Психология судебной деятельности

В суде основной задачей является конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу - это основная и исключительная функция.

Основная цель познавательной деятельности в суде - получение доказательственного материала для осуществления конструктивной деятельности - вынесения приговора.

Особенность познавательной деятельности в суде заключается, прежде всего, в том, что материалы предварительного следствия уже дают ему готовую модель подлежащего исследованию события. Наличие такой версии события в материалах предварительного следствия облегчает суду познание фактов, обстоятельств дела. Однако эта версия всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежит проверке и исследованию судом в каждом ее отдельном элементе.

Для успешного осуществления конструктивной деятельности судом создаются специальные условия. К ним относятся:

" коллегиальное принятие решения;

" обеспечение невмешательства в принятие решения;

" законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого решения;

" требование непрерывности рассмотрения дела.

Принятием решения о наличии факта-события преступления конструктивная деятельность суда не завершается. Ему надлежит определить меру наказания виновному, а также решить вопросы, связанные с порядком отбывания наказания [6].

Основная конструктивная деятельность суда складывается из целой серии последовательно реализуемых взаимосвязанных действий:

" полное выявление и тщательная проверка всех фактов, относящихся к делу, подлежащих решению;

" обязательное заслушивание мнений всех заинтересованных участников судебного рассмотрения дела как по поводу совокупности фактов, так и по поводу предполагаемого решения;

" принятие конструктивного решения каждым из членов коллегии, судей;

" коллективное обсуждение всех выявленных фактов и окончательное решение основного конструктивного вопроса - вынесение приговора, решения по делу.

Коммуникативная деятельность суда отличается многообразием взаимоотношений, возникающих в ходе судебного разбирательства.

Выделяют четыре вида взаимоотношений, возникающих в суде:

1. "Взаимоотношения по вертикали". Сюда относятся взаимоотношения судей с участниками судебного разбирательства (с государственным обвинителем, защитником, подсудимым) и остальными субъектами судебного процесса (свидетелями, экспертами), а также отношения суда с присутствующими в зале судебного заседания гражданами, не являющимися участниками судеб-ного разбирательства.

2. "По горизонтали". Это взаимоотношения между судьей и народными заседателями, между государственным обвинителем и защитником, между свидетелями, потерпевшими, экспертами и другими участниками процесса, между гражданами, присутствующими в зале.

3. "По групповым делам". Согласно этого вида взаимоотношения возникают между подсудимыми в том случае, если их несколько.

4. "По психологической направленности". Взаимоотношения с судебной аудиторией как с определенной группой людей, которую в ходе суда необходимо превратить в аудиторию с единой психологической направленностью.

44. ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОГО ДОПРОСА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: