Системе гуманистического психоанализа Э. Фромма

Карен Хорни: социокультурная теория личности. Базальная тревога: этиология неврозов. Невротические потребности: в любви и одобрении, в руководящем партнере, в четких ограничениях, во власти, в эксплуатировании других, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости. Ориентация на людей, от людей и против людей. Психологические типы: уступчивый тип, обособленный тип, враждебный тип.

Эрих Фромм: гуманистическая теория личности. Механизмы «бегства от свободы». Позитивная свобода. Экзистенциальные потребности человека: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе взглядов и преданности. Социальные типы характера: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный, продуктивный.

_________

Тема 8.

Межличностная теория психиатра Г. Салливана.

Эпигенетическая теория Э. Эриксона

Г. Салливан: личность как устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций. Динамизмы, персонификации и когнитивные процессы. Я-ситстема. Персонификации. Когнитивные процессы: прототаксические, паратаксические и синтаксические. Шесть стадий развтия личности: младенчество, детство, ювенильнильный период, пред-юность, раняя юность, поздняя юность.

Эрик Эриксон: эго-теория личности. Эпигенетический принцип. Восемь стадий психосексуального развития. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. Раннее детсво: автономия – стыд и сомнение. Возраст игры: инициативность – вина. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. Юность: эго-идентичность – ролевое смешение. Ранняя зрелость: интимность – изоляция. Средняя зрелость: продуктивность – инертность. Поздняя зрелость: эго-интеграция – отчаяние.

Тема 9.

Теория оперантного научения Б. Скиннера.

Теория социального научения Дж. Роттера

Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения. Радикальный бихевиоризм. Отрицание физико-генетического истолкования поведения человека. Человек как организм, обладающий определенным набором поведенческих реакций. Безусловные и условные рефлексы И.П. Павлова. Респондентное и оперантное поведение. Режимы подкрепления: с пстоянным соотношением, с постоянным интервалом, с вариативным соотношением, с вариативным интервалом. Условное подкрепление. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов (поизитивное и негативное подкрепление и наказание). Генерализация и различение стимулов. Обучение навыкам общения.

Джулиан Роттер: социально-когнитивное направление в теории личности. Теория социального научения. Формула прогноза поведения (потенциал поведения = ожидание + ценность покрепления). Потребности: признание, защита – зависимость, доминирование, независимость, любовь и привязанность, физический комфорт. Общая формула прогноза поведения (потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности). Интернальный и экстернальный локус контроля.

Тема 10.

Диспозициональная теория личности Г. Оллпорта

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности. Персонализм. Концепция черты личности. Черта как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Черты личности и стимулы. Общие черты в сравнении с индивидуальными. Типы индивидуальных диспозиций: кардинальные, центральные, вторичные. Проприум (развивающееся свойство человеческой природы): развитие самости. Стадии развития проприума: телесная самость, самоидентичность, самоуважение, расширение самости, образ себя, рациональное управление самим собой, проприативное стремление (целосное чувство «Я» и планирование перспективных целей). Функциональная автономия: устойчивая и собственная. Проблема зрелой личности.

Тема 11.

Гуманистическая теория личности А. Маслоу

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности. Персонализм и экзистенциализм. Индивид как единое целое. Внутренняя природа человека. Творческий потенциал человека. Акцент на психически здоровом человеке. Иерархия потребностей: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, личного совершенствования. Самоактуализация. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Метапаталогии.

Определения и условия формирования потребностей. Классификации потребностей по сфере жизнедеятельности и осуществления (материальные и духовные), по происхождению (биогенные, социогенные), по возможности удовлетворения (идеальные, реальные, нереальные) и т.д. Иерархическая структура потребностей А.Маслоу: физиологические, потребности в безопасности, потребности в социальных связях, потребности в самоуважении, потребности самоактуализации.

Сущность и причины фрустрации. Изучение фрустрации с помощью методик неразрешимых задач и прерванного действия. Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивы достижения и избегания (Г. Мюррей). Социальная мотивация. Альтруистические мотивы.

Тема 12.

Личность в культурно-исторической теории Л.С. Выготского

и в теориях деятельностного подхода А.Н. Леонтьева,

С.Л. Рубинштейна

Концепция личности Л.С. Выготского. Учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общени­ем освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки. Интериоризация социальных отношений. Зона ближайшего развития. Психологические системы. Проблемы становления личности.

Концепция личности А.Н. Леонтьева. Личность как совокупность общественных отношений, реализуемых в предметной деятельности. Иерархия деятельности личности: потребность, мотив, эмоции, значение, смысл. Типы мотивов: смыслообразующие и эмоционально бессмысленные. Личность как структурная иерархия мотивов. Личность в контексте трех систем: системая связей с миром посредством деятельности, система смыслообразующих мотивов, система мотивов-целей.

Концепция личности С.Л. Рубинштейна. Факторы психических процессов развития личности: индивидуально-дифференциальные различия между людьми, личностные изменения, сознательно регулируемые операции. Проблема внешнего и внутреннего в развитии личности. Переход различных аспектов личности друг в друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: