double arrow

Тема 3. Средневековая философия

Изучая данную тему, студент должен уяснить то обстоятельство, что религия была господствующим мировоззрением средневековья и это отражалось на стиле философствования. Для средневековой культуры главными были следующие особенности – символизм, ретроспективность, традиционализм, схоластика и вера в авторитет.

Все указанные черты были реализацией главного принципа, чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее. А самой древней книгой была Библия. Поэтому основная задача всех исследований заключалась в том, чтобы суметь более точно интерпретировать ее тексты.

Особое значение приобретали такие философские проблемы, как проблема универсалий и проблема соотношений Веры и Знания.

Реалисты утверждали, что общие понятия, раскрывающие сущность явлений реально существуют, номиналисты считали, что общие понятия – это только имена, символы, которые мы применяем для анализа и выражения сущности вещей. В конечном итоге этот спор подготовил те дискуссии в науке нового времени, которые предметом обсуждений имели соотношение аксиом с эмпирическими данными.

А.Августин внес существенный вклад в анализ соотношения Веры и Знания. Студент должен усвоить, что вера как феномен появляется как результат понимания. Это, во-первых, а во-вторых, нет такого знания, в котором бы не присутствовал элемент Веры. Во-первых, всякое знание начинается с выдвижения гипотезы. Гипотеза – это Вера в собственное знание. Во-вторых, наше знание содержит интуицию, без которой познавательный процесс невозможен, а интуиция – это вера в самого себя. В-третьих, всякое знание основывается на аксиомах, а аксиомы – это утверждения, которые принимаются на веру. В-четвертых, при усвоении знания, человек опирается на авторитет того, кто ему дает знание.

Отсюда Августин делает следующие выводы:

1) всякий акт углубления знаний есть одновременно акт укрепления веры;

2) вера – это концентрированное знание;

3) нет такого знания, в котором бы не содержалось бы компонента веры.

При анализе третьего вопроса надо обратить особое внимание на учение Августина о познании. С его точки зрения, познание проходит 7 ступеней: страх; благочестие; знание, оснащенное любовью; сила; совет милосердия, чистота сердца, мудрость. Главное, что познание позволяет человеку делать свою душу более чистой и более добродетельной.

Особое место в философии средневековья занимает Фома Аквинский (1225–1274 гг.). Фома Аквинский большое внимание уделял проблеме доказательства бытия Бога. Фома начинает с признания таких фактов, которые указывают 5 путей к Богу:

1. Все в мире движется, но то, что движется, чем-то движимо, то есть все, что изменяется. В конечном итоге приводится в движение тем, что неизменно, то есть Бог.

2. Все в мире имеет причину, поскольку поиску причины не может превращаться в бесконечность, поэтому необходимо признать причину самой себя, то есть Бог.

3. Вещи, которые существуют в мире, обладают возможностью, как бытия, так и небытия. Из этого следует, что существует нечто, необходимое, которое объясняет существование того и другого, то есть Бог.

4. Все существующее в мире обладает степенями совершенства, но есть нечто совершенное, что уже не требует более совершенного, то есть Бог.

5. Все существующие в мире имеют цель своего существования – это означает, что есть высший разум, который предопределяет все цели, то есть Бог.

Особую актуальность для современного человека приобретает идея Аквинского о соотношении сущности и существования: в Боге они совпадают, а в природе дано только существование. В человеке сущность и существование не совпадает: существование дано человеку для того, чтобы он сотворил свою собственную сущность. В человеке есть то, кем он себя сделал. Поэтому он отвечает за свою жизнь, за свое место в мире, за степень своей свободы, за то, что он сделал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: