Типологія музеїв. Історико-краезнавчий музей як осередок досліджень та поширення знань з історії

Понятие «музей» раскрывается исследователями неоднозначно, поэтому на основании имеющихся определений для дальнейшей работы нами было сформулировано следующее определение: музей – это учреждение культуры, созданное для сбора, хранения, изучения и публичного представления специфической группы объектов, осознаваемых обществом как ценности, подлежащие передаче из поколения в поколение.

В настоящее время музеи делятся на следующие группы: [9]

· Профильные группы музеев

· Группы музеев по типу хранимого наследия

· Группы музеев по роду деятельности и адресату (типы музеев)

· Группы музеев по собственнику

· Группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку)

· Группы музеев по статусу

Классификация по роду деятельности связана с основной категорией посетителей, с которой работает музей: специалисты, широкий круг посетителей, учащиеся, дети. В советском музееведении 1980-х гг. группы музеев, объединенные основным направлением деятельности, было принято называть " типами музеев ":

· Научно-исследовательские музеи

· Научно-просветительские (массовые) музеи

· Учебные музеи

· Детские музеи

Приведем основную характеристику музеев, принадлежащих к тому или иному типу:

· Научно-исследовательские музеи -функционируют при науч­но-исследовательских институтах и академи­ях наук, в состав кото­рых они обычно входят в качестве структур­ных подразделений. Их фонды используют­ся в научных целях, а экспозиции ориенти­рованы прежде всего на специалистов.

· К самому распространенному типу относятся на­учно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентиро­ваны прежде всего на массового посетителя, их фон­ды широко используются в культурно-образователь­ных целях. В их деятельности большое внимание уде­ляется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий.

· Главное назначение учебных музеев — обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в ос­новном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и ме­тоды работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во вре­мя практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фон­ды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступ­ны для массового посетителя.

· Детские музеи предназначены для детской аудитории, их коллекции и приемы экспонирования ориентированы на интересы и потребности детей. Коллекции наряду с редкими и уникальными предметами включают и те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, а также специально сконструированные модели, которые можно использовать в игровой деятельности. С другой стороны, под детскими музеями понимают и музеи, рассказывающие о детской деятельности. Эти музеи детские более по содержанию, чем по сути деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: