Индейцы Антильских островов

большие А — Куба, Гаити, Пуэрто-Рико, Ямайка

малые А — от Пуэрто-Рико до Тринидад

индейцы исчезли уже к середине XVI

таино + — язык аравакской группы

во время 1-го плавания у Колумба сложилось впечатление, что индейцы всех Антильских островов говорят на одном языке

они действительно понимали друг друга: это были говоры таино

во время 2-го плавания обнаружил группу, которая не понимала переводчика (западная оконечность Кубы и Гаити). indios mudos

предполагают, что это индейцы, переселившиеся с континента (из Венесуэлы)

с этого момента Колумб описывает более подробную картину

[по мнению специалистов, в ЛАм существовало 123 языковые семьи (e.g. арауканское наречие/ уго-ацтекская группа, включавшая 25 языков/ тупи-гуарани)

совершенно разная фонологическая система:

есть языки предельно простого вокализа (3 гласных: i, u, a) — например, кечуа

но: язык отоми — 12 гласных (тоны)

у большинства индейских языков нет различия между глаголом и именем (различаются только функционально)]

indios mudos отличались и образом жизни: таины — земледельцы, i.m. — охотники-собиратели

indios de los jardines — разводили фруктовые деревья. острова вокруг Кубы

говор, понятный другим, но с отличиями

много занимались рыболовством. собирали моллюсков (в основном таины не ели моллюсков. зато ели рыбьи глаза)

Гаити — гористый остров

горные индейцы использовали дубины, береговые — лук

еще отличались говором

малые А — луки с отравленными стрелами

Жером Ле Бат: на малых А существовало три языка: м и ж + жаргон воинов (отличался от м и ж сильнее, чем те между собой)

Бартоломе де лас Касас: 3 млн человек (все острова). 1 млн —?

предположительно:

Гаити — 1 млн 200 тыс

Куба — 600 тыс

Пуэрто-Рико — 100 тыс

Ямайка — 60 тыс

Багамы — 40 тыс

итого — примерно 2 млн

население очень быстро уменьшилось

к 1535 — только 1 тыс чистых индейцев

на малых А население сохранялось

по некоторым сведениям, жили там вплоть до XIX

образ жизни

в основном — земледельцы

не было крупного рогатого скота

ели черепах, которых ловили во время кладки яиц (2? раза в год) или при помощи рыбы-прилипалы

ели грызунов (ондатр) и дичь (гусей и попугаев)

— выдалбливали тыкву, резали пополам, делали отверстия для глаз и носа, подплывали к гусям. гусь садился на тыкву — ловец хватал его, топил, сворачивал ему шею и привязывал к поясу

— ловец попугаев (не каждый мог им быть) залезал на дерево с подсадным попугаем и колол его. на крик слетались другие попугаи. ловец сворачивал им шеи и вешал на пояс

рыбалка

рыбу ели чуть-чуть поджаренной на костре

существовали специальные бассейны для рыб (загородки из тростника) и черепах

деликатес — слегка протухшие рыбьи глаза

рыбу ловили на костяные крючки. carey — панцирь черепахи. используется для украшения (в т.ч. помещений)

крупную рыбу были стрелами

таины не очень ценили маис (но это их слово), предпочитая юкку

пекли из юкки лепешки — 2 раза в год, используя весь урожай

собиралась вся община

юкку натирали на терке, отжимали сок и кипятили его (в дальнейшем использовали как лекарство — каждый мог его брать; говорят, помогало)

в отжатую юкку добавляли воду и делали тесто

на глиняных жаровнях выпекали лепешки

их складывали в хижину, чтобы кажды мог брать

ели батат, бобовые, тыкву. и летучих мышей

одежда — набедренные повязки у мужчин

все тела раскрашивались растительной красной краской bixa > bija (embijarse — сильно накраситься), которая очень хорошо держалась

головные уборы из перьев — для боя

женщины носили повязки, похожие на юбки: пояс с лоскутами материи (мини/ миди)

henequén (хенекен) — что-то вроде кактуса. сейчас — очень дорогая материя

когда девочка достигала зрелости, она надевала на ноги плетенки (botas) — закрывали ногу от лодыжки до икры. символ свободы. в них даже хоронили.

письменности не было

умели считать до 20 (на пальцах), tamicate — много (больше 20)

если очень много, то показывали на горсть с песком или волосы

жили общинами

общине соответствовало селение (200-300 домов)

в каждом селении была площадь с хижиной для лепешек, местом для церемоний и местом для игры в мяч

вокруг — земляные насыпи, облицованные камнем. расположены полукругом

не было даже язычества. был семиизм (?!) — культ личных духов-покровителей

имели материальное воплощение (не идолы)

что угодно, чему нарекали священное значение: кусочки глины, дерева или даже тела родителей. обычно 2 духа — - и +

у касиков было несколько духов — до 10

власть отдельных духов распространялась на целые группы людей

существовали шаманы. могли вступать в контакт с духами других людей

церемонии проходили в форме areito — bailar cantando

чтобы ублажить духов-покровителей

как по случаю урожая и проч., так и в качестве времяпрепровождения

к моменту прихода испанцев появлялись элементы разложения первобытно-общинного строя: появлялось социальное неравенство: касики могли иметь много жен, 10 и более (обычный мужчина — в лучшем случае 1), лепешки начинали выпекать для себя (особенно касики), появлялась эксплуатация чужого труда

касикизм — засилье мелких чиновников

малые А — приближались к военной «демократии» (Энгельс)

главная фигура — военный вождь (не = касик)

зачатки наследственного характера власти вождя

существовал фольклор

Loucou — первый человек. первые люди (мужчины) вышли из его пупка. поняли, что надо как-то размножаться, и Лоукоу сделал на бедре надрез, из которого вышла женщина

всё хорошее Лоукоу производит из кусочков юкки: бросает в море — рыба, бросает в небо — птицы

а юкка существует изначально

всё ненужное возникает из мусора

испанцы быстро овладели языком

много заимствовали: tiburón, tobaco, tomate, hamaca, etc.

Майя

Мексика, Гондурас, Гватемала, Сальвадор, Белиз

с I н.э.

к моменту прихода испанцев были оттеснены ацтеками на полуостров Юкатан

подсечно-огневое земледелие

сажали кукурузу, томаты, хлопчатник, тыкву

зерна какао — валюта (no tengo cacao, gran cacao — богатый человек)

пчеловодство, охота, рыбная ловля

язык майя-киче включает в себя 7 языковых подгрупп

3 языка — 35 согласных и 10 гласных

4 языка — 30 согласных и 10 гласных

отсутствие морфологических признаков, только синтаксические

Pedro Beltrán — создал подробную грамматику (XIX)

сейчас больше всего изучается в Гватемале

по последней переписи — около 2 млн

по данным раскопок, было около ста городов-государств

каменные сооружения, храмы, стадионы, и т.п.

во главе — правитель с абсолютной властью

не было единого правителя

верховный жрец — единственный, кто мог оказать влияние на правителя

города-государства:

Palenque, Tical, Chichen-Iza (всего более ста)

сейчас Паленке — это развалины. пирамиды, храмы

северо-восток мексиканского штата Chapas

культурный центр III —VIII

остатки дворца (95х70 м): большой дворец и малых дворца по бокам

1952 — обнаружено помещение с саркофагом в центре

считается, что Паленке погиб в результате нашествия ацтеков IX

ушел под землю (наслоения, вулкан)

города были соединены прекрасными дорогами

майя были язычниками

культ бога Ицамана + 4 бога сторон света и бог дождя и ветра (Уракан)

в поздний период развития появилась богиня Тенев (создала всё сущее)

для точного определения точных сроков посевов изобрели сложнейший календарь

«камень Солнца» (хранится в Мехико) d = 3,5 м, вес = 25 т

в центре — бог солнца и неба. остальное — сложнейшие и точнейшие математические расчеты

определял различные циклы развития общества

когда заканчивалась одна эра и начиналась другая, ждали нового божества

с точностью до дня предсказано появление Кортеса («бородатые люди с востока»)

несколько временных циклов: неделя (13 дней), месяц (20 дней). все эти циклы обозначаются иероглифами и цифрами (1-20)

= 260-дневный год (священный год). это — внутренний круг

потом иероглифы начинают повторяться

внешний круг — солнечный год (365 дней)

18 20-дневных месяцев и 5 «несчастливых» дней

+ 4-летний цикл (из солнечных лет)

комбинация священного и солнечного года давала 52-летний цикл, который и считался календарным кругом

тун — 18 мес

катун — 20 тунов

бактун — 20 катунов

(вся мифология майя построена на них)

1519 — испанцы высаживаются на берег. Моктесума отправляет Кортесу два костюма, но тот их отвергает (дурное предзнаменование). тогда он отправляет 20 девушек, а Кортес оставляет себе их всех. Malinche — его любимая из них, она же — переводчица. malinchismo — предательство национальных интересов

письменность

Юрий Кнорозов. Дрезден

дошло 4 кодекса майя. ацтеки всё сожгли (как и почти все свои рукописи, которые были недостаточно воинственными)

дощечки из растительного волокна, покрытые белой или голубоватой краской, на которые кисточкой и растительными красками наносились иероглифы и рисунки

так создавались книги. иногда соединялись в гармошку и покрывались деревянной обложкой

иероглифическое письмо с пиктограммами

тесно связано с календарем

связаны с лечением (лечили онкологию)

рукописи:

— Дрезденская (обнаружена: Вена 1739)

— Мадридская (II 1/2 XIX)

— Парижская (II 1/2 XIX)

— Гролье (70-е гг. XX NY)

+ лапидарные надписи

шрифт отличается

больше всего — в штате Оахака

литература

в основном мифологические произведения

древние образцы поэзии (похоже на хорей)

много хроник: о возникновении родов, о путешествиях древних майя. магический элемент переплетается с реальным

многие рукописи дошли до нас в записи латиницей (миссионеры на Юкатане)

Пополь-Вух

состоит из двух мифов

1) о происхождении луны и солнца

божественные близнецы отправляются играть в мяч в царство мертвых, выигрывают у правителя. тот приказывает их убить. голову одного из них вешают на дерево. мимо проходит дочь правителя. голова плюет ей в руку, и она зачинает ребенка. правитель изгоняет ее, и она скитается по земле. производит на свет близнецов. те вырастают и идут мстить. побеждают и возносятся на небо

2) о происхождении человечества

Ицаман, Кукумац (пернатый змей), Хуракан и Тенев

пробуют создать людей из щепки, глины, листьев

Тенев предлагает создать людей из кукуруз, но те оказываются разумнее богов, и Тенев навевает на их глаза туман

всё это мужчины. им становится скучно. боги создают женщин из волос мужчин (4 шт.)

+ пророческие тексты и заклинания

Chilán-Balán — пророчество о тунах…, предсказание по дням. здесь — пророчество о явлении испанцев

драма

«Рабиналь-Ачи» (гватемальские майя)

диалог двух персонажей из разных индейских общин: победитель из Рабиналь и пленный из Ачи

каждая сцена — диалог противников

+ народ (=хор)

речь каждого героя начинается с последних слов другого

каждый стремится одержать моральную победу над другим

побеждает пленник и идет на жертвенный алтарь

черты литературы:

— разработка индивидуальных образов

— в лирике впервые представили такие чувства, как любовь и поклонение любимому человеку

— представлен пейзаж

жертвоприношения

пирамиды. на вершине — храм

пирамида Солнца — 70 м

на вершине — 6 жрецов. у одного — деревянное ярмо змеи. жрецы надевают его на человека, тот теряет сознание, тогда у него вырезают сердце и показывают солнцу, затем орошают кровью деревянного идола. тело скидывают вниз по ступеням пирамиды

Теотиуакан — город богов. основан не майя (?) в 30 г. до н.э. (?)

около 40 км от Мехико

8 кв.миль

разрушен вулканом

население на тот момент — около 1 млн

начало ХХ — раскопки, восстановление. нашли пирамиды

главный проспект — проспект Мертвых (3 мили)

по нему шла процессия к пирамиде

все города майя строились по очень четким планам

кварталы-прямоугольники

существовали храмы (не = пирамиды!). строились из очень больших обтесанных камней (кубических или шарообразных. такие же камни использовались для строительства домов знати. остальные постройки — глина)

многие стены были расписаны яркими красками растительного происхождения или украшены мозаикой

murales — настенная мозаичная роспись. не понравились испанцам (Возрождение требовало гармонии, а не такой экспрессии)

начало ХХ — muralistas (Мексика)

escuela de muralismo (taller de gráfico popular) — 20-е годы

Сикейрос, Диего Ривера (расписал университет), Клементе Ороско (центр Рокфеллера в Детройте)

Сикейрос создал динамическую композицию: не 1 стена, а все (тотальность?)

культовая каменная скульптура

Ацтеки

XI — XIII в Центральной Америке происходит перегруппировка общественных сил. военные вожди постепенно захватывают всю полноту власти (это происходит под влиянием воинственных племен, которые приходят с севера)

для северных племен главный бог — бог войны

идея о том, что божество питается кровью

это отражается и в искусстве. прекращается строительство пирамид. резко увеличивается число памятников с изображением военных сцен

в календарной символике появляется символика войны (ацтеки поместили в центр календаря бога войны)

ацтеки — бродячее охотничье племя. возникли достаточно неожиданно

1325 — брели с севера (Aztlán — «остров цапель» — мифический остров) и дошли до озера Тескоко. на маленьком островке посреди него увидели то, что им предсказывали боги: орла, сидящего на кактусе и держащего в клюве змею (тогда бы они смогли основать сильное государство)

пришлось засыпать озеро. оставили каналы, как в Венеции

Теночтитлан — nahuatl «плавучие сады»

теперь у Мехико проблемы:

— там скапливается смог

— нет ни одной реки

— постепенно уходит под землю

город был сожжен. Моктесума не сопротивлялся и пустил испанцев в Т., перейдя на сторону врага. сопротивление возглавил его племянник Cuahtémoc. Кортесу помогла только эпидемия чумы (а у многих испанцев уже был иммунитет)

сжег город под знаком борьбы с чумой

о воинственности ацтеков слагались легенды

религия: Уицилопочтли (солнце) каждый день сражается с луной

если он не победит, то мы погрузимся во тьму. должен восстанавливать силы — надо приносить жертвы

(чуть ли не по 10 тыс человек ежедневно — по всей территории)

самая почетная смерть — в бою (или в родах)

остальные 4 года бродили по подземному царству, а затем попадали в царство мертвых

перед воинами выступали ораторы, на эту тему писали поэты

воспринимали жизнь как битву (повивальная бабка испускала боевой клич и молилась)

первый подарок — крохотные щит и стрелы

пуповину отдавали воинам, и те несли ее с собой в бой

сельское хозяйство было очень простым: можно работать 7 недель и быть сытым весь год — безделье

в 10 лет мальчиков стригли, оставляя только локон на затылке. 1-й пленный — локон отрезали

плащ воина — куачтли. различались в зависимости от ранга

также были денежным эквивалентом (=100 какао бобов). можно купить лодку или сто листов бумаги

2 плаща = партия красной краски (бочонок). кошиниль. ею писались книги

раб = 30 плащей

раб, обученный петь и танцевать = 40 плащей

развитые рынки

корпорации торговцев (pochteca — купец)

имели непререкаемый авторитет

очень хорошие дороги, можно было возить сосуды с водой

письменность

бережно сохранили письменность майя, хотя и предпочитали пиктограммы

логограмма — графема, означающая слово или морфему

очень ограниченное количество фонетических знаков

письмо ацтеков не было предназначено для записи длинных текстов

огромное количество произведений сохранилось только благодаря тому, что их переписали на латинице обращенные в католицизм ацтеки

(языки майя и ацтеков — родственные)

зато ацтеки считались самыми искусными ораторами

(а майя всё записывали. «тихая» культура)

на любом собрании и даже в частных беседах рассказывали различные мифы и легенды

литература

— мифология

— предсказания

— дидактические тексты

— поэзия

ацтекских книг дошло достаточно мало

многое сожгли они сами, а в середине XVI архиепископ Нового света Хуан де Самаррага приказал собрать и сжечь как можно больше ацтекских памятников

поэзия

в языка науатль — «цветок и песня»

поэты были очень уважаемы

сами писали о себе в своих стихах

самый известный — Неауалькойтль

был правителем Тескоко. его стихи декламировали и пели в течение столетий

«Диспут» — произведение философской поэзии

17 поэтов. главная проблема — в чём смысл жизни?

высший смысл жизни — творчество.

только с помощью поэзии можно сказать правду, отразить действительность

в отличие от творчества майя, поэзия ацтеков пронизана духом общности

тема любви не возникает, но воспевается дружба

много посвящено жертвоприношениям

темы природы нет

хроники

о возникновении и развитии ацтеков

тесно переплетаются с календарем

1428 — правитель Теночтитлана приказал сжечь все старые рукописи

календарь играет огромную роль в творчестве

предсказания

определяют всю жизнь в обществе

стандарты, по которым предсказывалась жизнь ребенка или всего общества

«Назидание старцев»: притчи, мифы

прескриптивный характер

рождается ребенок — посылают за предсказателем

тот должен был не позже, чем на третий день, определить знак по календарю

циклы как у майя

предсказатели былли очень образованными людьми

самый благоприятный день — 10-й день орла (сила и смелость)

для девочек — 11-й день грифа, дарующий долгую (лет 30) счастливую жизнь и счастливую смерть

несчастный — 1-й день ягуара (ребенок может закончить свою жизнь в рабстве)

но если имя ребенку давали в счастливый день, то всё можно было исправить

подарки для новорожденных, ритуалы

в доме ацтека обязательно должен был гореть огонь (4 дня!)

если он гас, то у ребенка отнималась слава

и никто не должен был вынести ни единого полена

родственники должны были потереть себе суставы пеплом, чтобы избавить ребенка от ревматизма

драма

не такая развитая, как у майя

в основном ритуальный характер. главные герои — божества. претерпевали, но непременно побеждали

фарсы — против них особенно боролись испанцы

сейчас восстанавливаются и играются в ЛАм

гимны божествам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: