Введение. Несимметричная диалектика: путь к совершенному разуму/ Чарудешнадас —2-е изд.—80 с

Чарудешна дас

Несимметричная диалектика: путь к совершенному разуму/ Чарудешнадас —2-е изд.—80 с.

Книга «Несимметричная диалектика: путь к совершенному разуму» предназначена для широкого круга читателей. Главная цель книги — рассказать о способе мышления, которым владеют люди, идущие по пути самореализации.

Чаурдешна дас, 2006

Посвящается моим Учителям

Nasato dristatvat

Существующее не возникает

из несуществующего.

(«Ведантасутра», 2.2.26)

Предисловие

Противопоставление науки и религии, которое мы наблюда­ем теперь, мудрецы считают признаком невежества. Согласно Ведам, одно без другого неполноценно. Религия, не имеющая фундамента знания, считается слепой верой, уделом недалеких людей. С другой стороны, знание, которое не приближает чело­века к Богу, является пустым умствованием.

В основном, ведические писания излагают метафизику - зна­ние о том, как устроен мир. В этой же книге рассматривается ведическая логика, или знание о том, почему мир устроен имен­но так, как о том повествуют Веды, а не как-то иначе.

Надеемся, что работа с данной книгой поможет читателю усовершенствовать свой разум - главное достояние человека.

Введение

Согласно ведическим писаниям, существует три способа по­знания: шабда, анумана и пратъякша.

1. Шабда - это принятие свидетельства из надежного, ав­торитетного источника. К примеру, ребенок растет без отца, и однажды наступает момент, когда он хочет узнать, кто его отец. К кому он должен обратиться, чтобы узнать об этом? Очевид­но, что к матери: в данном вопросе она - гуру для ребенка (есте­ственный авторитет). То, что говорит мать, является для него шабдой. Этот пример взят из Вед и относится к тому случаю, когда другие способы получения знания, кроме шабды, беспо­лезны.

2. Анумана - логический вывод. Простой пример: если извест­но, что А = В, а также В = С, то, согласно логике, А = С.

3. Пратьякша - это свидетельство нашего опыта, органов чувств. Например, когда человек ест, ему не требуются слова гуру или логика, чтобы понять, пропадает у него чувство голода или нет. В данном случае значение имеет только его собствен­ный опыт насыщения.

Нетрудно понять, что именно с шабды начинается процесс познания в незнакомой области. Появившись на свет, человек оказывается в незнакомом и непонятном для него мире. Чувст­вуя себя беспомощным, ребенок обращается с вопросами к тем, кто что-то знает об этом мире - своим родителям и учителям. Сопоставляя в разуме то, что он услышал от старших, он начи­нает понимать (анумана) и адекватно воспринимать окружаю­щую его действительность (пратьякша). Инстинктивно идя вер­ным путем познания, ребенок очень быстро развивается, однако затем его развитие прекращается, поскольку родители и учите­ля не могут дать ему более глубокое объяснение жизни. Они теряют в его глазах авторитет наставников. Остановившись в своем развитии, человек становится «образованным обывателем». Чтобы развитие не прекращалось, в нашей жизни всегда дол­жен быть авторитетный источник знаний: в противном слу­чае мы останемся без шабды.

Как связаны между собой шабда, анумана и пратьякша? При помощи наших органов чувств мы воспринимаем окружающую действительность (пратьякша), однако то, как наш разум интер­претирует увиденное (анумана), напрямую зависит от того, ка­кое первоначальное представление мы имеем о том, на что смот­рим. Поэтому в Ведах говорится, что мы можем видеть только то, о чем раньше слышали с верой. Первоначальное представ­ление, то есть предпосылка нашего восприятия, обязательно должно быть верным (должно быть шабдой), в противном слу­чае в нашем разуме возникает ложное понимание увиденного, невежество. Простой пример из жизни. Предположим, что кто-то говорит с нами грубо. Мы, естественно, отвечаем ему взаим­ностью, в результате чего вспыхивает конфликт с тяжелыми последствиями. Однако если бы нам сказали заранее, что в этот день у нашего знакомого украли автомобиль, стали бы мы реа­гировать подобным образом? Очевидно, нет. Шабда просветила бы наш разум в том, что человек находится в сложной жизнен­ной ситуации. Поэтому те же самые слова с его стороны мы вос­приняли бы как проявление простительной слабости, а не аг­рессии.

Пратьякша позволяет нам воспринимать внешнюю, видимую сторону вещей и явлений, а шабда сообщает нам их внутреннюю суть, невидимую подоплеку. Невежество заключается в том, что мы судим о вещах только внешне, не зная о том, что они представляют собой на самом деле. Шабда, откуда бы мы ее ни получили: из священного писания или как откровение в медита­ции, - является контактом с Богом, а пратьякша - это контакт с материальной природой. Что касается ануманы - логики наше­го разума, то она определяется тем, какой тип контакта мы име­ем. Из-за постоянной связи с материей в нашем разуме прочно укоренилась материальная логика, которая не позволяет нам по­нять истинный смысл вещей. В данной книге делается попытка объяснить другую логику, основанную на шабде. Мы будем на­зывать ее несимметричной диалектикой, или просто ведической логикой. Изучив данный материал, читатель, возможно, придет к заключению, что в нашем разуме сложилась устойчивая сис­тема подмен истинных понятий на ложные.

Ведическая логика позволяет увидеть мир другими глазами, согласовать пратьякшу с шабдой. Обретение совершенной пратьякши - это, по сути дела, итог и цель всей системы йоги.

Мудрец Вьясадева изложил ведическую логику в отдельном трактате под названием «Ведантасутра». Вьясадева знаменит в основном тем, что впервые изложил Веды письменно, предвидя наступление Калиюги, эпохи раздоров и лицемерия. Согласно традиции, многие тысячи лет до Вьясадевы божественное от­кровение Вед (шабда) передавалось изустно: от учителя - к уче­нику. Однако в Калиюгу началась деградация духовного разума, и люди постепенно потеряли способность постигать знание на слух без искажений. Чтобы установить стандарт истинного знания, пришлось вводить письменность, составлять и канони­зировать священные писания. С данной точки зрения появление письменности - результат деградации человечества, а не его эво­люции, как думают сейчас. В Калиюгу все истинные гуру в под­тверждение своих слов должны приводить цитаты из ведиче­ских писаний.

Вершиной ведической логики является учение Шри Чайтаньи (1486 - 1534 гг. н.э.). На санскрите его система называется ачинтья бхеда абхеда таттва - логика непостижимого един­ства и различия, ведическая диалектика. Диалектика - это нау­ка о непостижимом. Противоречия в суждениях диалектической логики непостижимы для материального ума, но логичны и не­обходимы для пробуждения нашего сознания. Противоречие - это «трещина в иллюзии», через которую наш разум может уз­реть Истину. В этой книге мы изложим некоторые моменты системы Чайтаньи, что потребует от читателя серьезной рабо­ты с текстом. Если текст покажется трудным для понимания, разочаровываться не нужно. Когда есть интерес к теме, понима­ние постепенно приходит.

Материал по ведической логике излагается в двух частях. В первой части книги сформулированы и объяснены основопола­гающие тезисы, краткие утверждения. Всего таких тезисов во­семь. Вторая часть книги посвящена только одному - Девятому утверждению, содержащему многоцелевой синтез всей системы.

Часть первая. Категории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: