Тема 5. Философия Нового Времени

При изучении темы необходимо представить масштабы влияния и роль науки в обществе в Новое Время: созданий Академий наук, появление и развитие классических университетов, великие научные открытия (законы Ньютона, исчисления бесконечно малых и т.д.,), рост числа научных публикаций и количество ученых, значительный рост и влияние науки в обществе.

Впервые эксперимент становится ведущим методом естествознания. Целесообразно студенту познакомиться более подробно с основными достижениями естествознания в эту эпоху, представить себе основные образовательные системы 17-18 веков.

Следуетпровести анализ философских систем, которые пытались определить пути достижения истины, ее критерии, основные этапы и особенности научного поиска. Прежде всего, необходимо познакомиться с основными идеями работы Р.Декарта (1596-1650 гг.) «Размышление о методе», понять смысл его основного тезиса «Я мыслю, следовательно, существую», условия достижения истины в исследовании природы, основные характеристики истины, ясность и отчетливость.

Ф.Бэкон (1561-1626 гг.) подчеркивал опытный характер происхождения знаний. В работе «Новый Органон» он разоблачает и подвергает критике те «призраки» или «идолы», которые препятствуют постижению истины и затрудняют познавательный процесс: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы рынка», «идолы театра». Главное в познании с точки зрения Бэкона – это обобщение опыта при условии вычленения в опыте наиболее рациональных схем познания. Полезно сравнить студенту понимание метода у Декарта и Ф.Бэкона, выделяя положительные стороны того и другого.

Проблема свободы в эпоху нарождающегося капитализма была наиболее актуальной. Б.Спиноза (1632-1677 гг.) предполагал существование трех родов познавательной деятельности:

- познание чувственное, как источник заблуждений и иллюзий;

- познание рациональное, как познание с помощью понятий и как источник ошибок в результате неверного вывода.

- познание интуитивное, то есть познание через самоочевидные простые истины.

Спиноза поэтому предлагает в своей «Этике» через анализ определений подходить к аксиомам, которые находятся в основании знания и которые обеспечивают его точность и полноту.

Главная опасность в познании – аффекты (эмоции). Для их преодоления человек должен развивать свое мышление и ограничиваться в познании только необходимыми и наиболее рациональными моделями анализа. Если учесть, что в деятельности главным критерием является польза того результата, который получается в этой деятельности для человека и окружающих, то отсюда следует, что свобода – это осознанная необходимость.

Анализ познавательной деятельности приводил всех философов к попыткам определить место и роль субстанции как конечной причины и условия любой деятельности.

Г.Лейбниц (1646-1716 гг.) исходил из идеи, что бытие есть то, что может быть непротиворечиво мыслимо. Непротиворечивый мир – прост, в его основании находятся монады – атомы природы, которые обладают самодвижением и способностью к саморазвитию, сознанием (скрытым или явным); они связаны предустановленной гармонией в единый целостн6ый мир.

Познание мира по Лейбницу состоит в открытии причины, начиная с исследования истин факта и переходя к определению правил и законов, позволяющих понять взаимодействие причин в природе.

Монады Лейбница как субстанции обладают некоторыми особенностями по сравнению с субстанцией Спинозы. Субстанция Спинозы обладает двумя атрибутами: протяжением и мышлением, каждое из которых представлено множеством единичным модусов вещей; монада же Лейбница индивидуальна и самодостаточна в своих проявлениях, что дает возможность лучше объяснить существующее многообразие мира и его единство.

При изучении темынеобходимо понять, почему эпоха имеет такое название – Просвещение. Отказ от авторитета церкви создает в 18 веке новую религию – религию Разума. Главная черта эпохи просвещения – это освобождение человеческого разума от всех социальных, религиозных и познавательных предрассудков. Если человек разумен по своей природе, то он в состоянии рационализировать природу. В связи с этим французские мыслители (Ф.Вольтер, Ж.Руссо, Д.Дидро, П.Гольбах, Ж.Лометри и т.д.) пытались соотнести и проанализировать разумность, естественность, природность и цивилизованность как основные характеристики человека.

Решения основных проблем общества они видели в использовании научного знания, которое с их точки зрения избавляет человека от его проблем и ставит на более высокую ступень прогресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: