кечуа — территория центральных Анд
плодородная земля
существовали маленькие государства различных племен
расцвет этой территории пришелся на появление инков (которые тоже пришли откуда-то с севера)
легенда о внеземном происхождении — какая-то воронка размером со стадион
XII — всю территорию Андского нагорья захватывают инки
государство Тауантинсуйу (Перу, Эквадор, Боливия, значительная часть Чили, часть Аргентины)
к XVI эта империя — 800 тыс кв.км
столица — Куско (30 км от совр. Лимы)
империя возникла на основе смешения инков и местных кечуа
вся империя была основана на абсолютной власти царя-деспота
и ничего не развивалось
работали рабы и полурабы
создавались великолепные дороги, мосты и т.п.
но: инки не знали колеса
ворочали глыбы. глыбы иногда падали и подминали под себя общинников
урожай 4 раза в год
развитое ткачество (разные цвета и плотность)
керамика, красильное производство
металлургия: выплавляли различные изделия изо всех металлов
испанцы наконец нашли золото! el dorado (у майя и ацтеков были только драгоценные камни)
|
|
в Куско существовали целые храмы из золота. храм Солнца — сад с золотыми деревьями и золотыми птицами. и всё это переплавлено
не обрабатывали только железную руду
строительная техника достигла больших успехов
самое удивительное — дороги (Гумбольдт: «само выдающееся произведение человека за всю историю»)
2 самые важные:
1) Главная (до начала XIX оставалась самым длинным шоссе в мире) — начиналась у севереной границы (Эквадор) и кончалась в центре Чили (5300 км)
2) Прибрежная — вдоль Тихого океана, до центра Чили (ширина — 7,5 м, самое высокое место — 5200 м)
мосты через реки часто держались на канатах, сплетенных из волокон агавы
жители ближайшей деревни должны были заботиться о сохранности моста
самый длинный висячий мост — 45 м (XII)
везде были постоялые дворы (tambo) на расстоянии 1 дня пути
всё необходимое — непортящиеся продукты
город Мачу-Пикчу (старая вершина) — город в облаках (2450 м)
потерянный город инков
священный горный приют
Пачакутек — правитель. около 1440.
существовал до прихода испанцев (1533)
все жители таинственно исчезли
сохранились даже склады с продовольствием
социально-политическая структура
инки подчинили себе огромное количество кочевых племен
население —? максимум — 40 млн, но, вероятно, 20
1) общинники
основная категория. полурабы
формально свободные, они не имели никакой собственности. получали маленькие земельные участки (= 6 соток) — tupu.
на этих участках они должны были высаживать определенную культуру и часть отдавать хозяину (определял хозяин)
|
|
выращивали кукурузу, картофель, тыкву, бобы, бананы, ананасы
остальные земли — поле Инки и поле Солнца (якобы приносилось в дар божествам, но на самом деле нет)
общинники не могли выходить за пределы общины — нагрудные знаки
все они работали на строительстве, в рудниках, в личном услужении у сановников
должны были постоянно работать. их часто убивали, часто они погибали сами
скудная кухня. только 1 раз в неделю ели мясо (солонину), свежее мясо — по праздникам (трижды в год). могли принимать пищу до восхода и после заката.
всё это начиналось с 5 лет
2) рабы — yanacunas
первые 6 тыс индейцев покоренных земель
рабом становился любой, кто выказывал неповиновение
жизнь не слишком отличалась от жизни общинников, но они вообще были собственностью сановников
особенно ценились танцоры
alacunas — «избранницы» — женщины-рабыни
3) правящая верхушка
около 5% населения
не инки:
а) кураки
вожди местных племен, которые сразу признали власть инков
(другие — полурабы)
их действия строго контролировались инками
инки:
б) по привилегии
не было инкской крови (или была только часть)
выслуживались перед правителями и получали это звание в награду
высокий прокол ушной раковины (золотое кольцо)
получали право называться инками
посты контролеров при кураках, высокие административные, армейские и жреческие посты
в) по крови
потомки Манко Капака, основателя империи (ему посвящены почти все легенды)
вершина — Сапа Инка (единственный)
огромная сеть явных и тайных надзирателей, постоянные инспекции, быстрая система оповещения
единственная альтернативная сила — жречество.
СИ прислушивался к жрецам, но нет ни одного свидетельства о том, чтобы они когда-либо против него выступили
религия
единобожие. слияние образа Отца-Солнца с образом Творца Мира Пачакамаки и бога воздуха Кона = Единый Всемогущий Незримый Бог
вся история инков полнится рассказами о кровавых и кроваво подавленных восстаниях
в народном эпосе — образ героя восстания
верховенство одного языка
языки местных истреблялись. все должны были говорить на кечуа
создавались школы, где обучали кечуа, который со временем превратился в своего рода лингва франка
единственный индейский язык, количество носителей которого растет
культура
письменность не сохранилась. мы знаем, что это было иероглифическое письмо
использовалось только для деловой переписки
кип у — узелковое письмо
на шнур навязывали нити различного цвета, на которых завязывали различные узелки
(желтый — торговля)
устное народное творчество
записано миссионерами (на кечуа, но латиницей — так кечуа теперь и существует)
огромное количество произведений
мифология
богатая и развитая
миф о возникновении рода инков:
из пещеры Тампуток выходят 4 брата (с женами). боги велели им выйти, чтобы найти место для столицы великого государства. надо, чтобы золотой жезл вошел в землю по самую верхушку.
все братья завидуют брату Качи (самому сильному) и решают хитростью с ним расправиться: заманивают его в пещеру и замуровывают вход. над ними появляется гигантская золотая птица и говорит, что прощает их и будет их покровителем.
и это как бы не зависит от птицы, но один превращается в камень, а второй просто умирает. а последний — Манко Капак(а?)
или:
отец-солнце и мать-луна сжалились над людьми и послали им своих детей: М.К. и Маму Окльо, чтобы те научили людей религии, ремеслам, искусству и строительству
сначала их помещают в озеро Титикака (акклиматизация). и то же про золотой жезл.
Мама Окльо — сестра и жена Манко
поэзия (песенная)
хайлья (хайль — восклицание почитания) — к богам, к Сапа Инке, выдающимся сановникам
трудовые песни — арауйя
|
|
песни-«частушки» — диалог между м и ж (уауаки — звукоподражание; их много в кечуа)
драматургия
во время празднеств ставили спектакли
о происхождении империи, о подвигах
«Ану-Ольянтай» — стоит особняком. главный герой — герой народного восстания.
мужественный полоководец простого происхождения, почти стал кураком, но полюбил дочь верховного инки Кош-Коймор («смеющаяся звезда»), а она полюбила его
Ольянтай открылся верховному инке, и тот отправил его в «высокие земли», т.е. в горы
Кош-Коймор рождает дочь — Има-Сумак
Сапа Инка заточает их в монастырь Невест Солнца и разлучает
готовит месть. Ольянтай побеждает, но по-прежнему не знает, что у него есть дочь
в итоге (спустя N лет) его захватывают в плен, и он всё узнаёт
Сапа Инка умирает, и на престол вступает Тупак Инка
он должен покарать Ольянтайя, но тут он узнаёт, что его двоюродная сестра в монастыре, и в итоге освобождает и благославляет всех («ты свободен, как лама в Андах»), а Ольянтайя делает властителем восточных земель
скульптура
очень мало что уцелело
сохранились остроконечные сосуды с уникальными орнаментами