Четыре переменные поведения

Основной проблемой в теории социального научения Роттера является изучение прогнозирования поведения человека в сложных ситуациях. Роттер исследует взаимодействие четырех переменных: потенциал поведения, ожидания, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

Роттер полагает, что ключ к предсказанию поведения человека лежит в понимании потенциала поведения, т.е. вероятности данного поведения в определенной ситуации. Например, если кто-то оскорбил человека, есть несколько возможных ответных реакций. Можно потребовать извинений, или не обратить внимание на оскорбление и перевести разговор на другую тему, или ударить обидчика, или просто уйти. Каждая из этих реакций имеет свой потенциал поведения. Если человек решает не обращать внимание на оскорбителя, это означает, что потенциал этой реакции сильнее, чем у любой другой возможной реакции. Потенциал каждой реакции может быть сильным в одной ситуации и слабым в другой.

Ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Например, прежде чем человек решит, идти ли ему на вечеринку, он попытается вычислить вероятность того, что хорошо проведет время. Решая, готовиться ли к экзамену в выходные дни, студент, по всей видимости, спросит себя, помогут ли ему эти занятия лучше сдать экзамен. Величина силы ожидания может варьировать от 0% до 100%. И обычно основана на предыдущем опыте такой же или подобной ситуации. Если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют такое поведение. Например, если вы всегда прекрасно проводили время на вечеринках, то, вероятно, вы согласитесь принять очередное приглашение. Если же человек сталкивается с ситуацией в первый раз, в этом случае ожидание основывается на его опыте в похожей ситуации. Например, если недавний выпускник института получал похвалу за то, что в выходные дни работал над курсовым проектом, вероятно, он ждет, что будет поощрен, если в выходные дни закончит доклад для своего начальника. Этот пример показывает, что ожидание может привести к постоянным формам поведения, независимо от времени и ситуации. Роттер считает, что стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет стабильность и единство личности. Однако ожидание не всегда соответствует реальности. У некоторых людей могут быть нереально высокие ожидания относительно своих успехов, вне зависимости от ситуации. Другие люди могут быть настолько неуверенными в себе, что постоянно недооценивают свои шансы на успех. Роттер полагает, что если мы хотим прогнозировать поведение человека, нам следует полагаться на его собственную субъективную оценку успеха и неудачи, а не на оценку кого-то другого.

Роттер различает ожидания, которые специфичны для определенной ситуации, и ожидания, которые являются более общими или применимыми к разным ситуациям. Первые называются специфическими ожиданиями, отражают опыт конкретной ситуации и не применимы к прогнозу поведения. Вторые называются генерализованными ожиданиями и отражают опыт различных ситуаций.

Ценность подкрепления - это степень, с которой человек при равной вероятности получения предпочитает одно подкрепление другому. Люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов. Ценность подкрепления тоже основана на предыдущем опыте людей. Также ценность подкрепления деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени. Тем не менее, Роттер утверждает, что существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в предпочтении людьми одних подкреплений другим. Соответственно формы поведения можно также проследить в относительно устойчивых эмоциональных и когнитивных реакциях людей. В теории Роттера ценность подкрепления не зависит от ожидания. Так, то что человек знает о ценности подкрепления, не коей мере не показывает степень ожидания этого подкрепления. Например, студент знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, и все же ожидание получить высокие оценки может быть низким из-за отсутствия у него мотиваций или способностей. По мнению Роттера ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами.

Психологическая ситуация – это субъективное восприятие факторов окружения человека. Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляет человек. Роттер, также как и Роджерс осознает, что если обстоятельства окружения воспринимаются человеком определенным образом, то для него эта ситуация будет именно такой, какой он ее воспринимает, независимо от того, насколько странным покажется его трактовка другим. Таким образом, тема взаимодействия человека со значимым для него окружением заложена в роттеровском понимании личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: