Занятие № 3 Мини-лекция, дискуссия. Обсуждение представлений о конфликтной компетентности

Процедура 1. Упражнение «Кто есть кто?»

Цель: отработка умения анализировать свои личные особенности и особенности других людей

Время выполнения: 15-20 минут

Рекомендации: упражнение предлагается проводить во второй или третий день тренинга. Эти упражнения позволяют в игровой форме узнать участникам друг о друге много нового и интересного, то, что в обычном общении не проговаривается, но имеет важное значение.

Участникам раздаются одинаковые листы бумаги. Затем тренер зачитывает 6 вопросов, на которые участники дают свои ответы. Возможные вопросы:

1. Если бы вам пришлось стать животным (птицей), то в кого бы вы превратились?

2. Если бы вам предложили попробовать себя в другой профессии (виде деятельности), какую бы вы выбрали?

3. Назовите три качества (черты характера), которые вы больше всего цените в других людях?

4. Ваше любимое выражение (пословица, афоризм)?

5. Чем вы охотнее всего занимаетесь в свободное от учёбы время?

6. Если бы вы были волшебником, то от каких пороков избавили бы мир?

После того, как участники ответят на вопросы, тренер собирает листы с их ответами, перетасовывает их и поочерёдно зачитывает. Задача участников по ответам угадать автора. Участник, угадавший большее число авторов посланий, признаётся самым наблюдательным и проницательным человеком.

Кроме возможности заявить о себе и узнать больше о других, упражнение помогает тренерам (и участникам) сделать ряд выводов об особенностях, установках и ценностях практически каждого участника группы.

Процедура 2. Рефлексия «Здесь и теперь».

Цель: отработка навыков рефлексии, развитие умений самодиагностики.

Участникам предлагается написать «психологический портрет». При написании желательно проанализировать те особенности, которые они проявляют в общении с людьми и которые отличают их от других. Предлагается ответить на два вопроса.

За что меня ценят на работе (учебе)? За что меня можно критиковать?
- коллектив - коллектив
- руководство - руководство
-… -…

Дискуссия: Какие качества мешают/помогают в решении конфликтных ситуаций (каждому, а потом в группе либо список качеств и диагностика у себя по семибалльной шкале).

Мини-лекция, дискуссия. Обсуждение представлений о конфликтной компетентности.

По мнению Л.А.Петровской, конфликтная компетентность, или компетентность человека в конфликтной ситуации, представляет собой сложное интегральное образование.

Л.А.Петровская рассматривает конфликтную компетентность как составную часть компетентности в общении. Как и любое общение, конфликтное общение предполагает наличие участников и ситуации.

Основными образующими конфликтной компетентности, соответственно этому, Л.А. Петровская называет:

1. компетентность участника в собственном Я («Я-компетентность»), т.е. его адекватная ориентация в собственном психологическом потенциале, а также в потенциале другого участника;

2. ситуационную компетентность.

«Я-компетентность», т.е. адекватная ориентация в собственном психологическом потенциале является первичной и базовой образующей компетентности в общении, в том числе конфликтном. Именно точность данного психологического инструмента определяет и качество других составляющих, а также результата.

Знание о конфликте также необходимый компонент компетентности. Хотя можно быть очень осведомленным, информированным человеком, но при этом не всегда оказываться компетентным в конфликте. Знания могут оказывать мотивирующее влияние, стать компонентом социальной установки, только если они соотносятся с личным опытом.

В качестве важнейшей характеристики конфликтной компетентности Л.А.Петровская выделяет субъектную позицию участника конфликта. Такая позиция предполагает более или менее адекватное видение в конфликте того, кто, что, как, куда, с какими возможными последствиями. Субъектная позиция в конфликте как показатель компетентности это «прежде всего рефлексивная культура, которая предполагает, что человек способен стать своеобразным посредником самому себе в конфликте». (43) «Рефлексивная культура в конфликте включает наряду с готовностью и умением обратиться к исследованию собственного психологического потенциала также умение реконструировать компоненты психологического облика своих партнеров и конфликтных ситуаций. Именно рефлексивно-эмпатийная позиция обеспечивает децентрацию в отношениях, позволяя смотреть на ситуации конфликта не только «с собственной колокольни»». (43)

Развитие психологической рефлексии, гибкости позволяет бессознательным компонентам подняться на уровень осознаваемого.

Развитию конфликтной компетентности также способствует развитие творческого потенциала, потенциала плюрализма. Конфликтная компетентность является интегральным образованием, поэтому в ней можно выделить разные уровни. По Л.А.Петровской это:

  • уровень ценностей личности;
  • уровень мотивов личности;
  • уровень установок;
  • уровень умений.

По мнению Л.А.Петровской, ценности человека оказывают определяющее влияние на характер его общения и являются стратегическими ориентирами конфликтной практики. Сюда относятся ценности различного плана, в том числе и экзистенциально-духовные.

В сфере конфликтной компетентности мы сталкиваемся с определенным набором социальных стереотипов, установок, которыми общество задает отношение к конфликту.

Еще один важный показатель конфликтной компетентности, по Л.А.Петровской, уровень культуры саморегуляции, прежде всего эмоциональной. Осознание участниками конфликтов эмоциональной вовлеченности, деструктивного потенциала эмоций – важная предпосылка «продуктивного психологического климата развития конфликта». (45)

В современной практической психологии существует целый ряд подходов к решению задачи совершенствования конфликтной компетентности. Это программы по развитию различных сторон конфликтной компетентности: рефлексии во всех ее проявлениях, культурысаморегуляции во взаимодействии, коммуникативных умений, сензитивности, креативности.

Б.И.Хасан и П.А.Сергоманов говорят о профессиональной конфликтной компетентности и выделяют два ее уровня:

  1. способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия и владению способами регулирования для разрешения;
  2. умение проектировать необходимые для достижения результатов развития конфликты, конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников ситуации.

По мнению Ю.Антюхова, чтобы овладение конфликтологическими знаниями, а следовательно конфликтной (конфликтологической) компетентностью предполагает:

1. знание предмета, методов и технологии конфликтологии;

2. обладатие определенными человеческими качествами и установками,

3. глубокое понимание разворачивающихся во времени и пространстве жизненных коллизии, складывающиеся вокруг конфликта;

4. осознание сложности человеческих отношений, их противоречивого характера;

5. принятие как негативных аспектов, так и позитивных составляющих конфликта и др.

Как было сказано выше, не все авторы разводят понятие конфликтной и конфликтологической компетентности. Ученые выделяют структурные характеристики компетентности конфликтологической, которые пересекаются, а часто и тождественны характеристикам конфликтной компетентности.

Как отмечает М.М.Кашапов, основой конфликтологической компетентности является более общее понятие – конфликтоустойчивость. Понимание конфликтологической компетентности, по его мнению, должно включать два компонента:

1. операциональный (деятельностный);

2. личностный (надситуативный) компонент.

В структуру конфликтологической компетентности, по его мнению, можно включить рефлексивную составляющую, с помощью которой можно актуализировать «свернутый» опыт минимального разрешения конфликтов, образовательные процессы.

С практической точки зрения значимость конфликтологической компетентности профессионала характеризуется его конкурентной способностью.

Например, условием эффективной деятельности руководителя является его социально-психологическая компетентность. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Она включает в себя:

· понимание природы противоречий и конфликтов между людьми

· формирование у себя и подчиненных конструктивного отношения к конфликтам в организации

· обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях

· умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации

· наличие навыков управления конфликтными явлениями

· умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов

· умение предвидеть возможные последствия конфликтов

· умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты

· наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов

Л.Р.Комалова в формирование конфликтологической компетентности включает 5 блоков:


1. теоретические знания в области конфликтологии (политологической, юридической, психологической, социологической и т.д.);
2. владение социальными технологиями профилактики, управления, минимизации деструктивных форм конфликта;
3. формирование профессионального типа мышления, включающего рефлективность, методологичность, саногенность, объемность, креативность;
4. владение технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах;
5. выполнение профессионально-этического кодекса конфликтолога-практика.


Ею конфликтологическая компетентность понимается как совокупность компонентов: гностического, пространственного, конструктивного/регулятивного, коммуникативного, нормативного и рефлексивно-статусного компонентов, - характеризующих различные виды компетентности.
Развитие каждого из представленных видов компетентности приводит к развитию конфликтологической компетентности.
Можно сформулировать определенные требования, предъявляемые к специалисту, желающему повысить свой уровень конфликтологической компетентности.
Во-первых, специалист должен обладать высокой способностью к рефлексии и самопознанию.
Во-вторых, необходимо помнить, что конфликтологическая компетентность развивается в процессе приобретения опыта конструктивного взаимодействия в конфликтах. Следовательно, не следует избегать разрешения конфликтных ситуаций, т.е. не нужно проявлять конфликтофобию.
В-третьих, специалист должен уметь четко выделять предмет конфликта и не давать эмоциям взять верх над здравым смыслом. ("Конфликтологическая компетентность как профессиональный принцип конструктивной коммуникации в конфликте" Комалова Л.Р.)

Процедура 3. Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы

Цель:

- формирование адекватных реакций в различных ситуациях;

- "трансактный анализ" ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек.

Время выполнения: 40-50 минут

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

•Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

•Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

•Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

•Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

•Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.

Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника

Процедура 4. «Контраргументы»

Цель:

- создание условий для самораскрытия;

- умение вести полемику и контраргументацию.

Время выполнения: 40-50 минут

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.

Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

Процедура 5. Рефлексия «Здесь и теперь»

Участникам предлагается высказаться, начиная со слов: «Сегодня я понял/поняла…»

Процедура 6. Домашнее задание. Подумать над вопросами, ответы написать письменно.

  1. Считаю ли я себя завершенной, полностью сформировавшейся личностью или у меня есть резервы внутреннего роста и развития?
  2. Достаточно ли я уверен в себе?
  3. Способен ли я терпимо воспринимать различные точки зрения? Достаточно ли у меня интеллектуальной гибкости?
  4. Могу ли я принимать критику в свой адрес? Могу ли я открыто обсуждать свои проблемы?
  5. Могу ли я взглянуть на мир глазами других людей?
  6. Нравятся ли мне тесные контакты с людьми, или легче общаться отчужденно?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: