Социальная дифференциация гомеровского времени

Общественные отношения. В состав социальной системы Гомеровского периода входило несколько групп, или слоев, с различающимся правовым статусом. Такими группами могут считаться, с одной стороны, знать и рядовые общинники, с другой - полноправные члены общины, в число которых входили обе эти категории и лица, по тем или иным причинам оказавшиеся вне общинной организации и находившиеся в личной зависимости от кого-либо из членов общины Эта социальная прослойка включала в свой состав рабов и поденщиков - фетов. Одну их общественных групп составляли басилеи. Этим термином в эпосе обозначались не только племенные царьки, но и знать вообще. Экономической основой мощи басилеев являлись владение лучшими, «отрезанными» от общинных земель угодьями и собственность на стада крупного и мелкого скота, на добытых на войне рабов. Большое богатство родовой знати отличало представителей этой прослойки. Знатность и богатство для Гомера -понятия тесно связанные. Аристократы указывают на свои обширные поля, несметные стада скота, большие запасы железа, бронзы и драгоценных металлов.

Основная масса свободных земледельцев владела небольшими земельными участками - клерами и небольшим количеством скота и, видимо, обходилась без применения рабского труда. В эпосе очень мало данных о положении свободных земледельцев, хотя применение терминов «многоклерный» и «бесклерный» свидетельствует о начавшемся экономическом расслоении среди свободных земледельцев. По общественному положению близко к земледельцам стояли ремесленники, певцы, лекари, прорицатели, объединяемые общим названием - демиурги. Они, очевидно, не входили в состав общины и не имели земельных наделов.

Важно отметить, что гомеровские поэмы уже описывают определенную группу свободных людей, лишенных каких-либо средств производства и не входящих в состав общины. Это бесправные - метанасты (по-видимому, переселенцы на пустующие земли), батраки - феты, наконец довольно часто упоминаемые, особенно в «Одиссее»,— нищие. Наличие большой группы лично свободных людей, не членов общины, также свидетельствует о разложении родовых отношений. Земли басилеев обозначались названием теменос, от глагола, имевшего значение «резать». Земли общинников назывались клерами - буквально «жребиями». Названия земельных участков свидетельствуют о том, что они были некогда, и, возможно, еще оставались в Гомеровское время, собственностью общины. Старые общинные связи были еще очень сильны. Внутриродовые связи имели очень большое значение не только в Гомеровское, но и в последующее время.

Гомеровское рабство. Определенную прослойку греческого общества этого периода составляли рабы, хотя рабство было распространено весьма ограниченно. В «Илиаде» рабы почти совсем не упоминаются. В «Одиссее» упоминания о них встречаются довольно часто, но это по преимуществу женщины- рабыни. Реальные масштабы применения рабского труда даже в самых богатых хозяйствах гомеровского времени были очень скромными. Кроме женщин - невольниц, в «Одиссее» фигурируют и, видимо, сравнительно немногочисленные рабы - пастухи, пасущие господский скот в диких и безлюдных местах, вдали от «города». Еще меньше упоминаний о рабах, рожденных в неволе.

Хотя рабство как особая форма эксплуатации, так же как и неизменно сопутствующая ему работорговля, хорошо знакома Гомеру, рабы не могут быть признаны основной производительной силой гомеровского общества. Рядовые члены общины сами обрабатывали свои земельные наделы. В более крупных хозяйствах, принадлежавших басилея) и другим представителям аристократической прослойки, наиболее трудоемкие земледельческие работы, такие, как пахота и уборка урожая, могли выполняться нанятыми на время поденщиками - фетами. Основа хозяйства и социальной организации. В Гомеровский период идет постепенное разложение родовых отношений, на смену которым в экономической и социальной сфере приходят ойкосные Основным типом социальной организации стала сельская община (демос), жившая на небольшой территории и стремившаяся в полной изоляции. В жизни общины на первый план выдвигается изолированный ойкос, то есть автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Земельные участки (клеры) прочно закреплены за отдельными семьями и, видимо, уже не подлежат никаким переделам. Право распоряжения землей простирается вплоть до дробления при передаче по наследству и, вероятно, также отчуждения, хотя мы и не знаем, какими способами оно производилось. Как бы то ни было, иначе трудно было бы объяснить появление в эпическом обществе двух противоположных социальных категорий, представителей которых сам поэт называет «многонадельными» и «безнадельными мужами».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: