Следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых
есть мудрость… Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это
возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в
отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать
трудное и нелегко постигаемое для человека (ведь воспринимание чувствами
свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет).
В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и
более способен научить выявлению причин, и, [в-четвертых], что из наук в
большей мере мудрость та, которая желательна ради извлекаемой из нее
пользы, а [в-пятых], та, которая главенствует, − в большей мере, чем
вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а
наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее
мудр.
Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо
научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание
ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что
|
|
наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания,
больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о
наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и
причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они
через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и
главнее вспомогательной, − та, которая познает цель, ради которой надлежит
действовать в каждом отдельном случае; это цель есть в каждом отдельном
случае то или иное благо, а во всей природе вообще − наилучшее.
Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости] необходимо
отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые
начала и причины: ведь и благо, и «то, ради чего» есть один из видов причин.
А что это не искусство творения, объяснили уже первые философы… Если,
таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то,
очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради
какой-нибудь пользы… Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой
другой надобности. И так же как свободным называем того человека,
который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука
единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.[6]