Мы уже говорили, что детство разделяется на этапы. И каждому этапу соответствуют свои задачи воспитания и обучения, так же как и преодоление каждого этапа означает расширение прав и обязанностей ребенка. Ребенок таким способом постепенно включается в жизнь общества. Вероятно, у всех обществ на первом этапе жизни ребенка главная задача – обучение его владению своим телом. Методы у разных народов различны. Обязательно присутствует обучение двигательным реакциям, приучение к реакции на голос, обучение самым элементарным знаковым системам. Важно поэтому понять, как ребенок обучается владению рукой, кистью, головой, ногами, какие при этом применяются игрушки и приспособления.
Способы кормления также имеют значение как элементы обучения и воспитания. Поэтому необходимо фиксировать и приемы кормления, и обучение пользованию столовыми принадлежностями, выяснять, существует или нет специальная детская посуда, каковы особенности ее конструкции. Это составляет важный элемент воспитания.
|
|
Весьма существенным элементом воспитания и обучения является научение отправлять естественные надобности. Как это происходит, при помощи каких приемов?
Не нужно напоминать, что обучение речи и ходьбе является важнейшим элементом воспитания. Здесь тоже нужно фиксировать как можно подробнее все приемы и приспособления.
Важно фиксировать начало трудовой деятельности, обучение приемам труда и технологическим навыкам. Особое внимание необходимо уделять различиям в обучении и воспитании девочек и мальчиков. Нужно фиксировать, кто и когда обучал детей пахать, стирать, готовить пищу и т.д., как они обучались приемам рыбной ловли, охоты, собирательства.
Весьма важно обратить внимание на особенности обучения ремеслу. С какого возраста обучают различным ремеслам, какие приемы обучения используются? Важно также выяснить, насколько включение в жизнь соответствовало возрасту и умениям, трудовым навыкам.
Все, что касается народной педагогики, является в настоящее время предметом особого внимания и интереса. Поэтому изучение приемов передачи элементов этнической культуры должно быть постоянно в центре внимания этнографа. Тем более это важно в настоящее время, которое выдвинуло ряд вопросов и проблем, разрешимых только на основании глубокого знания закономерностей процессов воспроизводства этнической культуры, соотношения этнической традиции с школьным образованием, место и роль школы в этнической культуре.
* *
*
Мы рассмотрели основные направления полевых этнографических исследований. Необходимо заметить, что направлений множество, и здесь возможна, а в ряде случаев и необходима, специализация исследователей, равно как и соответствующая подготовка. Однако недостаточно знать основные направления будущей работы, необходимо также владеть навыками организации полевых исследований.
|
|
Для запоминания:
1. Исходя из современных задач полевой этнографии целесообразно определять направления исследований по трем структурообразующим элементам этнической культуры. В этой связи в отдельное направление выделяется передача элементов культуры от поколения к поколению.
2. Исследованию подлежит рождение ребенка и его положение в обществе, тип семьи и динамика его изменения, система родства и свойства, отношения между поколениями, система воспитания и обучения.
3. Особое внимание нужно уделить включению детей в жизнь общества и в связи с этим делению общества на периоды, а также статусу каждой возрастной группы.
Рекомендуемая литература:
Кон И. Ребенок и общество. М.: Наука, 1987.
Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1989.
Морган Г.Л. Дома и домашняя жизнь индейцев. М.: Наука, 1984.
Жлоба С.П. Народная педагогика Полесья.
Ракава Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай вёсцы. – Мн.: Навука і тэхніка, 2000.