Джемс:
3 части личности: составные эл-ты, чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка), поступки, вызываемые ими (забота о себе, самосохранение).
1. Физическая личность – тело, одежда, домашний очаг, произведения труда.
Социальная – представление о человеке других (честь); разные стороны человека (как человек, как гос лицо).
Духовная – объединение духовных способностей и свойств.
Ядро личности – активность.
2. Самооценка – успех\неуспех.
3. Забота о себе и самосохранение (о физической – инстинкт; о социальной – любовь, дружба, внимание; о духовной – стремление к духовному прогрессу).
Самоуважение – успех \ притязание.
Иерархия личностей: физ – соц – духовная.
Климов:
Индивидуальный стиль личности – устойчивая система приемов и способов деят-ти; определенные личностные качества; эффективное средство приспособления.
Есть ос-ти благоприятствующие и мешающие успеху; компенсаторное значение возможностей; максимальное использование + приспособительных возможностей.
Маслоу:
Снижение человечности – невроз – снижение актуализации человеческих возможностей. Невроз –утухание внутренних сигналов.
Комплекс Ионы – отсутствие стремления к самоактуализации. Нужно достигать – счастье. Контрооценивание всего – потеря ценностей, так как они заставляют ощутить нашу малую ценность. Нужна не враждебность, а благоговение. Комплекс – боязнь, нам нужна истина, ее нужно принять – восхищение.
Творческая личность здорова. Важна общая ообстановка (соц фон). Психотерапия воздействует на все (танец). Основное время занимает рутина (она нужна), но есть и инсайт, яркие идеи (счастье не может длиться все время). Творческие люди – труженики (жить надо не пиковыми переживаниями).
Братусь:
Смысловая сфера личности: совокупность значений – культура. Смысл в сознании человека отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения. Задача на смысл – ценности. Нравственная позиция – совокупность отношений к миру. Она особенна сильна если осознанна (осознанны ценности). Ядро личности – позиция. Смысловые образования существуют и неосознанно, не поддаются прямому контролю (личность воспитывают); они индивидуальны (не заданы объективно); не могут быть поняты вне контекста.
Функции смысловых образований:
1. Создание образа будущего (план).
2. Общая оценка (не набор ситуаций, а выведение ситуации из общей идеи).
Уровни смысловых сфер личности:
1. Нулевой – прагматические ситуационные смыслы (регулятивная роль).
2. Эгоцентрический – личная выгода (люди делятся на полезных и мешающих).
3. Группоцентрический (свой – чужой).
4. Просоциальный – общая самоценность; труд на благо всем.
5. Смысл изменяет действительность.
Д.А. Леонтьев:
Свобода – преодоление внешних детерминант внутреннего Я. Свобода – активность (осознанная); опосредованная (для чего); управляемая субъектом.
Внутренняя несвобода – непонимание людьми действующих на них сил; отсутствие ориентации; невозможность переносить ход событий.
Ответственность – сознавание причинности себя как изменения в окруж мире; управление этой способностью – внутр регуляция.
Становление свободы – обретение права на активность и ценностных ориентиров личностного выбора.
Становление ответственности – переход регуляции активности вовнутрь.
Духовность также не структура, а способ существования. Свобода выбора ценности – свобода.
Типы развития:
1. Автономный тип – выход на самодетерминацию (свобода, ответственность) - + самоотношение, самостоятельность (дают родители), эмоц принятие их родителями.
2. Симбиотический тип – предпосылки невротического развития – родители относятся к ним как к маленьким;- самоотношение; реализация чужих ценностей – ответственность извращена; родители боятся за ребенка – нет самостоятельности; заработанное признание родителей.
3. Импульсивный тип – мальчики – неустойчивое отношение (скорее +); независимость от собственных действий; родители оценивают ребенка как несостоятельного (без отвержения); есть внутр право на активность (+ самоотношение), но плохая саморегуляция – нет подлинной свободы – импульсивный протест (противопоставление себя другим).
4. Конформный тип – девочки - …
Действенная позиция – пассивная (страдательная – конформный тип).
Импульсивная – созерцательная (есть осознанность)
Абульханова-Славская:
Чем меньше осознания жизни, тем больше похожесть ее на других, подражательность. Личность должна организовывать, регулировать свой путь – динамика, активность.
Стихийно-обыденный тип: зависимость от событий и обстоятельств, нет инициативы; не успевает за временем – пассивная краткосрочная регуляция.
Функционально-действенный тип: есть инициатива, но она краткосрочна.
Созерцательно-пролонгированный тип: пассивность в орг-ии времени.
Созерцательно-преобразующий тип: творческое овладание временем.






