продала в дальнем зарубежье свыше миллиона пар женских и мужских ботинок и сапог.
Фабрика наладила плодотворное сотрудничество с немецкими фирмами, все их заказы в короткие сроки запускаются в серийное производство. На поточных линиях постоянно обновляется ассортимент обуви, широко используются импортная технология, новейшие материалы, фурнитура и другие компоненты. Недавно на фабрике организован цех отделки, придающий продукции тот блеск и лоск, без которых не сделать обувь конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Коллектив предприятия ищет различные формы реализации готовых изделий. В Донецке открыто несколько фирменных магазинов, продается обувь и прямо во дворе фабрики. Людям такая покупка выгодна, потому что нет торговой наценки.
Донецкая обувная фабрика «Контур», отличившаяся на протяжении 1996 г. качеством своей продукции, награждена Международным призом и стала членом Европейского «Клуба лидеров торговли».
|
|