Тема: Проблема периодизации психического развития. Периодизации, основанные на внешнем и биологическом критерии развития.
Основные понятия:
Возраст, периодизация, непрерывность и дискретность развития, новообразование, стабильные и критические периоды, глубинная психология, бессознательное, эрогенные зоны, амбивалентность, Эдипов комплекс, комплекс Электры, принцип удовольствия, принцип реальности, прегенитальный период, латентная стадия, генитальная стадия.
Теоретическая подготовка для работы на семинаре:
1. Проблема возрастной периодизации – одна из основных проблем возрастной психологии.
2. Периодизации, основанные на внешнем признаке возрастного развития.
3. Периодизации, в основе которых лежит внутренний, биологический критерий.
4. Периодизация психосексуального развития личности Фрейда З. Работы по проблеме возрастного развития Фрейд А.
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы в современной психологии подходы к представлению о периодизации возрастного развития?
|
|
2. Каковы характеристики основных компонентов структуры возраста?
3. В чем сущность и значение учения Выготского Л.С. о возрасте для развития возрастной психологии?
4. Проиллюстрируйте на примерах возможности практического использования периодизаций возрастного развития, основанных на внешнем и биологическом критерии.
5. Охарактеризуйте предположения Фрейда З. О развитии личности и его теорию психосексуального развития.
6. В чем заключается особенности понимания социализации в психоаналитической теории развития?
Литература:
1. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. М.В. Гамезо. –М., 1984.
3. Годфруа Ж. Что такое психология? –М., 1992. т.2
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1999.
5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
7. Немов Р.С. Психология. –М., 1994. т.3
8. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. / Хрестоматия. –М., 1994.
9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. –М., 1993.
10. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. –М., 1991.
11. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1999.
Практическое задание:
1.Перечислите все основания и критерии для создания той или иной периодизации?
2.Продолжите следующие определения:
а) возраст – это ….
б) дискретность процесса развития – это ….
в) принцип реальности – это ….
г) критический период развития – это ….
д) супр – эго – это ….
3.Отметье недостатки и положительные моменты периодизаций, основанных на внешнем и внутреннем, биологическом критерии.
4.Опишите тип личности, фиксированной на оральной стадии психосексуального развития.
|
|
5.Раскройте смысл значение двух типов психологических защит личности (см. источник №9):
а) идентификация с агрессором;
б) форма альтруизма.
6.Какие мифы легли в основу названия Эдипова комплекса и комплекса Электры?
7.Творческое задание.
Выберите любые два термина психоаналитической теории и по аналогии с образцом попробуйте раскрыть также их содержание (амбивалентность, влечение, вытеснение, идентификация, инсайт, инстинкт, комплекс неполноценности, катарсис, невроз, проекция, эго)
Образец: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Полное значение: совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не дает себе отчета. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношения к ней человека составляют нерасчлененное целое.
Краткое содержание: влияет на человека, но не контролируется им.
Ассоциативный образ: червяк в яблоке.
Переживание: «не пойму, что со мной».