Знакомство, обсуждение ожиданий слушателей и содержания программы

Тренинг конфликтной компетентности

Структура тренинга: 9 занятий по 4 часа.

График проведения занятий: 3 раза в неделю.

Общее время тренинга 36 часов.

Количество участников: 10-15 человек

Блок 1. РЕФЛЕКСИЯ

Занятие № 1

Знакомство, обсуждение ожиданий слушателей и содержания программы

Тренеры фиксируют ожидания, резюмируют их и высказывают свои ожидания от программы и участия студентов. Проводится обсуждение противоречивых ожиданий. Раздается краткий план занятий, происходит обсуждение программы.

Процедура 1. Прояснение ожиданий участников, их обсуждение.

«Автобусная остановка» - вариант упражнения на прояснение ожиданий и целей участников группы.

Цель: Дать представление о целях и мотивах, побудивших участников группы принять участие в тренинге (программе).

Время выполнения: 15-20 минут

Описание упражнения:

Тренеры на планшетах или стенах в разных концах комнаты вывешивают три листа ватмана. На каждом листе выписывает один из следующих заголовков:

1. Знания, которые я хочу получить во время тренинга

2. Умения, которыми я хочу овладеть

3. Опыт, который я хочу получить.

Группа делится на три подгруппы. Сформированные группы двигаются по часовой стрелке от одной остановки к другой и их участники заполняют листы. Если ожидание или цель участника уже выписаны кем-то из предыдущей группы, то рядом с ним человек ставит звёздочку. После того как каждая группа побывает на всех трёх остановках, тренер может дать свой комментарий, касающихся целей и особенностей тренинга, проговорить возможности работы с тем или иным навыком, указанным в списках.

Процедура 2. Выработка групповых норм и правил

1. Умейте слушать друг друга

Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

2. Говорите по существу

Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"

3. Проявляйте уважение

Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

4. Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

Все участники должны собираться до установленного времени.

5. Конфиденциальность

То, что происходит на занятии, остается между участниками.

6. Правило "стоп"

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

7. Каждый говорит за себя, от своего имени

Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..." и т.п.

Процедура 3. Знакомство с помощью «Интервью»

Цель:

- развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,

- сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

.

Процедура 4. Рефлексия «Здесь и теперь»

Цель: знакомство с сутью процесса рефлексии, отработка навыков рефлексии.

Участникам предлагается оценить степень своей усталости, активности и интереса к происходящему по семибальной шкале.

Тест: диагностика уровня рефлексивности по методике А.В.Карпова (см. Приложение 1)

Мини-лекция. Основные понятия рефлексивной работы

Одним из основных средств, способствующих эффективному общению, является рефлексия. Можно считать, что рефлексия – ключевой момент развития личности. Можно выделить два типа рефлексии (по предмету, на который она направлена):

  1. Рефлексия как техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы и практических действий. Этот тип работы рассматривается как поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы со стороны. Этот тип мыслительной работы расширяет поле осознаваемых элементов мышления и деятельности, способствует осмыслению помех и затруднений в конкретной ситуации, нахождению способов их преодоления.
  2. Рефлексия состояний. Она направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. Человек должен понимать причины возникновения у себя таких состояний, как раздражение, напряжение, удовлетворение. В этом случае с состоянием легче справиться или, наоборот, смоделировать состояние. Такая рефлексии позволяет восстановить нормальную работоспособность.

Учиться рефлексии трудно и начинать нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе «стоп», заглянуть в себя и задать себе вопрос: «Почему это произошло?», «Что стоит за тем или иным моим действием?».

Условно этот процесс можно изобразить так:

«Я» осуществляю рефлексивный выход, т.е. осуществляю такой поворот сознания, при котором вижу себя и свою ситуацию извне;

«Я» нахожусь в рефлексивной позиции, т.е. занимаю позицию внешнего наблюдателя по отношению к самому себе, своей ситуации;

«Я» осуществляю рефлексивное отношение, т.е. отношусь к себе, к своей ситуации как к целому из рефлексивной позиции, смотрю на себя со стороны.

Процедура 5. Тестовый замер (стратегии поведения в конфликте, уровень конфликтности личности).

Домашнее задание: подготовить письменно описание какой-либо конфликтной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: