Методические указания. Характер и способности

Характер и способности.

Выготский:

В основе классификации Кречмера и Блонского – соответствие характера определенному времени (развертывание биологического типа). На самом деле есть врожденное и приобретенное (социальное). Человеческий организм – социальная единица, характер – приспособление к соц среде. Всегда есть цель, направленность рефлекса Павлова, но для достижения цели, формирования рефлекса нужны препятствия (перспективы будущего), если есть цель – стремление к компенсации. Все это вместе с социальным – развитие из необходимости. Препятствие стимулирует совершенствование – преодоление препятствия, приспособление (компенсация).

Динамическая точка зрения: одаренность и дефективность – 2 вида компенсации (исхода). У Фрейда человек прикован к прошлому, у Адлера – к будущему.

Воспитание – процесс формирование из биотипа социотипа. Гроос: игра – выработка того, чего не хватает для приспособления.

Анализ по структуре сознания: восприятие, память, мышление.

Лейтес:

Разная чувствительность – разные способности. Одаренность возникает в силу возрастных особенностей. Предпосылки умственного развития – совмещение ос-тей данного и последующего возрастов. Для одаренных детей: склонность к умственной деят-ти (игра), к деят-ти вообще, к все новым знаниям. Склонность – стремление к деят-ти; способность – возможность ее выполнения. У всех детей внеш копирование опережает овладение содержанием, а у одаренных тем более (формализм мышления, манипулирование понятиями). У таких детей признаки развития не достижения, а потребность в развитии.

Леонгард:

Акцентуированные черты могут перейти в патологию. Такие личности готовы как к сильно +, так и – развитию. Ненормальная личность – трудность в приспособлении к жизни даже при благоприятных условиях.

Чтобы понять нужно за всем наблюдать, самооценка наблюдаемого.

1.Демонстративный хар-р: истерия, вытеснение (если патология) – ложь, но в пределах доступного (разные поступки в разных ситуациях), иногда преследует материальные выгоды. Актеры – самовосхваление (и наоборот). Быстрые решения, хорошая приспособляемость (вживаются в других, но и отрекаются от себя). Фантазия.

2.Ананкастический хар-р: сверхпунктуальность, противоположность демонстративному; нерешительность (все взвешивают). Большая добросовестность, но много колебаний; тратят силы на избегание несчастного случая. Альтруизм.

3.Аффективно-застойный хар-р: злопамятность, задержка на успехе; обидчивость; достижение всего своим трудом.

Типологический подход:

Юнг:

Интроверт (объект в себя) и экстраверт (объект притягивает).

Экстраверт: перевешивают объектные отношения; основания поступка – влияние лиц и вещей; страдание от направленности во вне. Истерия – стремление производить впечатление, внушаемость. Бессознательная установка жертвы себя ради объекта – компенсация: эгоизм (общительность, но бестактность).

Интроверт: боязнь объекта – защита от него. Психастения: повышенная чувствительность, утомляемость.

Шпрангер:

1. Теоретический человек: установление связей, теоретизирование, оторванность от жизни.

2. Экономичный: мотив полезности. Смысл – не действие, а полезный эффект.

3. Эстетический: душа + фантазия: не связаны с экономикой (противоположны); творящие и наслаждающиеся.

4. Социальный: соц направленность в высшем проявлении – любовь.

5. Политический: власть (самоутверждение).Пассивные и активные. Физическая и духовная власть. Между ними – привычка.

6. Религиозный человек: направленность на внешнее переживание.

Лазурский:

Принцип активного приспособления к окруж среде. Зависит от услоовий и внутр сил (степень одаренности). Бедно одаренные пассинвы, а богато – активны.

Эндопсихика: внутренняя взаимосвязь психических функций и элементов – темперамент, характер. Ядро личности (мышление, воображение, память).

Экзопсихика: отношение личности к внеш объектам (отражение обстоятельств). Она влияет на эндопсихику.

Признаки повышение психического уровня:

1. Богатство личности: интересы, кол-во психической продукции.

2. Сила отдельных психич проявлений (развитие ВПФ).

3. Сознательность и идейность психия проявлений (духовная орг-я). Преобладание идей над чувствами. Сначала забота о себе, о будущем, потом ради идеи –жертва собою (центр личности идейный, а не органический).

4. Рост координации психических эл-в (объединение личности), сосредоточение всех ф-ий ради какого-то рода деят-ти.

Низший - преобладание влияния среды (слабая приспособленность).

Средний – есть место в жизни (соответствует задаткам), интересная деят-ть (приспособленность).

Высший – есть задатки, но желание перестроить среду (творчество).

Критерий моральной оценки – как человек реализует свои задатки.

Чистые типы – соответствие эндо и экзопсихики.

Низший уровень (деление по преобладающей психофизической ф-ии)

Рассудочные: слабая одаренность, аккуратность, бережливость, медленно соображают, часто нет цели, идеал – копирование, эгоизм.

Аффективные: подвижные, живые, чувственные (органически потребности, влечения), мечтатели (но не творческое воображение).

Активные: энергичные низшего порядка:импульсивные, глупые, азартные, внеш волевые акты преобладают над внутр); покорно-деятельные (мотивы действия внушаемы); упрямые (устойчивость раз принятых решений).

Средний уровень (деление по эндо и экзо):

Непрактичные, теоретики-идеалисты: ученые (спокойные, научный интерес); художники (творческое воображение); религиозные созерцатели (воображение, но в другом направлении).

Практики-реалисты: человеколюбцы (альтруисты, чувство симпатии, глубокие, устойчивые чувства); общественники (общительные, предприимчивые); властные; хозяйственные.

Отрицательная черта: стереотипизация (приписывание черт); нет личностного роста.

Либин:

Кречмер:

- шизотемический темперамент (худой, лептосом) – аутизм (замкнутость), склонность к абстракции (шизофрения);

- циклотемический (пикник) – наоборот шизотимику (МДП);

- иксотимический (атлетик) – спокоен, невысокая гибкость мышления (эпилепсия).

Шелдон:

- висцеротония (эндоморф – шарообразные формы, вялые руки, жир на плеяах и бедрах, но поджарые лодыжки) – дружелюбие, любовь к комфорту, пиветливость, расслабленность, тяга к людям в тяжелую минуту, мягкость при опьянении;

- соматотомия (мезаморф – развитая мускулатурная система, широкие плечи и грудная клетка) – уверенность, любовь к приключениям, скрытность в чувствах, агрессивность в опьянении;

- церебротония (эктоморф – слабое развитие, долговязость, узкая грудная клетка, живот, тонкие руки и ноги) – скованность в осанке, необщительность, скрытность, устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в тяжелую минуту.

Критика таких типологий: игнорирование социальных условий; отождествление личностных черт с телосложением, темпераментом; здоровые люди носят в себе зародыш психического заболевания.

Проективный подход:

Соколова:

Беллак выделял 3 типа поведения: адаптивное (детерминировано стимулами, сходно у разных людей); проективное (недостаток инф-ии + ос-ти воспринимающего – эмоц состояние + мотивация); экспрессивное (стабильные со-ти испытуемого – лексика).

4 типа искажения в ТАТ:

1. Экстериализация – вплетение событий собственной жизни (“как со мной”).

2. Сензитизация – повышенная восприимчивость к объектам, соответствующим актуальным потребностям, конфликтам.

3. Простая проекция (мальчик – дверь).

4. Обратная проекция – защитная проекция Фрейда.

В концепции психоанализа: диагностика бессознательных влечений, трактовка поведения в соответствии им; неопределенность в обстановке (нет давления) – внутр проявления личности.

В концепции личностного смысла: внеш и внутр барьеры при достижении смысла. Внутр барьеры: обстоятельства; личностные хар-ки – препятствие в определенных ситуациях; ценности личности; негативные ожидания (избегание неудач).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: