Наука как форма рациональности. Проблема демаркации науки и ненауки. Научное, вненаучное, ненанчуное, псевдонаучное. Критерии научности. Научный поиск и его структура. Нормы и идеалы науки. История и теория науки. Роль науки в развитии цивилизации. Ценность научной рационализации. Структура и эволюция форм и методов научного познания.
Истина и ее роль. Критерии истины как проблема. Теория и ее компоненты. Проблема роста научного знания. Коммуникация в науке: место, роль и функции. Социальные аспекты коммуникации в науке. Языки науки. Информационные технологии в науке.
Классическая и неклассическая интерпретации науки. Теория и история науки. Культурные предпосылки науки. Логика и механизмы научного исследования.
Тема 11. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем
Теории цивилизованного финализма, циклизма, катострофизма. Человек перед лицом глобальных проблем. Понятие глобальной проблемы, признаки глобальности. Демографическая, экологическая, разоружения и т.д. Модели развития мирового общества. Римский клуб. Развитие, эволюция, коэволюция. Теория равновесного развития. Экология человека. Проблемы биоэтики, клонирования. Генные технологии и эволюция Человека. Естественный и искусственный отбор в человеческой популяции. Культурные, аксеологические измерения коэволюции. Национальное и интернациональное в социальном развитии. Проблема сохранения малых культур и этносов.
|
|
V. СЕМИНАРСКИЕ (ПРАКТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ
Таблица 3
№ семинара | № раздела, темы | Кол-во часов | Тема и краткое содержание семинара (практического занятия) | Характер и цель семинара (практического занятия) |
1. | Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания | Разъяснение значения философии и ее функций | ||
2. | Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития | Характеристика основных этапов развития философии. Выработка исторического подхода к разрешению проблем | ||
3. | Учение о бытии. Научная, философская и религиозная картины мира | Анализ различий религиозной, философской и научной картин мира | ||
4. | Человек, общество, культура. Человек и природа. Представление о человеке в различных культурах. Смысл человеческого бытия | Рассмотрение отношения человек-природа, человек-общество, человек-культура. Обсуждение проблемы смысла жизни человека | ||
5. | Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек и исторический процесс | Анализ понятия общества, взаимодействия гражданского общества и государства, роли человека в истории | ||
6. | Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности | Постановка проблемы познания в философии. Обсуждение отношения рационального и иррационального в познании. | ||
7. | Проблема истины. Действительность, логика и язык | Дискуссия по вопросу: что есть истина? | ||
8. | Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания | Анализ структуры научного знания, его методов и форм. Доклады по тематике философии науки | ||
9. | Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего | Обсуждение глобальных проблем современности, истоков их возникновения, современного состояния и путей возможного разрешения | ||
Итого: 26 часов |
|
|