Характер и способности.
Выготский:
В основе классификации Кречмера и Блонского – соответствие характера определенному времени (развертывание биологического типа). На самом деле есть врожденное и приобретенное (социальное). Человеческий организм – социальная единица, характер – приспособление к соц среде. Всегда есть цель, направленность рефлекса Павлова, но для достижения цели, формирования рефлекса нужны препятствия (перспективы будущего), если есть цель – стремление к компенсации. Все это вместе с социальным – развитие из необходимости. Препятствие стимулирует совершенствование – преодоление препятствия, приспособление (компенсация).
Динамическая точка зрения: одаренность и дефективность – 2 вида компенсации (исхода). У Фрейда человек прикован к прошлому, у Адлера – к будущему.
Воспитание – процесс формирование из биотипа социотипа. Гроос: игра – выработка того, чего не хватает для приспособления.
Анализ по структуре сознания: восприятие, память, мышление.
|
|
Лейтес:
Разная чувствительность – разные способности. Одаренность возникает в силу возрастных особенностей. Предпосылки умственного развития – совмещение ос-тей данного и последующего возрастов. Для одаренных детей: склонность к умственной деят-ти (игра), к деят-ти вообще, к все новым знаниям. Склонность – стремление к деят-ти; способность – возможность ее выполнения. У всех детей внеш копирование опережает овладение содержанием, а у одаренных тем более (формализм мышления, манипулирование понятиями). У таких детей признаки развития не достижения, а потребность в развитии.
Леонгард:
Акцентуированные черты могут перейти в патологию. Такие личности готовы как к сильно +, так и – развитию. Ненормальная личность – трудность в приспособлении к жизни даже при благоприятных условиях.
Чтобы понять нужно за всем наблюдать, самооценка наблюдаемого.
1.Демонстративный хар-р: истерия, вытеснение (если патология) – ложь, но в пределах доступного (разные поступки в разных ситуациях), иногда преследует материальные выгоды. Актеры – самовосхваление (и наоборот). Быстрые решения, хорошая приспособляемость (вживаются в других, но и отрекаются от себя). Фантазия.
2.Ананкастический хар-р: сверхпунктуальность, противоположность демонстративному; нерешительность (все взвешивают). Большая добросовестность, но много колебаний; тратят силы на избегание несчастного случая. Альтруизм.
3.Аффективно-застойный хар-р: злопамятность, задержка на успехе; обидчивость; достижение всего своим трудом.
Типологический подход:
Юнг:
Интроверт (объект в себя) и экстраверт (объект притягивает).
|
|
Экстраверт: перевешивают объектные отношения; основания поступка – влияние лиц и вещей; страдание от направленности во вне. Истерия – стремление производить впечатление, внушаемость. Бессознательная установка жертвы себя ради объекта – компенсация: эгоизм (общительность, но бестактность).
Интроверт: боязнь объекта – защита от него. Психастения: повышенная чувствительность, утомляемость.
Шпрангер:
1. Теоретический человек: установление связей, теоретизирование, оторванность от жизни.
2. Экономичный: мотив полезности. Смысл – не действие, а полезный эффект.
3. Эстетический: душа + фантазия: не связаны с экономикой (противоположны); творящие и наслаждающиеся.
4. Социальный: соц направленность в высшем проявлении – любовь.
5. Политический: власть (самоутверждение).Пассивные и активные. Физическая и духовная власть. Между ними – привычка.
6. Религиозный человек: направленность на внешнее переживание.
Лазурский:
Принцип активного приспособления к окруж среде. Зависит от услоовий и внутр сил (степень одаренности). Бедно одаренные пассинвы, а богато – активны.
Эндопсихика: внутренняя взаимосвязь психических функций и элементов – темперамент, характер. Ядро личности (мышление, воображение, память).
Экзопсихика: отношение личности к внеш объектам (отражение обстоятельств). Она влияет на эндопсихику.
Признаки повышение психического уровня:
1. Богатство личности: интересы, кол-во психической продукции.
2. Сила отдельных психич проявлений (развитие ВПФ).
3. Сознательность и идейность психия проявлений (духовная орг-я). Преобладание идей над чувствами. Сначала забота о себе, о будущем, потом ради идеи –жертва собою (центр личности идейный, а не органический).
4. Рост координации психических эл-в (объединение личности), сосредоточение всех ф-ий ради какого-то рода деят-ти.
Низший - преобладание влияния среды (слабая приспособленность).
Средний – есть место в жизни (соответствует задаткам), интересная деят-ть (приспособленность).
Высший – есть задатки, но желание перестроить среду (творчество).
Критерий моральной оценки – как человек реализует свои задатки.
Чистые типы – соответствие эндо и экзопсихики.
Низший уровень (деление по преобладающей психофизической ф-ии)
Рассудочные: слабая одаренность, аккуратность, бережливость, медленно соображают, часто нет цели, идеал – копирование, эгоизм.
Аффективные: подвижные, живые, чувственные (органически потребности, влечения), мечтатели (но не творческое воображение).
Активные: энергичные низшего порядка:импульсивные, глупые, азартные, внеш волевые акты преобладают над внутр); покорно-деятельные (мотивы действия внушаемы); упрямые (устойчивость раз принятых решений).
Средний уровень (деление по эндо и экзо):
Непрактичные, теоретики-идеалисты: ученые (спокойные, научный интерес); художники (творческое воображение); религиозные созерцатели (воображение, но в другом направлении).
Практики-реалисты: человеколюбцы (альтруисты, чувство симпатии, глубокие, устойчивые чувства); общественники (общительные, предприимчивые); властные; хозяйственные.
Отрицательная черта: стереотипизация (приписывание черт); нет личностного роста.
Либин:
Кречмер:
- шизотемический темперамент (худой, лептосом) – аутизм (замкнутость), склонность к абстракции (шизофрения);
- циклотемический (пикник) – наоборот шизотимику (МДП);
- иксотимический (атлетик) – спокоен, невысокая гибкость мышления (эпилепсия).
Шелдон:
- висцеротония (эндоморф – шарообразные формы, вялые руки, жир на плеяах и бедрах, но поджарые лодыжки) – дружелюбие, любовь к комфорту, пиветливость, расслабленность, тяга к людям в тяжелую минуту, мягкость при опьянении;
|
|
- соматотомия (мезаморф – развитая мускулатурная система, широкие плечи и грудная клетка) – уверенность, любовь к приключениям, скрытность в чувствах, агрессивность в опьянении;
- церебротония (эктоморф – слабое развитие, долговязость, узкая грудная клетка, живот, тонкие руки и ноги) – скованность в осанке, необщительность, скрытность, устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в тяжелую минуту.
Критика таких типологий: игнорирование социальных условий; отождествление личностных черт с телосложением, темпераментом; здоровые люди носят в себе зародыш психического заболевания.
Проективный подход:
Соколова:
Беллак выделял 3 типа поведения: адаптивное (детерминировано стимулами, сходно у разных людей); проективное (недостаток инф-ии + ос-ти воспринимающего – эмоц состояние + мотивация); экспрессивное (стабильные со-ти испытуемого – лексика).
4 типа искажения в ТАТ:
1. Экстериализация – вплетение событий собственной жизни (“как со мной”).
2. Сензитизация – повышенная восприимчивость к объектам, соответствующим актуальным потребностям, конфликтам.
3. Простая проекция (мальчик – дверь).
4. Обратная проекция – защитная проекция Фрейда.
В концепции психоанализа: диагностика бессознательных влечений, трактовка поведения в соответствии им; неопределенность в обстановке (нет давления) – внутр проявления личности.
В концепции личностного смысла: внеш и внутр барьеры при достижении смысла. Внутр барьеры: обстоятельства; личностные хар-ки – препятствие в определенных ситуациях; ценности личности; негативные ожидания (избегание неудач).