double arrow

Тема 2. Античная философия

Студент должен представить себе основные этапы развития античной философии: Ионийская философия, где главное заключалась в поиске первоначал: огонь, вода, воздух, земля, число (Пифагор).

Особым этапом развития античной философии был этап классической античной философии от софистов до Аристотеля. Софисты рассматривали человека как меру всех вещей, подчеркивая относительность и противоречивость человеческого знания. Софист Горгий (480-380 гг.) в произведении о том, чего нет или о природе, обосновывал три последовательных тезиса:

1) Ничто не существует;

2) Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо;

3) Даже если оно и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо.

Главным для софистов было искусство убеждения людей правильности своих утверждений (риторика). Обычно они придумывали софизм – своеобразные задачки, решение которых позволяло обнаружить неправильный ход мысли. Самым знаменитым софизмом был «лжец» «Критянин сказал: все критяне лжецы; сказал бы он правду или ложь; если правду, то он тоже лжец, то есть он солгал, значит, критяне правдивы и т.д.»

Особенным этапом в развитии античной философии была философия Сократа, который выдвинул три тезиса:

1) Я знаю, что я нечего не знаю;

2) Достижения истины возможно через преодоление и разрешение противоречий;

3) Познай самого себя.

С точки зрения Сократа, любой человек уже знает истину, но не осознает это обстоятельство до тех пор, пока задаваемые ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собой. Поэтому благодаря майевтике, то есть беседе со своим оппонентом, он приходит к более точному и полному пониманию предмета.

После Сократа образовалось несколько школ, которые обсуждали различные идеи: киренаики, киники, стоики, мигарики. Киники утверждали, что гораздо ценнее не власть, не богатство, а внутренняя свобода человека. В человеческом обществе очень много условностей, благодаря которым человек становится зависимым от вещей в стремлении к наслаждению и эта зависимость делает человека несвободным.

Платон оставил 34 произведения в виде философских диалогов, которые условно можно разделить на три периода: ранний, переходный период и зрелый. Главное положение его философской системы состоит в том, что окружающий человека мир есть лишь слабое отражение идей, существующих в мышлении. В идее содержится то общее, которое делает вещь вещью. Познание этих идей выступает как воспоминание. Душа человека бессмертна и ее суть состоит в том, что она правит миром.

В философской системе Платона идея выступает, во-первых, как образец; во-вторых, как общее понятие; в-третьих, как сущность вещей; и в-четвертых, как их причина.

Целесообразно изучение Платоновской философии осуществлять, опираясь на анализ его диалогов.

Аристотель считал, что реальный мир – это мир субстанций, каждая из которых – это не просто материальное образование, но и форма, воплощенная в этой материи. Именно форма выражает ее сущность.Эта идея развивается у Аристотеля в учении о четырех причинах: материальной, формальной, целевой и действующей.

Особое место в системе Аристотеля занимает его этика. Любая человеческая добродетель есть некоторая середина между крайностями. Например, правдивость – это середина между хвастовством и застенчивостью, щедрость – это середина между скупостью и расточительностью и т.д.

Эллинистическая философия берет свое начало 338 г. до н.э. и заканчивается с падением Римской империи в 476 г. н.э. Обычно рассматривают следующие направления эллинизма: эпикуризм, скептицизм, неоплатонизм.

Целесообразно для студентов остановиться на анализе скептицизма и стоицизма. Свобода человека, утверждают стоики, состоит в том, чтобы он осознал, благодаря своему разуму необходимость судьбы, поэтому счастье они понимали, как бесстрастность, сохранение присутствия духа в любой ситуации. Отсюда, с их точки зрения, благо включает в себя 4 достоинства: благоразумие, умеренность, справедливость и мужество. А зло включает противоположные качества: неразумие, необузданность, несправедливость и трусость. Все остальное от человека не зависит: от него не зависит его смерть, слава, бедность и богатство, здоровье и болезнь. Поэтому к ним надо относиться безразлично. А вот добро или зло выбираются им добровольно, то есть свободно и поэтому от него зависят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: