Тема 9. Философия 20 века

20 век – это век колоссальных потрясений в сфере культуры и существования человека, которые обострились мировыми войнами, экологическими проблемами, поставившими под вопрос само существование человечества.

Чувства безысходности и бессмысленности существования выражается в понятии экзистенции: человека охватывает страх перед смертью, страх безальтернативности и бессмысленности существования. Попытки найти смысл ставят человека перед выбором: быть или иметь?

1. Экзистенция как состояние человека появляется и реализуется только в пограничных ситуациях, когда человеку предстоит сделать выбор, от которого зависит его жизнь. Далеко не каждый способен на это. Лучшим свидетельством чему является история. В истории проблема выбора стоит особенно остро, поскольку от этого выбора зависит ее дальнейший ход.

2. Альбер Камю (1913-1960 гг.) сравнивает человека с мифическим древнегреческим героем Сизифом, который бессмысленно, согласно мифу, вкатывает камень на вершину горы, а когда ее достигает, камень обрушивается к подножию, увлекая человека за собой. Другими словами, каждый человек – это своеобразный Сизиф: решая какую-то проблему, он вызывает к жизни целый ряд других. И эта бесконечная и бессмысленная гонка продолжается всю его жизнь. А.Камю считает, что мир, который окружает человека – абсурден, а человек борется за человеческие условия существования, он бунтует. А.Камю выделяет три вида бунта – метафизический, исторический и эстетический.

Ж.П.Сартр (1905-1980 гг.) считал, что, осуществляя личный выбор и чувствуя ответственность за свои действия, человек ощущает свое бытие для себя и, либо впадает в отчаяние, либо восстает против обстоятельств жизни и достигает самоутверждения, то есть бытие для себя включает не только способность принимать решения, но и способность делать выбор, то есть ощущать себя свободным.

В данной теме необходимо уделить особое внимание проблемам герменевтики. С точки зрения Г.Гадамера (1900-2003 гг.) надо попытаться раскрыть человеческий опыт, как проблему понимания. Данная проблема стала фактически центральной во взаимоотношениях между людьми и в науке

Воспринимая тот или иной текст, человек дает его интерпретацию, но, давая интерпретацию, он дает новый текст. Поэтому главное для человека – это поиск смыслов и способность истолковывать эти смыслы.

Отсюда следует, что наиболее важным феноменом философского анализа становится язык.

Язык – это дом бытия в том смысле, что мир человека ограничивается его способностью вербально выразить свои мысли, свое отношение, свои оценки и свое поведение.

Язык представляет собой условие культуры, поэтому одним из важнейших направлений философии 20 века стал структурализм.

В работах К.Леви-Строса рассматривается коммуникация между людьми в рамках знаковых систем, анализ которых позволяет Стросу выделить различные типы мышления (мифологическое, первобытное и т.д.) и показать их эволюцию.

Большой вклад в структурализм внес М.Фуко (1926-1984 гг.), который в своих произведениях: «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» 1966 г., «Археология знаний» 1969 г. считал важнейшим объектами познавательной деятельности человека жизнь, труд и язык.

В современном гуманитарном знании главное определить природу знаний, место и роль языка в культуре, его роль в коммуникации и в повседневной жизни человека.

Изучение темы должно помочь студенту представить весь спектр тех проблем, которые решает современная философия. Главное при этом понять, что философия помогает наметить общую проблематику для и науки и религии для анализа внутреннего духовного мира человека и тех проблем, с которыми он сталкивается в сфере технического прогресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: