Тюркские и финно-угорские народы Восточной Европы

Среднее Поволжье и Приуралье.

К фино-угорским народам относятся: мордва, веспы, водь, ижора, удмурты. Тюркские народы – башкиры, чуваши.

Антропологическая характеристика:

Европиоиды+монголоиды

Языковая принадлежность:

Фино-угорская группа уральской языковой семьи

Основные занятия:

Полукочевое скотоводство (лошади, овцы, крупный рогатый скот). Земледелие сначала играло незначительную роль, выращивались просо, ячмень, конопля и другие культуры, с 17 века роль земледелия значительно возросла.

Важную роль в лесной зоне играло пчеловодство, а в горах бортничество – сбор меда диких пчел. Повсеместно была распространена охота на волков, лосей, зайцев, куниц и другую дичь. Рыболовством башкиры занимались главным образом в северных районах, на зауральских озерах и горных речках. Развиты были подсобные занятия и промыслы – ткачество, деревообработка, кузнечное и ювелирное дело. Особую роль играла обработка шкур и кож, изготовление из них одежды и обуви. Гончарство было неразвито, преобладало употребление кожаной посуды. Башкиры широко занимались лесными промыслами – заготовкой древесины, гонкой дегтя, смолокурением и углежжением.

Подсечно огневое земледелие у чувашей (без скотоводства)

Жилища:

Традиционным сельским поселением башкир был аул. В условиях кочевой жизни его местонахождение менялось, постоянные поселения появились с переходом к оседлости, как правило, на месте зимников. Для них сначала была характерна кучевая планировка, затем она сменяется уличной, при которой каждая группировка родственных семей занимала отдельные концы, улицы или кварталы.

В условиях кочевого быта традиционным жилищем башкир была войлочная юрта со сборным деревянным каркасом тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. Вход в юрту закрывался обычно кошмой. В центре находился открытый очаг, дым выходил в отверстие в куполе и через дверной проем. Справа от входа была женская половина, где размещалась утварь и хранились продукты, слева – мужская, здесь были сундуки с имуществом, оружие, конская упряжь. У полукочевых групп юрта была летним жилищем. В горно-лесных районах на летовках строилась бурама – срубная изба с земляным полом без потолка и окон, ее двухскатная крыша покрывалась корой.

Одежда:

Традиционная женская одежда состояла из длинного отрезного в талии платья с оборками, украшенного лентами и позументом, штанов с широким шагом, передника, камзола, украшенного позументом и золотыми монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Женским головным убором был чепец из коралловой сетки с серебряными монетами и подвесками, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами каури. Девушки носили на головах шлемовидные шапочки, покрытые монетами. Были и другие виды женских и девичьих головных уборов. Женской обувью были кожаные туфли, сапоги, лапти. Верхней одеждой были распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна с богатой отделкой. Мужской костюм был однотипен и состоял из рубахи туникообразного кроя, штанов с широким шагом, поверх них надевали короткую безрукавку – камзол, а выходя на улицу распашной кафтан – казакин или халатообразный бешмет из темной ткани. В холодную погоду надевали овчиный тулуп. Головными уборами мужчин были тюбитейки, различного рода меховые шапки. На ногах мужчины носили сапоги, ичиги, бахилы, в Приуралье – и лапти.

Пища:

В пище башкир по мере перехода к земледелию, как основному занятию, росла значимость мучных и крупяных блюд, но овощи почти не употреблялись. У кочевых преобладали мясные продукты.

Социальная организация:

В составе башкирских племен были родовые подразделения - аймаки, объединяющие группы родственных семей – потомков одного предка по мужской линии, они сохраняли обычаи экзогамии, взаимопомощи и др. В семейных отношениях большая семья постепенно уступала место малой, которая стала основной формой семьи в начале 20 в. В наследовании придерживались в основном миноратного принципа, по которому большая часть имущества доставалась младшему сыну, за что он должен был содержать престарелых родителей. Для брачных отношений было характерно многоженство (для богатых башкир), приниженное положение женщины, браки для малолетних. До начала 20 в. сохранялся обычай левирата – преимущественное право на брак с сестрой жены. Браки совершались по сватовству, но имело место умыкание невест, что освобождало от уплаты калыма.

Верования:

Ислам (с 12 века) и православие.

Культура:

Почитались природные объекты – озера, реки, леса, явления природы и некоторые виды животных и птиц. Существовала вера в низших духов - домового, водяного, лешего, албасты, а также верховное божество Тэнре. Для защиты от потусторонних сил носили обереги – кости и зубы животных, раковины каури, монеты, а также зашитые в кусочек кожи или бересты записки с изречениями из Корана. Многочисленны были календарные праздники башкир: весенний сабантуй с ритуальным забоем животного, общей трапезой, состязаниями в беге, стрельбе из лука, боем мешками…В духовной жизни башкир большую роль играло песенно-музыкальное творчество: эпические сказания, обрядовые, бытовые, лирические песни сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах – домре, кумызе, курае (род свирели).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: