Задание №1: Устранить жесткость анализируемой воды, написать отчет, сформулировать вывод, ответить на вопросы.
Опыт 1. Определение жѐсткости воды.
В одну пробирку налейте 5 мл. дистиллированной воды, а в другую столько же жѐсткой. В обе пробирки приливайте по каплям (из пипетки) мыльный раствор (после прибавления каждой капли пробирку встряхивайте) до появления устойчивой пены. Объясните результаты опыта.
Опыт 2.Устранение жѐсткости воды кипячением.
Налейте в пробирку 5 мл. жѐсткой воды и прокипятите. Дайте ей остыть. Слейте осторожно воду с осадка и приливайте к ней по каплям мыльный раствор. Запишите уравнение реакции.
Опыт 3. Устранение жѐсткости воды действием известкового молока.
Налейте в пробирку 5 мл жѐсткой воды и добавьте к ней 3 мл известкового молока. Запишите уравнение реакции.
Опыт 4. Устранение жѐсткости воды действием соды.
Налейте в пробирку 5 мл жѐсткой воды и добавьте к ней несколько грамм питьевой соды. Запишите уравнение реакции.
Таблица 3 Результаты опыта
Номер опыта | Что делал? | Что наблюдал? | Уравнения реакций |
Вопросы для самоконтроля:
1.Чем отличается временная и постоянная жесткость?
2. Какие виды жесткости вам известны? Какими ионами обусловлен тот или иной вид жесткости?
3. В каких единицах измеряется жесткость и как она рассчитывается?
4. На чем основано определение временной жесткости воды?
Литература:
1. Габриелян, О.С. Химия [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 336с.
2. Ерохин, Ю.М. Химия [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Ю.М. Ерохин. – 8-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с.
3. Саенко О.Е. Естествознание [Текст]: учебное пособие / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина, О.В. Арутюнян. – 2-е изд., стер. Москва: КРОНУС, 2015. – 368с.
Тема 5.2.Химические процессы в атмосфере
Задания для фронтального опроса.
1. Что такое озоновые дыры? Каковы причины их появления?
2. В чем заключается парниковый эффект?
3. Какая характеристика свидетельствует о том, что дождь – кислотный?
4. Почему большую опасность для атмосферы представляют антропогенные загрязнения?
5. Каковы особенности негативного влияния на атмосферу транспорта (автомобильного, воздушного, космического)?
6. Какое защитное значение имеет атмосфера для биосферы?
7. Перечислите естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы?
8. Каковы важнейшие экологические последствия глобального загрязнения атмосферы?
9. Перечислите основные категории загрязнителей. Почему истощение озонового слоя Земли относится к числу важнейших экологических проблем?
10. Почему охрана природного воздуха считается ключевой проблемой оздоровления окружающей природной среды?
11. Назовите главные загрязнители атмосферного воздуха.
12. Оцените роль различных отраслей хозяйства в загрязнении атмосферы.
13. Какой загрязнитель атмосферного воздуха наиболее опасен для хвойных деревьев? Раскройте механизм проникновения токсичного вещества в растения.
Критерии оценки устного ответа:
"ОТЛИЧНО" оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.
"ХОРОШО" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.
"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.