Тема 6. Бихевиористские теории личности

Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера. Личность с точки зрения бихевиоризма. Социальное научение. Классическое обусловливание (И.П. Павлов) и оперантное обусловливание (Б.Ф. Скиннер). Понятие респондентного и оперантного поведения. Режимы подкрепления. Первичное и вторичное (условное) подкрепление. Социально подкрепляющие стимулы. Методы аверсивного контроля поведения: наказание (позитивное, негативное) и подкрепление (позитивное, негативное). Генерализация и различение стимулов. Формирование поведения методом успешного приближения.

Теория социального научения Дж. Роттера. Понятие потенциала поведения. Понятие ожидания. Специфические и генерализованные ожидания. Ценность подкрепления. Психологическая ситуация. Формула прогноза поведения: потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления. Категории потребностей: статус признания, защита – зависимость, доминирование, независимость, любовь и привязанность, физический комфорт. Интернальный и экстернальный локус контроля поведения.

Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры. Модель взаимного детерминизма. Новые формы поведения в отсутствие внешнего подкрепления. Понятие научения через наблюдение. Основные компоненты научения через наблюдение: процессы внимания, процессы сохранения, моторно-репродуктивные процессы, мотивационные процессы. Косвенное подкрепление и самоподкрепление. Саморегулирование и самоэффективность.

Тема 7. Когнитивное направление в теории личности.

Когнитивнаятеория личности Дж. Келли. Понятие личностных конструктов. Формальные свойства конструктов: диапазон применимости, фокус применимости, проницаемость – непроницаемость. Типы конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий. Прогнозирование будущих событий как движущая сила поведения личности. Критика Дж. Келли термина «мотивация».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: