кечуа. инки

кечуа — территория центральных Анд

плодородная земля

существовали маленькие государства различных племен

расцвет этой территории пришелся на появление инков (которые тоже пришли откуда-то с севера)

легенда о внеземном происхождении — какая-то воронка размером со стадион

XII — всю территорию Андского нагорья захватывают инки

государство Тауантинсуйу (Перу, Эквадор, Боливия, значительная часть Чили, часть Аргентины)

к XVI эта империя — 800 тыс кв.км

столица — Куско (30 км от совр. Лимы)

империя возникла на основе смешения инков и местных кечуа

вся империя была основана на абсолютной власти царя-деспота

и ничего не развивалось

работали рабы и полурабы

создавались великолепные дороги, мосты и т.п.

но: инки не знали колеса

ворочали глыбы. глыбы иногда падали и подминали под себя общинников

урожай 4 раза в год

развитое ткачество (разные цвета и плотность)

керамика, красильное производство

металлургия: выплавляли различные изделия изо всех металлов

испанцы наконец нашли золото! el dorado (у майя и ацтеков были только драгоценные камни)

в Куско существовали целые храмы из золота. храм Солнца — сад с золотыми деревьями и золотыми птицами. и всё это переплавлено

не обрабатывали только железную руду

строительная техника достигла больших успехов

самое удивительное — дороги (Гумбольдт: «само выдающееся произведение человека за всю историю»)

2 самые важные:

1) Главная (до начала XIX оставалась самым длинным шоссе в мире) — начиналась у севереной границы (Эквадор) и кончалась в центре Чили (5300 км)

2) Прибрежная — вдоль Тихого океана, до центра Чили (ширина — 7,5 м, самое высокое место — 5200 м)

мосты через реки часто держались на канатах, сплетенных из волокон агавы

жители ближайшей деревни должны были заботиться о сохранности моста

самый длинный висячий мост — 45 м (XII)

везде были постоялые дворы (tambo) на расстоянии 1 дня пути

всё необходимое — непортящиеся продукты

город Мачу-Пикчу (старая вершина) — город в облаках (2450 м)

потерянный город инков

священный горный приют

Пачакутек — правитель. около 1440.

существовал до прихода испанцев (1533)

все жители таинственно исчезли

сохранились даже склады с продовольствием

социально-политическая структура

инки подчинили себе огромное количество кочевых племен

население —? максимум — 40 млн, но, вероятно, 20

1) общинники

основная категория. полурабы

формально свободные, они не имели никакой собственности. получали маленькие земельные участки (= 6 соток) — tupu.

на этих участках они должны были высаживать определенную культуру и часть отдавать хозяину (определял хозяин)

выращивали кукурузу, картофель, тыкву, бобы, бананы, ананасы

остальные земли — поле Инки и поле Солнца (якобы приносилось в дар божествам, но на самом деле нет)

общинники не могли выходить за пределы общины — нагрудные знаки

все они работали на строительстве, в рудниках, в личном услужении у сановников

должны были постоянно работать. их часто убивали, часто они погибали сами

скудная кухня. только 1 раз в неделю ели мясо (солонину), свежее мясо — по праздникам (трижды в год). могли принимать пищу до восхода и после заката.

всё это начиналось с 5 лет

2) рабы — yanacunas

первые 6 тыс индейцев покоренных земель

рабом становился любой, кто выказывал неповиновение

жизнь не слишком отличалась от жизни общинников, но они вообще были собственностью сановников

особенно ценились танцоры

alacunas — «избранницы» — женщины-рабыни

3) правящая верхушка

около 5% населения

не инки:

а) кураки

вожди местных племен, которые сразу признали власть инков

(другие — полурабы)

их действия строго контролировались инками

инки:

б) по привилегии

не было инкской крови (или была только часть)

выслуживались перед правителями и получали это звание в награду

высокий прокол ушной раковины (золотое кольцо)

получали право называться инками

посты контролеров при кураках, высокие административные, армейские и жреческие посты

в) по крови

потомки Манко Капака, основателя империи (ему посвящены почти все легенды)

вершина — Сапа Инка (единственный)

огромная сеть явных и тайных надзирателей, постоянные инспекции, быстрая система оповещения

единственная альтернативная сила — жречество.

СИ прислушивался к жрецам, но нет ни одного свидетельства о том, чтобы они когда-либо против него выступили

религия

единобожие. слияние образа Отца-Солнца с образом Творца Мира Пачакамаки и бога воздуха Кона = Единый Всемогущий Незримый Бог

вся история инков полнится рассказами о кровавых и кроваво подавленных восстаниях

в народном эпосе — образ героя восстания

верховенство одного языка

языки местных истреблялись. все должны были говорить на кечуа

создавались школы, где обучали кечуа, который со временем превратился в своего рода лингва франка

единственный индейский язык, количество носителей которого растет

культура

письменность не сохранилась. мы знаем, что это было иероглифическое письмо

использовалось только для деловой переписки

кип у — узелковое письмо

на шнур навязывали нити различного цвета, на которых завязывали различные узелки

(желтый — торговля)

устное народное творчество

записано миссионерами (на кечуа, но латиницей — так кечуа теперь и существует)

огромное количество произведений

мифология

богатая и развитая

миф о возникновении рода инков:

из пещеры Тампуток выходят 4 брата (с женами). боги велели им выйти, чтобы найти место для столицы великого государства. надо, чтобы золотой жезл вошел в землю по самую верхушку.

все братья завидуют брату Качи (самому сильному) и решают хитростью с ним расправиться: заманивают его в пещеру и замуровывают вход. над ними появляется гигантская золотая птица и говорит, что прощает их и будет их покровителем.

и это как бы не зависит от птицы, но один превращается в камень, а второй просто умирает. а последний — Манко Капак(а?)

или:

отец-солнце и мать-луна сжалились над людьми и послали им своих детей: М.К. и Маму Окльо, чтобы те научили людей религии, ремеслам, искусству и строительству

сначала их помещают в озеро Титикака (акклиматизация). и то же про золотой жезл.

Мама Окльо — сестра и жена Манко

поэзия (песенная)

хайлья (хайль — восклицание почитания) — к богам, к Сапа Инке, выдающимся сановникам

трудовые песни — арауйя

песни-«частушки» — диалог между м и ж (уауаки — звукоподражание; их много в кечуа)

драматургия

во время празднеств ставили спектакли

о происхождении империи, о подвигах

«Ану-Ольянтай» — стоит особняком. главный герой — герой народного восстания.

мужественный полоководец простого происхождения, почти стал кураком, но полюбил дочь верховного инки Кош-Коймор («смеющаяся звезда»), а она полюбила его

Ольянтай открылся верховному инке, и тот отправил его в «высокие земли», т.е. в горы

Кош-Коймор рождает дочь — Има-Сумак

Сапа Инка заточает их в монастырь Невест Солнца и разлучает

готовит месть. Ольянтай побеждает, но по-прежнему не знает, что у него есть дочь

в итоге (спустя N лет) его захватывают в плен, и он всё узнаёт

Сапа Инка умирает, и на престол вступает Тупак Инка

он должен покарать Ольянтайя, но тут он узнаёт, что его двоюродная сестра в монастыре, и в итоге освобождает и благославляет всех («ты свободен, как лама в Андах»), а Ольянтайя делает властителем восточных земель

скульптура

очень мало что уцелело

сохранились остроконечные сосуды с уникальными орнаментами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: