double arrow

Тема 2. Античная философия

Студент должен представить себе основные этапы развития античной философии: Ионийская философия, где главное заключалась в поиске первоначал: огонь, вода, воздух, земля, число (Пифагор).

Особым этапом развития античной философии был этап классической античной философии от софистов до Аристотеля. Софисты рассматривали человека как меру всех вещей, подчеркивая относительность и противоречивость человеческого знания. Софист Горгий (480-380 гг.) в произведении о том, чего нет или о природе, обосновывал три последовательных тезиса:

1) Ничто не существует;

2) Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо;

3) Даже если оно и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо.

Главным для софистов было искусство убеждения людей правильности своих утверждений (риторика). Обычно они придумывали софизм– своеобразные задачки, решение которых позволяло обнаружить неправильный ход мысли. Самым знаменитым софизмом был «лжец» «Критянин сказал: все критяне лжецы; сказал бы он правду или ложь; если правду, то он тоже лжец, то есть он солгал, значит, критяне правдивы и т.д.»

Особенным этапом в развитии античной философии была философия Сократа, который выдвинул три тезиса:

1) Я знаю, что я нечего не знаю;

2) Достижения истины возможно через преодоление и разрешение противоречий;

3) Познай самого себя.

С точки зрения Сократа, любой человек уже знает истину, но не осознает это обстоятельство до тех пор, пока задаваемые ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собой. Поэтому благодаря майевтике, то есть беседе со своим оппонентом, он приходит к более точному и полному пониманию предмета.




После Сократа образовалось несколько школ, которые обсуждали различные идеи: киренаики, киники, стоики, мигарики. Киники утверждали, что гораздо ценнее не власть, не богатство, а внутренняя свобода человека. В человеческом обществе очень много условностей, благодаря которым человек становится зависимым от вещей в стремлении к наслаждению и эта зависимость делает человека несвободным.

Платон оставил 34 произведения в виде философских диалогов, которые условно можно разделить на три периода: ранний, переходный период и зрелый. Главное положение его философской системы состоит в том, что окружающий человека мир есть лишь слабое отражение идей, существующих в мышлении. В идее содержится то общее, которое делает вещь вещью. Познание этих идей выступает как воспоминание. Душа человека бессмертна и ее суть состоит в том, что она правит миром.



В философской системе Платона идея выступает, во-первых, как образец; во-вторых, как общее понятие; в-третьих, как сущность вещей; и в-четвертых, как их причина.

Целесообразно изучение Платоновской философии осуществлять, опираясь на анализ его диалогов.

Аристотель считал, что реальный мир – это мир субстанций, каждая из которых – это не просто материальное образование, но и форма, воплощенная в этой материи. Именно форма выражает ее сущность.Эта идея развивается у Аристотеля в учении о четырех причинах: материальной, формальной, целевой и действующей.

Особое место в системе Аристотеля занимает его этика. Любая человеческая добродетель есть некоторая середина между крайностями. Например, правдивость – это середина между хвастовством и застенчивостью, щедрость – это середина между скупостью и расточительностью и т.д.

Эллинистическая философия берет свое начало 338 г. до н.э. и заканчивается с падением Римской империи в 476 г. н.э. Обычно рассматривают следующие направления эллинизма: эпикуризм, скептицизм, неоплатонизм.

Целесообразно для студентов остановиться на анализе скептицизма и стоицизма. Свобода человека, утверждают стоики, состоит в том, чтобы он осознал, благодаря своему разуму необходимость судьбы, поэтому счастье они понимали, как бесстрастность, сохранение присутствия духа в любой ситуации. Отсюда, с их точки зрения, благо включает в себя 4 достоинства: благоразумие, умеренность, справедливость и мужество. А зло включает противоположные качества: неразумие, необузданность, несправедливость и трусость. Все остальное от человека не зависит: от него не зависит его смерть, слава, бедность и богатство, здоровье и болезнь. Поэтому к ним надо относиться безразлично. А вот добро или зло выбираются им добровольно, то есть свободно и поэтому от него зависят.






Сейчас читают про: