Упражнения. Для того чтобы убедиться в силе воздействия постав­ленной цели, предлагаем следующее упражнение: встань­те и вытяните руки вперед

Для того чтобы убедиться в силе воздействия постав­ленной цели, предлагаем следующее упражнение: встань­те и вытяните руки вперед, параллельно полу, затем повернитесь всем корпусом назад и зафиксируйте взглядом то место, до которого удалось повернуться. Вернитесь в исходное положение и закройте глаза. Представьте себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше. Откройте глаза и вновь повернитесь всем корпусом назад. А теперь сравните, насколько даль­ше вам удалось повернуться, когда вы поставили перед собой конкретную и реально достижимую цель. Сознатель­ный выбор и правильная постановка цели значительно об­легчают ее достижение.

Обучение этапам и правилам целеполагания.

1ЭТАП

Студентам предлагается составить список того, о чем они мечтают, думая о будущем, кем хотят стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Студенты при этом должны соблюдать правила целеполагания постановки целей, ко­торые даются под запись.

Правила целеполагания:

1. Формируйте свои мечты в позитивных терминах —• не пишите, чего бы вы хотели, только то, к чему вы стре-

2. Будьте предельно конкретны, постарайтесь ясно пред­ставить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, каково на ощупь, чем чувственно богаче ваше описа­ние, тем лучше задействуется мозг для достижения цели.

3. Постарайтесь составить ясное представление о резуль­тате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, как это будет выгля­деть, как вообще узнать, что вы достигли цели.

4. Важно формулировать такие цели, достижение кото­рых в принципе зависит от вас, не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать, и тогда все будет хорошо, то, к чему вы стремитесь, должно при­надлежать вам, исходить от вас, быть вашим.

5. Подумайте о последствиях: не нанесут ли ваши сегод­няшние цели ущерба другим людям? Ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим.

Эти правила нужно запомнить и учитывать всегда, оп­ределяя для себя какие-либо цели.

Инструкция:

А сейчас устройтесь поудобнее, не ставьте себе ника­ких ограничений. Сосредоточьтесь, в течение 10-15 ми­нут заставьте свою ручку беспрерывно работать. Где толь­ко можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию, чувствуйте себя хозяином своей судьбы, дайте волю воображению. Итак: ваше будущее и связанные с ним цели, желания, планы. Приготовьтесь, начали!

2 ЭТАП

Посмотрите составленный список, определите, како­ва временная перспектива ваших целей. Запишите, хоти­те ли вы иметь все то, что вы написали, сразу же после окончания ВУЗа, или эти цели относятся к отдаленному будущему. Соответственно, в первом случае надо поду­мать о дальнейшей перспективе, а во втором — о ближай­ших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представ­ление о первом шаге и о последнем.

ЗЭТАП

Теперь из всего того, что вы написали, выберите четы­ре самые важные на ближайшие два года цели. Это то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам са­мое большое удовольствие, то, что вас больше всего вол­нует. Выпишите четыре цели.

Теперь запишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что добиться чего угодно можно тогда, когда у вас есть для этого серьезные основа­ния, уверенность в необходимости достижения результа­та. Эти веские основания будут говорить о том, что вами движет не просто интерес, а необходимость. Значит, вы найдете и способ достижения цели.

4 ЭТАП

Вновь просмотрите ваши записи и определите, соот­ветствуют ли они тем правилам, с которыми мы знакоми­лись и которые вы записали. Если появится необходимость что-то исправить, надо эти исправления ввести.

Приведите цели в точное соответствие с правилами.

Упражнение 1 «Мои ресурсы»

Составьте список необходимых для достижения цели ресурсов, которыми вы обладаете. Опишите, что у вас уже есть. Это могут быть какие-то черты характера, знания, умения, люди, которые вам помогут, финансовые ресур­сы, время, которым вы располагаете, и т. п., ведь перед каждой плодотворной работой надо точно знать, какие в наличии материалы и инструменты.

Упражнение 2 «В основе успеха»

Попробуйте припомнить те случаи из жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это может быть любое событие.

Какие из перечисленных ресурсов вы использовали максимально эффективно?

Припомните 3-5 таких случаев. Запишите их. Зафикси­руйте на бумаге, что вы тогда делали, какие свои качества, возможности, ресурсы вы тогда использовали. Что еще влияло на ваши ощущения успеха?

Упражнение 3 «Препятствия»

В нескольких тезисах сформулируйте, что препятству­ет тому, чтобы иметь все то, о чем вы мечтаете и к чему стремитесь, прямо сейчас. Что конкретно вам мешает? Что ограничивает? Чего вам не хватает для того, чтобы сделать первые шаги, которые могут быть следующими (записать)?

При необходимости ведущий сопровождает задание комментариями: «Возможно, вы не умеете планировать свое время. Или план есть, но вы никак не можете присту­пить к его реализации. Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, сосредоточены на чем-то одном и упускаете все остальное. Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится? Вспомни­те. Бывало ли так раньше в вашей жизни, что вы изначаль­но представляли себе плохой исход какого-то дела и имен­но поэтому вообще за него не брались. Наверное, у каждо­го человека есть свои способы ставить себе ограничения, свои личные «излюбленные стратегии, ведущие к пора­жению». Но если мы это осознаем, то можем избавиться от таких ограничений. Подумайте об этом.

Упражнения «Достижение цели»

Опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть собранным, дисциплинированным, а может быть, наоборот, более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим вре­менем или повысить свою самооценку. Подумайте и за­полните такими записями о своей личности как минимум одну страничку.

Следующий шаг — составление плана действий для достижения этих целей. Цель может быть общей, напри­мер, приобретение профессии, могут быть и промежуточ­ные цели — повышение успеваемости по какому-то пред­мету, развитие определенного качества личности и т. д.

Упражнение 1 «План достижения цели»

Вам необходимо для каждой из четырех поставленных целей составить план ее достижения. Вначале составля­ется черновик пошагового плана. Начните с конечного результата, а потом, шаг за шагом, спланируйте весь путь, вплоть до того, что вы можете сделать прямо сегодня по этому плану. Если такой вариант сложен, то можно на­чать составлять план с того, что, подумав о цели, решить, что самое первое вы должны сделать, чтобы ее достичь?

В любом варианте необходимо составить пошаговый план достижения этой цели, который включал бы сегод­няшний день. Пользуйтесь опорной схемой.

Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что уже сегодня мешает иметь то, к чему вы стремитесь. Возможно, ответом на этот вопрос будет что-то, над чем уже сейчас можно рабо­тать, чтобы изменить ситуацию. Решив такую промежу­точную задачу, вы сможете приблизиться к достижению вашей главной цели.

Упражнение 2 «Реализация плана»

Тщательно и ответственно.разработайте план реали­зации своих намерений в чистовом варианте. Намерения ваши отражены в ваших четырех целях. Оцените, какой из четырех планов необходимо выполнить в первую оче­редь и т. д. и какой — в последнюю.

Следующий этап — психологический настрой на успеш­ную реализацию плана. Действия, направленные на реали­зацию плана, могут меняться в зависимости от ситуации, неизменной должна оставаться уверенность в успехе.

Вам предлагается 4 упражнения, направленные на ак­тивизацию внутренних ресурсов личности для достиже­ния успеха.

Упражнение 1 «Совет»

Давайте сделаем следующее: каждый из вас попыта­ется смоделировать кого-то, кто уже достиг того, к чему вы стремитесь. Этими людьми могут быть те, кого вы хоро­шо знаете, а могут быть и просто известные люди, добив­шиеся необыкновенных успехов в жизни. Запишите име­на 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стре­митесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели к успеху. После этого закройте глаза и представьте себе как можно ярче каждого из описанных людей. Представили? Каждый из них собирается дать вам совет, как лучше достичь цели. Попробуйте услышать его и запишите основную идею того, что они скажут.

Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть — о том, как освободиться от собственных ограничений. Пишите первое, что придет вам в голову. Даже если вы не знаете этих людей, они могут стать пре­красными советчиками.

Упражнение 2 «Уверенность»

Сделайте следующее полезное упражнение. Вспомни­те случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко. Обратите внимание на размер, точность и качество этой «картинки», те движения, звуки. Пере­живания, которые ее создают. Теперь подумайте о тех це­лях, которые вы записали, создайте внутреннюю картин­ку — что будет. Если вы достигнете этого результата, мыс­ленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, рас-крашенности. Постарайтесь сделать это как можно луч­ше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Скорее всего, вы уже сейчас чувствуете себя по-другому — более уверенными в успехе, чем это было, когда вы сформулиро­вали свою цель впервые. Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы ваш мозг мог создать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем пережито­го, ясная внутренняя картина и переживание желаемого будущего чрезвычайно важны.

Упражнение 3 «Удачный день»

Нарисуйте мысленно свой идеальный день. Хорошо иметь много разных целей, но в определенном смысле луч­ше иметь целостное представление о том, что они все вме­сте будут для вас означать. Итак, представьте идеальный, очень удачный день. Кто с вами? Чем заняты? Когда и как вы проснулись утром, что происходит дальше вплоть до самого конца дня. Опишите все в тетради.

Упражнение 4 «Идеальное профессиональное окружение»

Опишите ваше идеальное профессиональное окруже­ние. Определитесь с местом, не ставя себе никаких огра­ничений. Где вы? За рулем, в цехе завода, на открытом воздухе, в шикарном офисе или в своей квартире? Что под рукой — компьютер, рояль, чашка кофе? Какие люди вас окружают? Помните при этом, что мозгу необходим чет­кий, ясный сигнал, чтобы заработал механизм автомати­ческой настройки вашего организма на достижение цели.

Именно для этого необходимы и полезны все эти уп­ражнения.

Запомните: если вы не задаете себе собственных за­дач по достижению каких-то результатов, к которым стре­митесь, кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план.

Вначале выполнять все эти упражнения непросто, но потом становится не только легко, но и интересно.

Упражнение «Фокусировка»

Цель:

• исследование особенностей одного из стилей решения

проблем — «фокусировки».

Оснащение: большие листы бумаги и маркеры или дос­ка с мелом для того, чтобы можно было записывать основ­ные пункты обсуждения. (Но не стоит сводить все упраж­нения лишь к записи.) Если нужно, подготовить распе­чатки. Процедура: «фокусировка» — это достаточно простой метод решения проблем посредством релаксации и фокусировки на чувствах. Данный процесс, когда тело и разум приходят в расслабленное состояние, довольно прост, его результатом является «прочувствованное осмыс­ление» проблемы. Фокусировка способствует естествен­ному ходу процесса решения проблем. Фокусировка:

1. Сядьте поудобнее и несколько минут глубоко вдыхай­те. Позвольте себе полностью расслабиться. Отсле­живайте появляющиеся у вас мысли и чувства. Мед­ленно и спокойно подумайте о каждой мысли и каж­дом чувстве.

2. Подумав обо всех мыслях и чувствах, пришедших вам в голову, придумайте какой-нибудь способ, при помощи которого можно было бы их «упаковать». Некоторым людям легче всего представить, как они упаковывают их в отдельные свертки. Другие представляют, как они складывают их в коробки и перевязывают веревками. Независимо оттого, каким образом это будете делать вы, пусть каждая ваша мысль и каждое ваше чувство окажутся упакованными. Затем представьте, что все ваши запакованные мысли и чувства лежат прямо пе­ред вами. Почувствуйте спокойствие, возникающее, когда все ваши мысли и чувства оказываются запако­ванными.

3. А сейчас мысленно посмотрите на все эти упаковки и найдите ту, которая требует вашего внимания. В ва­шем внимании могут нуждаться несколько упаковок, но попытайтесь все же сфокусироваться на той, кото­рая более всего в нем нуждается.

4. А сейчас начните распаковывать выбранную вами упа­ковку. Но не спешите сразу же давать название или с чем-то соотносить то, что окажется внутри нее. Вмес­то этого просто позвольте себе погрузиться в это.

5. Проведя несколько минут в таком состоянии, задайте себе следующий вопрос: «А какое чувство у меня ассо­циируется с содержимым данной упаковки?» Не стре­митесь сразу же вешать ярлык; сначала просто примерь­тесь, попробуйте один-два возможных варианта. Пусть ярлык «появится» сам собою. Чувство, появляющееся таким образом, можно назвать «прочувствованным ос­мыслением» той или иной проблемы или вопроса, вы­зывающего сложности.

6. После того как у вас появилось «прочувствованное осмысление» проблемы, потратьте некоторое время на его исследование. Какие еще чувства ассоциируются с ним? Какие мысли?

7. Исследовав «прочувствованное осмысление», задайте себе следующий вопрос: а что, собственно говоря, со­ставляет суть всей этой проблемы? Задав его, позволь­те реальной проблеме, стоящей за всеми вашими мыс­лями, проявиться и всплыть на поверхность. Зачастую оказывается, что то, к чему вы пришли, абсолютно от­лично от того, с чем вы начали работать.

8. Выделив суть проблемы, бегло обдумайте ее. Затем опре­делите, каким будет ваш следующий шаг. Но не прини­майте поспешных решений. Перед тем, как останавли­ваться на каком-то варианте, мысленно переберите все остальные возможные варианты. Ваша задача — не вы­бирать, какой шаг вы должны будете сделать следую­щим, а просто дать ему возможность возникнуть. Как только вы определитесь с тем, какие действия вам нуж­но будет предпринять, это будет момент, обозначаю­щий завершение данного упражнения.

9. Сделайте несколько глубоких вдохов. Не спеша рас­слабьтесь и возвращайтесь в круг.

Завершение: участникам дается 5 минут на вопросы, выражение чувств, обращения к другим участникам груп­пы и вообще проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения данного упражнения.

Обсуждение упражнения: каждый участник по очере­ди сначала говорит о том, что ему меньше всего понрави­лось в данном упражнении. Затем участники говорят о том, что им больше всего в нем понравилось. Ведущий так­же высказывает свое мнение.

Упражнение «Здесь и сейчас»

Цели:

• исследование приемов, позволяющих оставаться «здесь и сейчас»;

• развитие навыка оставаться в настоящем.

Нам очень легко жить в прошлом или предвкушать бу­дущее. Надо попытаться просто остаться в настоящем. Это, как оказывается на деле, не так уж и легко.

Все участники разбиваются на пары, члены каждой пары садятся друг против друга. Каждый участник дол­жен произнести несколько фраз, начинающихся со слова «Сейчас...» и заканчивающихся каким-то сообщением о себе, например: «Сейчас я испытываю чувство голода... сейчас я думаю о том, чем мы будем заниматься во второй половине дня... Сейчас я осознаю, что мне холодно... Сей­час мне стало чуть теплее...». Важно, чтобы участники отслеживали то, каким образом меняется фокус их вни­мания по мере того, как они обращаются к своим чувствам, мыслям или действиям. Через 5 минут участники меня­ются ролями.

После этого, ведущий просит сесть в общий круг. Да­лее проводится обсуждение упражнения: как участники его выполняли и что при этом чувствовали. Процесс, при выполнении данного упражнения, более важен, чем со­держание того, что говорили участники, его выполняя.

При обсуждении необходимо попросить всех участни­ков по очереди рассказать о двух вещах, которым, с их точ­ки зрения, они научились, выполняя данное упражнение.

Упражнение «По секрету»

Цели:

• обучение постановки цели;

• отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

У каждого человека есть самые сокровенные цели и желания. Мы о них стараемся не говорить в силу разных причин. Боимся, что нас неправильно поймут окружаю­щие, начнут высмеивать или будут завидовать и т. д. Се­годня вы сформулируете основные цели, которых вы хоте­ли бы достичь в ближайшее время. Подумайте, какие кон­кретные шаги необходимо предпринять. Затем вы выберете человека, которому больше всех доверяете в на­шей группе, и поделитесь с ним своими планами на буду­щее. Постарайтесь быть максимально откровенными, ведь вы уже поняли, что это лучший способ получить понима­ние и поддержку. Поэтому выскажите свои самые сокро­венные желания, самые тайные цели, о которых вы бои­тесь рассказать другим людям, ведь вы знаете, что это оста­нется только между вами, так как ваш партнер умеет хранить секреты. Будьте откровенны с собой и с тем чело­веком, которого вы выберете в качестве партнера для это­го этюда.

Упражнение «Принцип»

Цели:

• обучение постановке цели;

• отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: «Я хочу...», «Я могу...», «Я буду...» Помните, отрицательное высказывание лишь выражает ваши эмоции и не ведет к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему.

Мы начнем с того, что выясним, что именно вы на са­мом деле хотите изменить в себе, своей жизни. Это очень важно, иначе можно поставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообману и очередной неудаче.

На самом деле сделать это довольно трудно. Существу­ет много внутренних преград —■ от простого неумения ду­мать о себе до внутренних конфликтов и проблем, настоль­ко глубоко похороненных в нас, что мы не осознаем их и чувствуем лишь непонятное нам самим сопротивление, выражающееся в страхе, скуке, лени, желании заняться чем-нибудь другим. Существует также внутренний цен­зор, проверяющий все, что вы хотите высказать (даже себе), и уныло повторяющий: «Это нереально... Не говори глупостей... Все будут над тобой смеяться...»

А. Расслабление.

—• Любая проблема, любая трудность, с которой мы сталкиваемся, все, что мы называем не очень понятным и совершенно безразмерным словом «стресс», вызывает мы­шечное напряжение. И возникает очередное «чертово ко­лесо», заколдованный психологический круг: чем важнее для нас преодоление трудностей, решение задачи, тем больше мы напрягаемся (не специально, так получается почти автоматически), чем больше напряжение, тем труд­нее решить проблему, чем труднее решить, тем... И так далее. Поэтому очень важно научиться расслабляться и делать это всегда, как только почувствуете напряжение.

Изо всех сил напрягите сразу все мышцы.

Сохраняйте это напряжение, медленно считая до двад­цати. Затем глубоко вдохните и вместе с очень медлен­ным выдохом снимите это напряжение.

Пусть ваше тело обмякнет.

Откиньтесь на спинку кресла или дивана и посидите несколько минут просто так, ни о чем не думая, чувствуя, как вам хорошо и спокойно.

Вы сами почувствуете, когда вам надо продолжить упражнение. Обычно это происходит через две-три мину­ты. Не принуждайте себя.

Лениво, как бы нехотя, возьмите ручку или микрофон. Скажите или напишите сверху на листе бумаги: «Что я хочу на самом деле?» — и так же расслабленно, без на­пряжения начинайте отвечать на этот вопрос.

Не напрягайтесь, пишите все, что взбредет вам в голо­ву, в любой форме, любые глупости. Будьте свободны, не направляйте движение мысли, пусть она течет, как хо­чет, вы лишь фиксируете ее. Ручка пишет, голос звучит, а вы лишь наблюдаете за этим, как будто все это происхо­дит помимо вашей воли.

Б. Включение воли.

— А теперь — внимание! Полный свет. Ритмичная му­зыка. Вы включили свою волю. Чувствуете себя активным и деятельным человеком. Вы сами знаете, что вам надо, чтобы это почувствовать.

Вы берете лист бумаги и решительно пишете сверху (или уверенно говорите в микрофон): «Хочу, чтобы в бли­жайшие полгода я...» —...и за 3 минуты (не больше, но и не меньше — будильник или таймер психолог должен по­ставить заранее, чтобы во время выполнения задания об этом не думать) вновь выскажите все что попало, в любой форме, каким бы странным или глупым это ни казалось.

Три минуты прошло. Отложите ручку, выключите свет, оставьте лишь настольную лампу и вновь расслабьтесь, верните себя в состояние спокойствия и умиротворения. Посидите так немного. Почувствуйте, как вам хорошо, как тепло распространяется по вашему телу. Представьте себя в маленьком театре. Вы сидите в затемненном зале, а на сцене стоит человек. Этот человек — вы. Такой, каким вы себе нравитесь. Представьте себя счастливым и улыбаю­щимся. Сейчас вы такой, каким хотите быть и можете стать. Посмотрите на человека на сцене внимательно.

Сейчас вы должны будете поставить спектакль, где он бу­дет играть главную роль. Вы увидите его в разных ситуа­циях и поймете, что в нем есть такого, чего в вас еще нет, что привлекает вас в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умения.

Вспомните такие недавние события своей жизни, где вы действовали не самым удачным образом, которые были для вас трудны. Дайте ему сыграть эти сцены. Всмотритесь: что он умеет, знает, понимает, может больше и лучше, чем вы. Теперь, когда вы поняли это, возьмите ручку (микрофон) и запишите, что вас привлекает в нем, что в нем есть такого, чего в вас нет. Напишите вверху: «Я — Он (Она)».

На одном листе написано: «Чего я хочу на самом деле?», на втором: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...», на тре­тьем: «Я — Он». Работайте с ними именно в этом порядке.

Прочтите (выслушайте) очень внимательно все, что вы записали, и, если надо, дополните. Ничего не вычерки­вайте. Не переходите к следующему листу, не закончив предыдущий. Прошу вас, ничего не исправляйте, каким бы странным и нелепым вам сегодня все это ни казалось.

После того как вы внесете все дополнения, вновь про­смотрите свои записи и из каждого списка выберите по три «самых желанных» желания. Не думайте о том, на­сколько они осуществимы. Просто выберите и поверьте, что они для вас — самые главные.

Итак, их будет девять (или меньше, в зависимости от того, насколько списки совпадают), девять основных желаний. Но в сказках феи и другие волшебные силы выполняют лишь три желания, вот и выберите три самых-самых... А если затрудняетесь в выборе, то ткните пальцем в первые попав­шиеся. С достижения этих трех и начинайте новую жизнь.

В. Шаги к цели.

Первый шаг: анализ цели. Спросите себя: что значит до­стичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться?

Второй шаг: оцените и запишите, на каком этапе осу­ществления цели вы сейчас находитесь, что вы уже знае­те, умеете, можете.

Третий шаг: оцените свои возможности.

Четвертый шаг: решите, что вам нужно сделать, что вы предпримете, чтобы достичь цели.

Пятый шаг: точная конкретизация каждого из дей­ствий по времени.

Шестой шаг: осуществление того, что вы наметили.

Седьмой шаг: проверка и контроль результатов.

Лучше всего завести таблицу и записывать в ней по гори­зонтали, что вы делаете, а по вертикали — временные отрез­ки, по которым вы себя проверяете. Очень хорошо, если вы делаете это каждый день, отмечая, выполнили вы данные себе обещания или нет. Можете ставить плюсы и минусы, рисовать веселые и грустные рожицы или, например, рожи­цы с гордо вздернутым или уныло опущенным носом.

Важно, чтобы вы сами видели, удается ли вам что-нибудь или нет, и вовремя поняли, почему ничего не получается.

Упражнение «Круг субличностей»

Цель:

• обучение распознаванию, идентификации своего внут­реннего голоса (субличности).

Субличностями в системе Роберто Ассаджоли были названы внутренние голоса. Их количество и особеннос­ти могут быть различными у разных людей. Каждая суб­личность строится на основе какого-то желания всей лич­ности. Эти упражнения помогают распознать, идентифи­цировать свои внутренние голоса.

1. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этот список не по­хож на список «чего бы мне хотелось ко дню рожде­ния». Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, я приведу наиболее часто встречающиеся желания: не болеть; быть хорошим ро­дителем; иметь много денег; закончить учебу; достиг­нуть успеха в работе, бизнесе; любить; быть любимым; получить хорошее образование и т. д.

2. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, ког­да читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас несущественны?

3. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), посмотрите список и выберите пять-шесть самых су-

щественных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «катать­ся на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее — «заниматься спортом на све­жем воздухе». Теперь выделите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать пред­почтение ваша субличность: «Что подумают люди?»

4. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше. Полу­чилось кольцо, центральная часть которого — Ваше Я. А в самом кольце поместите те пять-шесть субличнос­тей, которые являются вашими желаниями.

5. Нарисуйте цветными мелками символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способнос­тей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуй­те и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

6. Когда вы закончите рисовать, дайте каждой субличнос­ти свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Без­защитная Крошка, Здоровяк, Лекарь, Знаток. Другие могут быть романтичнее: Девушка из провинции, Лель, Мисс Божество и т. д. Важно придумать свои собствен­ные названия, имеющие для вас особый смысл. Теперь раскрасьте свое Я.

Затем ведущий предъявляет тему желаний. Члены груп­пы обсуждают важность желаний для своей жизни, участ­никам предлагается сфокусироваться на любой мечте или желании, которые они хотели бы видеть исполненными. В от­веденном пространстве иллюстрации они зарисовыва­ют свое желание, как будто задуманное в день рождения.

Обсуждение:

Студенты делятся своими желаниями и рассказывают, почему хотят видеть их сбывшимися.

Ведущий стимулирует студентов к разговору о том, как раскрывается при этом каждый из них. Участники побуж­даются к комментариям относительно дополнительных желаний, которые, по их мнению, необходимо исполнить каждому участнику для удовлетворения своих потребнос­тей. По мере развития дискуссии обычно усиливаются позитивные чувства. Это упражнение носит мягкий, бе­зопасный характер.

Упражнение «Расходование и планирование во вре­мени»

Цель:

• развитие навыка планирования и распределения во

времени.

Любое планирование неразрывно связано с распреде­лением во времени.

В предложенной далее методике показателем исполь­зования времени является параметр реалистичности в планировании. Разработанная С.Я. Рубенштейном мето­дика, направлена на изучение особенностей расходова­ния и планирования времени.

Бланк ответов

Пункт Сон Фактическое Желаемое
  Длительность аудиторных занятий    
  Транспорт    
  Еда (кроме ее приготовления)    
  Забота о внешности (прическа, бритье, выбор и подготовка одежды и т.д.)    
  Покупка и поиски нужных предметов в магазинах    
  Самообслуживание (приготовление пиши, уборка, стирка и т. д.)    
  Забота о детях и родственниках (уход, воспитание и т. д.)    
  Общение с близкими и друзьями (посещение и прием гостей беседы лично и по телефону)    
  Самостоятельная учебная работа дома и в библиотеке, конспектирование, подго­товка к коллоквиумам, семинарам и т.д.    
  Общественная деятельность    
  Участие в НСО и научных кружках    
12. Чтение художественной литературы и газет    
13. Посещение театров,кино,выставок и т.д.    
14. Радио и телевидение    
15. Прогулки по городу,лесу    
16. Физкультура (зарядка, секции, бег, участие в соревнованиях)    
17. Игры (шахматы, карты, футбол и т.д.)    
18. Полный отдых (отсутствие всякой деятельности)    

Первая инструкция испытуемому:

«Перед Вами список дел, на которые обычно расходует время современный студент. Вам нужно воспроизвести рас­ходы времени за 20 дней без учета выходных. 20 дней — это 480 часов. Время следует указать приблизительно, в це­лом за 20 дней. Например, если Вы спите 8 часов, тогда в графе «сон» укажите общее число — 160 ч., если 6 часов — то общее число 120 ч. и т. д.

Помните, Вам следует указывать, как фактически Вы используете время».

После того как все расходы будут указаны, испытуемо­му предлагается

Вторая инструкция:

«Теперь составьте новый план расходов времени. Ука­жите, как Вы хотели бы использовать время по собствен­ному желанию (если бы вы не зависели от обстоятельств или имели другие условия). Теперь Вы указываете желае­мое распределение времени».

Обработка результатов

Каждому участнику эксперимента предлагается вычис­лить сумму общих расходов и написать небольшое эссе, в котором высказать свои чувства и мысли по поводу полу­ченных результатов планирования, указать, какими спо­собами пользуется студент в планировании своего време­ни; на какой срок планирует свое время.

Составить сводную таблицу по показателю реалисти­ческих расходов времени. Пользуясь гистограммами, по­казать динамику изменений между фактическим и жела­емым планированием времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: