Материальное обеспечение

Нужно сразу отметить, что материальное обеспечение – самый сложный и болезненный вопрос в организации этнографических исследований. К сожалению, только единичные проекты относятся к разряду фундаментальных исследований и финансируются соответственно. Подавляющее же большинство полевых исследований проводится на полулюбительском уровне, а то и вовсе формально. Несмотря на то, что техника записи и хранения информации базируется на современной электронной технике, аудио-, видео и кристаллозаписи всё же имеют существенные недостатки, связанные с физическими и химическими процессами. Магнитные ленты и дискеты, а также кристаллические блоки с течением времени настолько изменяют свои физические свойства, что это грозит потерей информации, которая хранится на них. Возможно, в будущем найдут практически «вечные» материалы-носители информации, пригодные для использования в любых условиях. Но пока запись на лазерных дисках в полевых условиях почти невозможна. При хранении же информации на аудио- и видеокассетах необходимо в определенное время проводить контроль и перезапись, что с каждым разом, в связи с нелинейностью характеристик записывающей аппаратуры вносит все больше искажений, и в конце концов информация теряет свою документальную ценность.

Однако как сиюминутная фиксация явлений культуры (запись обряда, песни, рассказа) аудио- и видеоаппаратура незаменима. Поэтому современная экспедиция должна быть оснащена портативной высококачественной видеозаписывающей аппаратурой. К сожалению, отечественная промышленность не в состоянии в настоящее время выпускать такую аппаратуру массовыми партиями, поэтому приходится пользоваться зарубежной. Но и там нет образцов, специально приспособленных к условиям полевых этнографических исследований. Наиболее пригодны полупрофессиональные и профессиональные репортерские видеокамеры. Однако в комплексе с записывающими устройствами, блоком питания, осветительной аппаратурой они довольно громоздки, что существенно снижает диапазон их применения. Видимо, на очереди стоит сейчас разработка специальных комплексов записывающей аппаратуры для этнографических исследований. Работа с видеозаписывающей аппаратурой требует определенных режиссёрских и операторских навыков. Поэтому один-два участника экспедиции должны пройти соответствующую подготовку.

Не нужно пренебрегать и традиционными методами фиксации этнографических материалов. В первую очередь этнограф должен вести полевой дневник и полевую тетрадь. Желательно, чтобы это были общие тетради в твердых картонных переплётах. Экспедиция должна быть снабжена ими в достаточном количестве, как и авторучками и карандашами. В экспедиции приходится делать много зарисовок и чертежей. Нужно иметь достаточный запас ватманской бумаги, желательно в планшетах. При зарисовке планов, узоров и т.д., где необходимо соблюдать точные размеры, удобнее пользоваться миллиметровой бумагой, тоже собранной в планшеты. При копировании узоров, рисунков, орнаментов и др. обычно используется калька. Поэтому необходимо иметь достаточный запас кальки для карандаша и туши в рулонах или листах. Экспедиция должна быть оснащена наборами цветных карандашей (не менее 18 штук в наборе), а также акварельными красками и гуашью. Каждый отряд экспедиции оснащается измерительными инструментами: рулеткой 20-метровой, портновским сантиметром, складным плотницким метром, линейкой. Для выполнения чертежей в экспедиции должны быть 2–3 готовальни. В полевых работах часто приходится снимать планы, поэтому нужен геодезический планшет и визирная линейка.

Наиболее распространенным приемом фиксации этнографических материалов является фотографирование. Каждый участник экспедиции должен быть снабжен не менее чем одним фотоаппаратом, а лучше двумя-тремя для того, чтобы продублировать кадр и избежать досадных потерь в результате отказа техники или брака пленки. Лучше иметь фотоаппараты систем «Киев», «Зенит», «Салют», «Старт», другие высококачественные аппараты отечественного и зарубежного производства, снабженные наборами насадок и объективов. Нужны также экспонометры, штативы, троссики и фотовспышки. Запас фотопленки нужно делать с таким расчетом, чтобы были пленки разной светочувствительности и зернистости. Зарядка пленки в полевых условиях нецелесообразна, но если такая необходимость есть, то экспедиция должна быть оснащена зарядным ящиком. Лучше всего, конечно, иметь запас пленки в кассетах, заряженных в лабораторных условиях. Проявление пленки тоже желательно производить в лабораторных условиях. Оптимальным вариантом является использование услуг фирмы «Кодак», если это позволяют средства. Однако в таком случае всегда сохраняется риск невозможности исправить возможный брак. Поэтому необходимо самые важные материалы проявлять на месте, чтобы в случае брака иметь возможность продублировать снимки. Экспедиция должна иметь 2–3 проявочных бачка и запас химикатов для проявления черно-белой и цветной фотопленки (негативной). Слайдовые материалы носят в основном демонстрационный характер, поэтому их обработка в полевых условиях не является необходимой, и ее можно отложить до возвращения из экспедиции. Поскольку фотоматериалы являются особо чувствительными к внешним воздействиям (и не только к свету), нужно предусмотреть специальные коробки для их хранения и установить особую ответственность за их сохранность. Нужно помнить, что фотоматериалы, качественно обработанные и хранящиеся в предписанных условиях, являются документами долговременного хранения, срок их хранения сопоставим со сроком хранения бумаги.

Фотография на пленку практически вытеснена цифровыми технологиями. Они чрезвычайно удобны и практически доступны каждому. Хранение цифровой информации также чрезвычайно проста, благодаря развитию комптютерных технологий. Компьютер позволяет также быстро и качественно тиражировать фотоматериалы. Более подробно возможности, плюсы и минусы новых технологий будут рассмотрены ниже.

В настоящее время видеозапись практически полностью вытеснила киносъемку, однако нужно помнить, что всё сказанное в отношении фотоматериалов полностью относится и к киноматериалам. Поэтому экспедиция в полевых условиях не должна пренебрегать этим методом фиксирования полевых материалов, несмотря на сложность киносъёмки (для этого нужно, как правило, специальное освещение и известный профессионализм работы оператора), обработки пленки (требуется специальная проявочная аппаратура). Лучше всего использовать 16 мм кинокамеры с механическим или электрическим приводом и совершенной оптикой. Для кинокамеры необходимо иметь достаточный запас киноленты, заправленной в кассеты, а также компактные кварцевые лампы, которые могут работать от аккумуляторов.

Звукозапись можно осуществлять стандартными диктофонами (если это не музыкальная запись) или репортерскими магнитофонами. Можно использовать и портативные кассетные магнитофоны, особенно иностранного производства с встроенными микрофонами. Из отечественных хорошие результаты дают магнитофоны систем «Весна», «Беларусь» и близкие к ним по характеристикам с встроенными микрофонами.

Записи музыки, песен, элементов обрядов лучше всего осуществлять катушечными полустудийными магнитофонами. Хотя эта техника достаточно громоздка, хотя бы один такой магнитофон в экспедиции нужно иметь. Запись нужно осуществлять на скорости не ниже 19 – на этих скоростях хорошо записываются высокие частоты. Кроме того, при обрыве ленты или монтаже потери будут минимальными. Соответственно нужно иметь и микрофоны для монофонической и стереофонической записи, которые подходят по своим характеристикам для поставленных целей и совместимы с моделью имеющегося магнитофона. Нужно также иметь достаточный запас магнитной ленты в кассетах и на катушках.

Не в последнюю очередь обращается внимание на личные вещи и предметы быта участников экспедиции. Одежда должна быть удобной, прочной, обязательно нужно иметь теплые и водонепроницаемые вещи – свитеры, куртки, плащи, сапоги. Лучше, если одежда скромных расцветок и покроя, без претензии на последний крик моды. Этнограф в поле работает в основном с людьми. А, как известно, встречают по одежке... Однако не нужно подстраиваться и под стиль одежды, бытующий в деревнях по маршруту. Это воспринимается как стремление войти в доверие чисто внешними средствами и приводит к обратному результату.

В экспедиции возможны разнообразные случайности и неожиданности. Поэтому необходимо иметь 1–2 палатки, несколько спальных мешков, одеяла, тенты.

Устройство быта тоже требует определенных усилий и затрат. Нужно иметь топор, пилу, молоток, набор гвоздей, лопату. Если приходится готовить пищу, то нужен набор посуды: ведро или два, несколько кастрюль, металлические миски и тарелки, ложки, вилки, ножи. Чаще всего продукты приобретаются на месте, для этого устраивается экспедиционная касса, распоряжается которой обычно начальник экспедиции или утвержденный им кассир. Однако необходимо иметь запас консервированных продуктов в расчете на несколько дней (в зависимости от сроков экспедиции). Необходимы также аптечка и запас медикаментов и перевязочных материалов.

Конечно, предусмотреть все нюансы и мелочи экспедиционного быта и обеспечения ее нормальной работы просто невозможно. Поэтому при планировании экспедиции необходимо как можно более тщательно продумать материальное ее обеспечение. Мы попытались дать здесь только самые общие представления об этом.

Для запоминания:

1. Постановка задачи экспедиции есть залог ее успеха. Задачи ставятся в соответствии с основными направлениями полевых этнографических исследований, характера ожидаемых результатов (получение новых данных, проверка имеющихся и т.д.) и региона исследований.

2. По форме экспедиция может быть долгосрочной или краткосрочной. Форма зависит от поставленной цели.

3. Различают три метода экспедиции: маршрутный, кустовой и комбинированный.

4. Перед экспедицией проводится ее научная подготовка, разрабатывается ее программа и определяется состав, обеспечиваются материальные средства и ресурсы.

Рекомендуемая литература:

Громов Г. Методика этнографических экспедиций. М., 1966.

Леви-Строс К. Печальные тропики. М., 1974.

Мид М. Иней на цветах ежевики.//Культура и мир детства. М., 1989.

Миклухо-Маклай Н.Н. Собр. соч. в 6-и тт. М., 1988–1994.

Пяткевіч Ч. Рэчыцкае Палессе. Мн.: “Беларускі кнігазбор”, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: