В суде основной задачей является конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу - это основная и исключительная функция.
Основная цель познавательной деятельности в суде - получение доказательственного материала для осуществления конструктивной деятельности - вынесения приговора.
Особенность познавательной деятельности в суде заключается, прежде всего, в том, что материалы предварительного следствия уже дают ему готовую модель подлежащего исследованию события. Наличие такой версии события в материалах предварительного следствия облегчает суду познание фактов, обстоятельств дела. Однако эта версия всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежит проверке и исследованию судом в каждом ее отдельном элементе.
Для успешного осуществления конструктивной деятельности судом создаются специальные условия. К ним относятся:
" коллегиальное принятие решения;
" обеспечение невмешательства в принятие решения;
|
|
" законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого решения;
" требование непрерывности рассмотрения дела.
Принятием решения о наличии факта-события преступления конструктивная деятельность суда не завершается. Ему надлежит определить меру наказания виновному, а также решить вопросы, связанные с порядком отбывания наказания [6].
Основная конструктивная деятельность суда складывается из целой серии последовательно реализуемых взаимосвязанных действий:
" полное выявление и тщательная проверка всех фактов, относящихся к делу, подлежащих решению;
" обязательное заслушивание мнений всех заинтересованных участников судебного рассмотрения дела как по поводу совокупности фактов, так и по поводу предполагаемого решения;
" принятие конструктивного решения каждым из членов коллегии, судей;
" коллективное обсуждение всех выявленных фактов и окончательное решение основного конструктивного вопроса - вынесение приговора, решения по делу.
Коммуникативная деятельность суда отличается многообразием взаимоотношений, возникающих в ходе судебного разбирательства.
Выделяют четыре вида взаимоотношений, возникающих в суде:
1. "Взаимоотношения по вертикали". Сюда относятся взаимоотношения судей с участниками судебного разбирательства (с государственным обвинителем, защитником, подсудимым) и остальными субъектами судебного процесса (свидетелями, экспертами), а также отношения суда с присутствующими в зале судебного заседания гражданами, не являющимися участниками судеб-ного разбирательства.
|
|
2. "По горизонтали". Это взаимоотношения между судьей и народными заседателями, между государственным обвинителем и защитником, между свидетелями, потерпевшими, экспертами и другими участниками процесса, между гражданами, присутствующими в зале.
3. "По групповым делам". Согласно этого вида взаимоотношения возникают между подсудимыми в том случае, если их несколько.
4. "По психологической направленности". Взаимоотношения с судебной аудиторией как с определенной группой людей, которую в ходе суда необходимо превратить в аудиторию с единой психологической направленностью.
44. ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНОГО ДОПРОСА.