Традиционное башкирское зодчество

Памятники архитектуры – объекты строительного искусства, зодчества. Это могут быть и отдельно стоящие здания, и групповые сооружения – ансамбли, комплексы, города или их исторические центры. В республике зарегистрировано свыше 300 памятников, представляющих ее архитектуру с середины XVIII в.

Башкирское традиционное зодчество. В истории Башкортостана встречались и взаимодействовали различные культуры. Ярко проявляется это и в архитектурно-строительной культуре. Ее характеризует сочетание местных традиций с влиянием зодчества других народов.

У древних башкир в условиях кочевого уклада возникают и совершенствуются временные жилища. Основной их тип – переносная разборная войлочная юрта (тирме). Она использовалась до нач. ХХ в., являясь образцом воплощения архитектурно-планировочных принципов жилища, обусловленных природно-климатическими, хозяйственными и культурно-религиозными особенностями края.

Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северных лесных районах он преобладал. Со временем такие постройки, по мере перехода к полуоседлости, появились и у кочевников – на зимниках, а затем и на местах летних кочевий. Так формируется постоянный тип жилища – бревенчатая башкирская изба. Конструктивно она была заимствована у оседлого населения, но приспосабливалась к особенностям уклада башкир, во многом внутри повторяя оформление юрты.

В южных районах из-за недостатка леса сооружали плетневые мазанки, глинобитные избы, а также саманные и из камня-плитняка.

Культовые здания и мемориальные сооружения. Эти виды архитектуры появились в Башкирии в связи с распространением ислама. Тогда и стали сооружаться здания культового (мечети) и мемориального (мавзолеи-кэшэнэ) назначения. Мечети изначально строили деревянными, с использованием архитектурных форм народного жилища. Типичная сельская мечеть – сруб высотой 2,7-4,6 м с крыльцом с северной и михрабом с южной стороны, имела двухскатную крышу. Позднее она стала надстраиваться одним, а с XIX в. – двумя и более минаретами. Первая каменная мечеть (сохранившаяся) построена в Стерлитамаке в 1828 г. Первая каменная соборная мечеть в Уфе возникла в 1830 г. Она действует поныне (ул. Тукаева). За ней последовал еще ряд мечетей.

Дошедшие до нас мавзолеи относятся к XIV-XV в. и знаменуют начало формирования местной архитектурной традиции под влиянием среднеазиатского зодчества. Мавзолеи – кэшэнэ сооружались из камня или кирпича над могилами знатных людей. Их обязательный элемент – наличие купольно-сводчатого потолка при квадратном или прямоугольном основании. Сохранились кэшэнэ Турахана, Хусайнбека, Бендэбикэ. Это самые северные сооружения такого типа.

После добровольного вхождения Башкирии в состав России в крае началось распространение христианства. Вместе с возведением русских военных крепостей появились во 2-й половине XVI в. первые культовые постройки-церкви. Наиболее ранняя – деревянная Троицкая в Уфимском кремле (1579 г.). На ее месте в нач. XVIII в. была воздвигнута первая в Башкирии каменная церковь – Смоленский собор (снесена в 1956 г., на этом месте – Монумент Дружбы). Одной из первых церквей в крае была деревянная Никольская в Николо-Березовке на Каме. На ее месте с нач. XIX в. стоит каменный храм с самой высокой в Башкирии колокольней. Наиболее старые из памятников культовой архитектуры: Казанская церковь в с. Верхотор (1788), церковь Дмитрия Солунского в с. Надеждино (1799), Троицкий собор (1835) и Михайло-Архангельская церковь (1842) в Бирске, Покровская (1817) и Спасская (1845) в Уфе и др.

Городская архитектура XIX-XX вв. Уфа изначально (и долго) строилась как деревянный город. К тому же в ее истории было немало губительных пожаров. Поэтому древних памятников гражданской архитектуры не сохранилось. Имеющиеся восходят в основном к 1-й половине XIX в. По ним и можно судить о развитии архитектуры. В конце XVIII – 1-й половине XIX в. происходит становление классицизма. Это связано с переходом к регулярной планировке и застройке российских городов с административными функциями. Уфа застраивалась по генеральному плану В.И. Гесте 1819 г. Развернулось сооружение каменных зданий, городских ансамблей: Торговые ряды (1820-1836 гг.), Духовная семинария (1827), Присутственные места (1839), Мужская гимназия (1847), Дом губернатора (1850), Уфимское дворянское собрание (1856).

2-я половина XIX в. характеризуется возникновением модерна, эклектики. Переходный характер носят дом Базилевского, гостиница Полетаева, Городская дума. Образцы архитектурной эклектики и модерна украсили Уфу начала ХХ в.: дом Поносовой – Молло, особняк купца Лаптева, Крестьянский поземельный банк, дом Костерина.

В Уфе есть ряд эклектических построек так называемого «кирпичного стиля» с элементами классицизма, барокко, модерна (нач. ХХ в.): Аксаковский народный дом, архитектурно-художественный комплекс Ногарева, здания Учительского института, Коммерческого училища, Реального училища и др.

Последующее развитие городской архитектуры шло в направлении конструктивизма, неоклассицизма и современных форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: