Основные направления развития книжного дела в Зап. Европе и в России в 18-19 вв

Европейская книга эпохи Просвещения (18 век).

Книга приобретает меньший формат, становится более удобной, деловой. Несколько эстетических течений влияли на оформление и стилевое своеобразие книги: барокко – торжественный, «большой» стиль. В книге проявляется иллюстрациями (стремление к мифологичности, библейским сюжетам, особенно у Плантена в его Библии), Рококо – характеризовалось уходом в мир фантазий, театральные мотивы, нарочито театрализованные позы, сюжеты. Изысканная, прихотливая орнаментика, ассиметричность рисунка. Книга рококо – это очаровательные маленькие томики, часто золотой обрез.

Классицизм – направление 17-начала 19 вв. Обращение к античному наследию. Для этих иллюстраций характерна соразмерность, уравновешенность композиций, благородная простота.

18 век характеризуется как бы двумя взаимодополняющими течениями в области книгоиздания.

С одной стороны, дифференциация книжной продукции идет в направлении удешевления книги, т.е. это лаконичность, простота (учебная литература, сочинения классиков, политические, социальные трактаты). Она уравновешивалась другой стороной – книга блестяще иллюстрировалась лучшими художниками, которая предназначалась для состоятельных людей – книга роскошная, малого тиража. Издатели:

Бодони (Италия)– называли королем печатников и печатником королей. Он довел до совершенства стиль книжного оформления (соответствовал классицизскому канону). Достиг абсолютной простоты в конструкции книги. Использование белоснежной бумаги, в основном большой формат, очень насыщенная черная краска, применял чередование тонких и жирных линий. Одно из самых знаменитых изданий – сочинение Горация, учебник типографского искусства, вышедший уже после его смерти, издал книжку «Отче наш» на 156 языках.

Джон Баскервилль (Англия) разработал новый сорт бумаги – веленевую бумагу. Название произошло от франц. Velen (пергамент) – плотная, мелованная бумага. Стремился издавать только представительские издания. После его смерти его шрифты приобрел Бомарше, который после ими напечатал Вольтера. А его оборудование сейчас хранится в кембриджском университете. Рисунки шрифтов Баскервилля тоже до сих пор используются.

Династия Дидо. Французская династия, занимались полиграфией, книгоизданием, книжной торговлей, производством бумаги. С 1713 года, образована в Париже, основатель – Франсуа Дидо. Затем его сын Франсуа Амбруаз Дидо, а потом его сыновья – Пьер и Фермен Дидо. Особое место в истории книги занял Фермен Дидо. Значение: разработка прекрасных шрифтов, хотя шрифты Дидо уступают шрифтам Бодони, но они имели распространение по всей Европе (даже в России в начале 19 века). Один из Дидо напечатал замечательное издание – собрание сочинений Горация, 3-томник сочинений Расина (это издание было объявлено современниками наиболее совершенным изданием всех времен).

Германия: фирма Брейткопф (ноты, геогр.карты, соч.по словолитному и печ.делу), Иоганн Унгер (немец.классич.лит-ра)

Нидерланды: Марк- Мишель Рей (Руссо, Вольтер, Энциклопедия), Леде и Жак Деборд (Вольтера)

Век

Распространению типографского дела много способствовали изобретения и улучшения в технике этого дела. Машинный способ изготовления печатной продукции позволял резко увеличить количество печатной продукции и удешевить книгу. Книга становится полноценным товаром, демократизируется, становится предметом массового спроса. Появляются индустриальные методы производства, что позволяет иметь крупные полиграфические производства или комплексы этих производств (словолитное пр-во, издательство, типографии).

Во всех странах Европы появляются фирмы, которые объединяют в себе все отрасли книгопечатного дела.

Именно это удешевление и демократизация книги не могла отразится на внешней форме книги. Отмечается определенное снижение культуры книги в 19 веке.

Типы: В большинстве – религиозная, богословская литература, которая переживала процесс обновления в соответствии с потребностями образованного потребителя. Развивается научная литература (техника, промышленность). Энциклопедии, словари, справочники.

19 век - век газет. Появляется определение «желтой», «бульварной» прессы.

Значительная часть художественной литературы носит развлекательный характер (беллетристика), готические романы (ужасы).

Принцип серийности изданий способствовал очищению рынка от низкопробной литературы.

Также в 19 веке печатались и великие мастера – Байрон, Диккенс, Гюго, Стендаль, Бальзак, Гете, Гейне. Издавались также и детские книги, журналы. Ж. Верн. Популярны детективы (А.К.Дойль, Купер, М.Рид). Появляются первые предприятия детской и юношеской книги.

Книги разделялись на 2 категории: роскошные и дешевые.

Массовые издания печатались тиражами до 150 тысяч экз. Часто издания поступали в продажу неразрезанными.

Книжный бизнес переходит из разряда «идейного» в разряд «чисто коммерческого».

Часто у писателей на десятки лет вперед выкупались права на издание их произведений, у государства исключительные права на печать официальных изданий, поставку учебников.

Германия: центры - Лейпциг, Берлин, Франкфурт-на-Майне.

Брокгауз –в 19 веке занял ведущее место в выпуске научной литературы (географические книги) и энциклопедической (энц.«Большой Брокгауз»). Рассчитывали на солидного, «буржуазного» покупателя. К началу 20 века его фирма была одной из крупнейших в мире, выпускала продукцию на многих языках и имела отделения в разных странах.

Италия: Франческо Валларди (гуманитарная, медиц.литра, по вопросам торговли)

Франция: Оноре де Бальзак (классики, мемуары, брошюры, Мольер, Лафонтен), Шарпантье (книги для бурж.чтения, иллюстр.романы), Ашетт - фирма существует с 1726 года, основатель Луи Ашетт издавал: учебники и беллетристику, словари и массовую литературу (педагог.журналы), «Курс обучения для девиц».

Англия: Фирма Томаса Лонгмэна - была основана в конце 18 века, к началу 20 век работало уже 6-е поколение (художественная литература), Фирма братьев Мак-Милланов - основана в Лондоне в середине 19 века, сначала специализировалась на учебной литературе, издания по геологии и математике

Болгария: Иоаким Корчовский и Кирилл Рейчинович (болгар.книги на нац.яз.)

Венгрия: «Академическая нига» (на венг. историч. и соц.романы, газеты Друг народа, Реформа,Свобода,Радикальная газета, Рабочая)

Чехия: отец и сын Поспишилы (молитвенники. Песенники, нац.авторы худ.литры), «Матица Чешска» (журнал «Чешский музей», серия Старочешская библиотека, Новочешская, Домашняя, Научный словарь)

Россия

В России в первой четверти XVIII в. значительно увеличилось издание книг.

Книга становилась иной по содержанию, оформлению, по своему назначению, превращалась в источник нужных и полезных знаний. Издавались учебники ("Букварь" Ф. П. Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича), словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре. Все они, как правило, были иллюстрированы гравюрами, схемами, чертежами. Дальнейшим важным шагом в утверждении светской культуры были введение гражданской азбуки и начало гражданской печати. Реформа шрифта, проведенная в 1708-1710 гг., упростила сложную кириллицу и способствовала дальнейшему разделению сферы светской и церковной книжности. Окончательный вариант гражданской азбуки был утвержден Петром I в 1710 г.

Правительство активно использовало книгу для пропаганды проводимых реформ. В указах, регламентах, манифестах, публицистике излагались события внутренней жизни, утверждалась и обосновывалась необходимость преобразований. В России начали издавать официальную печатную газету "Ведомости" (1703. С 1708 г. начался выпуск массовых ежегодных календарей, не прекращавшийся ни на один год вплоть до настоящего времени.

В это время увеличилось число типографий, появились типографии гражданской печати, началась их специализация по виду издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы, духовные книги и т. д.). В Москве в 1705 г. первую гражданскую типографию открыл В. А. Киприанов. Первое издание – «Новый способ арифметики». Основная продукция – гравюры. Было выпущено много карт и атласов, таблиц, чертежей.

Санкт-Петербургская типография. Открыта в 1710 году у Троицкого моста. Печатные станки, мастера и шрифты переведены с Печатного двора. В 1714 открыли гравировальную мастерскую, изготавливающую иллюстрации. Стала выпускать основную массу гражданских книг. Первое издание – газета «Ведомости» (май 1711). Специализация: образовательная, военно-морская литература, технические пособия и проч.

Впервые русские книги стали печатать за границей. Учитывая возрастающую потребность в книге учебного и научного содержания, Петр I выдал в конце XVIII в. голландцу Яну Тессингу привилегию на печатание русских книг в Амстердаме. Помощником Тессинга, не знавшего русского языка, был белорус Илья Копиевский - переводчик, составитель и издатель ряда книг, печатавшихся в Амстердаме. Выпустили «Введение краткое во всякую историю», «Краткое и полезное руковедение в арифметику», первое на русском языке издание по технике кораблестроения — «Книга учащая морского плавания»

Книжное дело России оказалось в глубоком социально-экономическом кризисе. И дальнейшее развитие гражданское книгоиздание получило в деятельности Академии наук, созданной по проекту Петра I в 1725 г. При ней в 1727 г. была открыта типография, задуманная как центр научного книгоиздания. Для его становления решающее значение имел указ Верховного Тайного Совета от 4 октября 1727 г., упразднивший петровские типографии. Этим указом новоучрежденной Академии было предоставлено монопольное право в сфере гражданского книгопечатания. И она очень скоро превратилась в самое мощное полиграфическое предприятие страны.

Регулярная издательская деятельность Академии наук началась 2 января 1728 г. с выпуска новой газеты «Санкт-Петербургские ведомости». С 1748 г. главным редактором газеты был М. В. Ломоносов. Приобрели известность и другие продолжающиеся издания Академии наук: «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях», «Комментарии Санкт-Петербургской императорской Академии наук» (на латыни), «Краткое описание Комментариев Академии наук». Эти издания переводились на другие иностранные языки и издавались за рубежом.

Первой книгой, напечатанной в академической типографии, был «Месяцеслов на лето 1729 года». Типография печатала труды по математике, астрономии, физике, химии, истории, географии, языкознанию, истории литературы, военному делу. Печатались учебники, календари, художественная литература, описания торжеств и фейерверков, законодательные материалы.

Достижения Академии наук – качественно новые по содержанию и графическому исполнению книги; жанровое разнообразие книг, увеличение круга потребителей; зарождение научного книгоиздания.

Вторая половина XVIII века характеризуется относительным подъемом науки и культуры, успехами в книгопечатании и книжной торговле. Расширяется деятельность казенных типографий.

Осуществлялось техническое переоснащение типографий, отливались новые шрифты, обогащался запас типографских наборных украшений. Вторая половина XVIII в. характеризуется дальнейшим укреплением самодержавного дворянского крепостнического государства, особенно в правление Екатерины II, которая ведет себя как ревностная ученица Вольтера и других французских просветителей. Она разрешает переводить и печатать их произведения.

Во второй половине XVIII века создаются новые типографии государственного и частного характера.

Новым явлением в издательской практике было образование различных обществ, занимающихся выпуском литературы. Это "Вольное экономическое общество", "Собрание, старающееся о переводе иностранных книг" – в трудах принимали участие выдающиеся литераторы и учёные, за 15 лет перевели 112 книг (Свифт, Гольдони, Монтескье, статьи из «Энциклопедии» Дидро и Д’ Аламбера, книги по истории, географии, астрономии, физике, химии.

Открылись новые издательства, например, при Военной коллегии, Горном училище, Медицинской коллегии.

Переходной формой от государственного книгоиздания к частному явилась аренда типографий. Первые привилегии были выданы иностранцам, которые долгое время сотрудничали с Академией наук в качестве ее зарубежных представителей. Это Гартунг и Вейтбрехт., которые могли печатать только иностранные книги.

В 1783 г. был издан указ "О вольном книгопечатании", дававший право на открытие частных типографий. Свобода печати позволила многим людям основать собственное дело. Владельцы и арендаторы стремились в первую очередь извлечь прибыль, применяя наемный труд и работая на рынок. Частные типографии Брейткопфа, Вильковского, Мейера и других были оснащены на уровне европейских предприятий и печатали высококачественные в полиграфическом отношении книги.

Царствование Екатерины II, проводившей на первых порах политику «просвещенного абсолютизма», было ознаменовано появлением 15 января 1783 года указа о «вольных типографиях». Давая разрешение на открытие собственной типографии любому подданному Российской Империи, Екатерина не предвидела всех последствий, к которым приведет это новшество. Частные типографии стали открываться в Петербурге и в Москве, в провинциальных городах и в дальней Сибири.

Большею частью все эти типографии представляли собою любительские затеи богатых дворян-книголюбов (Струйский). Но кроме таких любительских печатен были и серьезные типографии, из которых выходили книги, потрясавшие основы самодержавия.

На печатном станке, приобретенном в долг, в самодеятельной домашней типографии А. Н. Радищев в 1790 году печатает книгу с невинным названием «Путешествие из Петербурга в Москву», тираж которой впоследствии будет арестован и уничтожен.

Тайную типографию заводит известный просветитель Н. И. Новиков. В 1792 году за печатание «противоправительственных книг» его арестовывают и осуждают на пятнадцатилетнее заточение в Шлиссельбургскую крепость как важного государственного преступника.

Подвергаются гонениям и другие книги. «Берутся под караул» И. А. Крылов и его компаньоны, издававшие журнал «Зритель», уничтожается весь тираж трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». В конце концов царским указом от 16 сентября 1796 года все вольные типографии были упразднены.

Реформы Александра I

1. Ослабление цензуры (предварительная заменена на последующую, передана в ведение Главного управления училищ, затем в Министерство народного просвещения)

2. Отмена на запрет ввоза иностранной литературы

3. Разрешено открытие частных типографий

Свобода печати дала толчок развитию книгоиздания.

Важную роль в развитии книгоиздания сыграло усовершенствование техники печати, новые изобретения и открытия, внедренные в процесс книгопроизводства. Переход к стереотипии, способу получения цельных копий наборной печатной формы, позволял увеличить тираж изданий. Литография, фотография.

Вольные типографии С 1802 года разрешение на открытие вольных типографий частных лиц. В Москве открывают заведения Пономарёв, Бекетов, Всеволожский. Авторы часто издавали сами свои книги, книготорговцы переиздавали популярные книги.

Оформление русской книги Основной способ иллюстрирования – углубленная гравюра на металле. Гравюра на меди, «карандашная» манера. На первое место не украшение и иллюстрация, а картинка, связанная с содержанием. Серая обложка заменяется на цветную, увеличивается формат книги – становится больше, шрифт становится компактней. Ведущим началом выступает содержание, тогда как внешность книги отходит на второй план.

Издатели-меценаты первой четверти 19 века. П.П. Бекетов, Н.П. Румянцев

Платон Платонович Бекетов – в 1801 открыл типографию со словолитней, гравировальную палату и книжную лавку. С ним сотрудничали его брат баснописец Дмитриев, Карамзин и гравёр Соколов. За 11 лет – больше 100 изданий, преимущественно художественная литература (Гнедич, Карамзин, Жуковский, Богданович), «Собрание оставшихся сочинений Радищева» в 6 частях без «П. из П. в М»). В 1812 году типография сгорела.

Николай Петрович Румянцев – любитель и знаток старины, гос.деятель и крупный дипломат, энциклопедически образованный, посвятил себя собранию и изданию древних экземпляров. Объединил вокруг себя ученых – «румянцевский кружок» - россика - (историки Круг, Востоков, Калайдович, Строев). Основное издание кружка – «Собрание государственных грамот и договоров» - дипломатические и исторические памятники 13-17 вв. После смерти Румянцева осталось около 28 тысяч книг по россике и определённое количество рукописей.

Издатели-коммерсанты первой половины 19 века

справки, подписка на книги. Книжная лавка начинает превращаться в магазин.

Василий Алексеевич Плавильщиков – книги по искусству, художественная литература и учебники. При магазине открыта одна из первых частных библиотек, которая вместе с книжной лавкой играла роль литературного клуба. После смерти предприятие перешло к Смирдину, который работал у него помощником.

Иван Васильевич Сленин –книжная лавка пользовалась вниманием литераторов. Среди изданий альманахи Рылеева, Бестужева «Полярная звезда», «Северные цветы», «История государства Российского» - второе издание Карамзина.

Братья Глазуновы – в Москве и Петербурге. Наиболее известен И.П. Глазунов - открыл книжную торговлю на Спасском мосту, затем занялся изданием книг различного содержания: по истории, праву, географии, с/х, медицине, худож. литературу. После смерти, его сын стал издавать учебники, атласы, русских писателей (Пушкин, Лермонтов- 1 издание сочинений), серия «Военная библиотека» (греческие и европейские авторы о войнах). Лавка Глазунова горела 3 раза.

Во многом установлению коммерческих отношений между писателем и издателем, профессионализации писательского труда способствовала деятельность выдающегося петербургского издателя 30-40-х гг. XIX в. Александра Филипповича Смирдина (1795-1857). Смирдин наследовал после смерти своего патрона Плавильщикова его книжное дело и развил широкую книготорговую и издательскую деятельность. Успех Смирдина-издателя начинается с выпуска в 1829 г. «нравственно-сатирического романа» Ф.В. Булгарина «Иван Выжигин». Огромный по тем временам тираж, около 4 тыс. экз., разошелся за три недели. Это был один из первых в России романов, написанных на материале русского быта, и воспринимался поэтому современниками чуть ли не как первый «русский» роман. Процветанию Смирдина содействовало издание поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», имевшей небывалый успех у читателя. В конце 1831 г. Смирдин перевел книжную лавку и библиотеку для чтения в новое роскошное по тем временам помещение на Невском проспекте. Это событие было расценено как резкий скачок в истории русской книжной торговли и даже литературы. Смирдин предпринял также три выпуска сборника «Сто русских литераторов» (1839-1845). Издание предполагалось в 10 томах, но не было завершено!

Смирдин поощрял деятельность русских писателей, выплачивая им высокие гонорары, способствуя тем самым превращению труда писателей в профессиональный труд. Смирдинская «эпоха» впервые делает гонорар закономерным явлением.

В разорении Смирдина немалую роль сыграла группа реакционных литераторов (Сенковский, Греч, Булгарин). Они издавали на средства Смирдина журнал «Библиотека для чтения» (с 1834 г.) и газету «Северная пчела» (с 1835 г.). Покупка «Северной пчелы» обошлась Смирдину слишком дорого и принесла ему лишь одни убытки. В 1842 г. Смирдин разорился.

Во второй половине 40-х гг. Смирдин делает попытку восстановить издательство. Было выпущено массовое издание «Полного собрания сочинений русских авторов». Совершенно разоренный, доведенный почти до нищеты, Смирдин отошел от книжного дела и в 1857 г. умер.

в обстановке усилившихся либеральных настроений, всеобщего недовольства положением печати наступил конец «эпохе цензурного террора». Правительство Александра I в 1855 году прекратило деятельность «Бутурлинского комитета». Освобождалась от предварительной цензуры периодическая печать. Были оставлены в силе духовная, театральная и иностранная предварительная цензуры.

Ряд новых стеснительных мер ввёл дополнительный закон о печати 1882. Особое совещание 4 министров: внутренних дел, народного просвещения, юстиции и обер- прокурора Синода – получило право прекращать издание любого органа печати, если обнаруживалось его «вредное» направление.

Отмена крепостного права в 1861 году, явившаяся результатом кризиса феодально- крепостнической системы, ускорила развитие капитализма в стране. Общественный подъем 60-х гг. сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам и названиям), так и на изменении тематики литературы. Хотя в столице издается, как и прежде, много учебников, религиозных книг, беллетристики, однако наблюдается и рост выпуска серьезной социально-экономической и естественнонаучной литературы. Идя навстречу потребностям нового демократического читателя, издательства выпускают в свет произведения выдающихся западноевропейских мыслителей - экономистов, философов, социологов, естествоиспытателей, творчество которых встречало сочувственный отклик в передовом русском обществе. Несколько возрос выпуск литературы по сельскому хозяйству и технике, но удельный вес ее в общей массе изданий был крайне невелик.

Особенность чтения разночинного читателя 60-х гг. - в круг чтения наряду с подцензурными статьями писателей-демократов включаются нелегальные издания, которые оказывают глубокое влияние на формирование мировоззрения шестидесятника, в значительной мере определяют его читательский и гражданский облик. Проникновение в Россию изданий Вольной лондонской типографии, чтение «Полярной звезды», «Колокола», сочинений Герцена и Огарева и других произведений вольной русской зарубежной печати стало знамением эпохи. Впервые до широких кругов читателя дошло бесцензурное печатное слово, страстно зовущее к свободе, к борьбе, к сопротивлению жестоким самодержавным порядкам, господствовавшей в стране полицейско-бюрократической системе.

Издательской деятельностью занимались различные общества: товарищество «Общественная польза», Комитет грамотности, ряд научных обществ. Их цель – публикация и распространение книг для малограмотного населения (среди крестьян). Просто русский народ с уважением относился к частной собственности. Некоторые даже не брали книги, боясь их испортить.

К концу века значительно уменьшился удельный вес переводной. Основными центрами книгоиздательского дела во второй половине XIX в. оставались Петербург и Москва, за ними шли Киев, Одесса, Харьков.

Конец 80-х - начало 90-х гг. был отмечен значительным ростом типографского дела в России. В 1891 г. в столице империи насчитывалось 149 типографий, в 1895 г. - уже 185. По сравнению с началом 60-х гг. число типографий возросло, таким образом, в 2,5 раза, а по сравнению с началом века - более чем в 7 раз.

В 60-е годы 19 века в Петербурге стали появляться первые специализированные издательства и книжные магазины.

В 1861 году открылась книжная фирма Риккера, выходца из Германии. Особое место уделял выпуску книг и журналов по медицине. Первое издание – медицинский журнал на немецком языке. Постепенно расширил тематику – литература по естествознанию, с/х. За 50 лет выпустил около 900 названий книг.

В 1872 в Петербурге обосновался швейцарец Девриен. Широкая известность изданий по с/х, естествознанию и географии – «Полная энциклопедия русского сельского хозяйства» в 11 томах и «Россия» - полное географическое описание нашего Отечества. «Настольная и дорожная книга» под ред. Семенова – Тян-Шанского. Большое внимание выпуску научно- популярной литературы и книгам справочно-энциклопедического характера, которые выпускал для гимназий.

В 1884 в Петербурге открыл книжный магазин Эттингер. Издавал медицинскую и дешёвую литературу – журнал «Практическая медицина»; «Медицинский календарь», капитальный труд «Русская хирургия».

Березовский, сын офицера и сам военный, создал первое специализированное издательство и книжную торговлю военной литературой в России – серия «Библиотека для солдатского чтения», военно-библиографический журнал «Вестовой».

34. Основные направления развития книжного дела в России в начале 20 века.

Значительно возрос в начале XX в. удельный вес печатной продукции, выпускаемой провинциальными городами России. Наиболее крупными центрами провинциального книгопечатания в начале XX в. были Казань, Саратов, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Томск. В 1913 г. накануне империалистической войны в России было издано 34007 книг общим тиражом 118836713 экз. На первом месте - учебники, календари, народные издания и беллетристика. Научная и специальная литература, книги по философии, политической экономии, медицине печатаются крайне ограниченными тиражами.

Успехи русской социал-демократии в конце 90-х - начале 900-х гг., вызванные ростом рабочего движения, общий политический подъем в стране в связи с первой русской революцией вызвал огромный спрос на политическую (преимущественно брошюрную) литературу.

Значительный размах в период революции приняло издание произведений В.И. Ленина.

Разразившаяся летом 1914 г. война привела к сокращению деятельности издательств.

В годы войны буржуазные издательства наводнили книжный рынок разнузданно шовинистической, ура-патриотической литературой.

Общественный подъем в стране, вызванный низложением самодержавия, повысил интерес к марксистской литературе. Между февралем и октябрем вышло более 20 произведений Маркса и Энгельса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: