Основные научные работы С.Л.Рубинштейна (1889 – 1960)

1. Основы общей психологии (1940).

2. Бытие и сознание (1957).

Основными особенностями деятельности Рубинштейн считал: социальность, предметность. Социальность проявляется в том, что деятельность осуществляется только субъектом. Это было обозначено при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой). Субъект в своей деятельности обнаруживает и проявляет себя, в ней же он созидается и определяется, по направлениям деятельности можно определить и формировать его самого. То есть в отличие от теории интериоризации Л.С.Выготского, по Рубинштейну исходным выступает действие, проникающее в объективную действительность, деятельность выводит человека в мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны.

Деятельность – лишь один из уровней непрерывного взаимодействия человека с миром. И если для Выготского главным моментом, определяющим развитие, выступает знак (различие натуральных и высших функций), то Рубинштейн утверждает, что исходным моментом является деятельность, именно практическая деятельность делает возможным овладение речью, а не знаки порождают человеческие формы поведения.

Предметность деятельности, по Рубинштейну, обусловлена тем, что деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее внутренние закономерности, т.е. внешние причины действуют через внутренние условия. Это положение легло в основу предложенного Рубинштейном принципа детерминизма. В качестве внутренних условий выступают аналитико-синтетические акты по соотношению каждого элемента условий и требований задачи. В них отражаются внутренняя работа по анализу задачи, показателем степени проанализированности является возможность использования вспомогательной задачи или прямой подсказки для решения. В связи с этим было сформулировано положение о психическом как процессе, звеньями которого выступают анализ, синтез и т.д. Процессуальность психического – его характерная особенность, ибо взаимосвязь любого субъекта с объектом непрерывна. Все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности, имеющей сплошную многоуровневую структуру. В личности имеются компоненты различной устойчивости и общности (зрение, мотивы деятельности и т.д.), через которые преломляются все внешние воздействия. С.Л.Рубинштейн разделяет деятельность и действие в зависимости от характера мотивации: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает ее в поведение, единицей поведения является поступок, а деятельности – действие.

В качестве основных видов деятельности Рубинштейн выделяет: труд, игру, учение. Задачей психологии Рубинштейн считал раскрытие закономерностей психологического процесса, а специфической психологической проблематикой - саму деятельность как таковую и действие как единицу деятельности, связанные с вопросом о целях и мотивах человеческого поведения и деятельности, об их внутреннем смысловом содержании и строении.

___________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: