Введение. Солженицын в Ростове-на-Дону: детство, отрочество, юность. 9

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….….3

Солженицын в Ростове-на-Дону: детство, отрочество, юность…………….9

Студентческие годы Солженицына: учеба, дружба, любовь, творчество...15

На всю жизнь: А.И. Солженицын и Э.А. Мазин…………………………….25

«Настенька» и «В круге первом»: донские страницы произведений Солженицына....................................................................................................32

В память о великом земляке: возвращение на родину…………………..…38

Заключение…....................................................................................................41

Список использованных источников……………………………….…….…44

Приложения: Мгновения фотолетописи……………………………………45

Введение

Александр Исаевич Солженицын ещё в предвоенные годы в Ростове, в школе, отрешился от утопических обольщений и осознал себя как невольного свидетеля и вероятного летописца переломных событий революции, всего разлома в русской истории ХХ века. «Революции не выпрямляют ход истории, а только делают его ухабистым», - скажет он позднее о своём трагическом прозрении. Безусловно, прозрении опасном – речь шла и об Октябре 1917 года – в те годы, изменившем его все мироощущения. Ведь тогда в 1936 – 40- х г.г. считалось, что Октябрь 1917 года все «узлы» развязал, все дороги прогресса спрямил, вывел человечество из предыстории… в историю.

Конечно, было ещё очень далеко до главного открытия писателя, открытия «страны ГУЛАГа», не обозначенной на официозной карте. Ещё грандиозней был путь до бескомпромиссного отрицания всяких утопий в золотом веке коммунизма, который якобы вот-вот будет, того гляди явится на свет.

Но инстинкт цели, чувство высокого призвания – «исполнить долг памяти» - уже загремело в Солженицыне. Голос каторги, её голодных колонн в ледяных просторах готов был греметь:

Не будет! Не было сверкающего мира!

Портянка в инее – повязка у лица.

О кашах спор да окрик бригадира,

И – день, и – день, и – нет ему конца.

Как рождаются подобные прозрения, заставляющие бросать судьбе перчатку вызова?

Видимо, в юности Солженицына был момент, когда неожиданный Некто, как шестикрылый серафим у Пушкина, явился и совершил чудо освобождения от догм, от слепоты. И вот уже ростовский школьник, мало чем отличавшийся от других, стал взращивать в своей душе мечту-призвание, импровизировать судьбу-подвиг с её безграничной свободой, вероятными страданиями и запоздалым признанием.

Стать живой памятью нации… Вернуть людям, собранным в безликие массы, в толпы, в социальные множества, ощущение уникальности, неповторимости и единичного человеческого лица. Очистить человеческое зрение от пыли, от сора всяких иллюзий, ложных представлений и сделать подлинно зрячей, не предписанной любовь каждого к родине.

Как свершить это?

К счастью, мессианское состояние было в юноше-Солженицыне с самого начала «заземлено», очеловечено, спасено от рационализма, от риторики вещаний. Оказалось, что вихрь смуты 1917 года, взрывы ненависти, наделавшие много расколов, провалов и бездн в русской истории, в душах, в культуре не убили во многих память о былой «естественной» действительности. И прежде всего эта память уцелела в семье, в близком окружении будущего писателя.

Это было удивительно! История, особенно в Ростове, где бушевало свирепое пламя гражданской войны, вся в точках разрыва, кровоточащего разлома…

Мы думали об этом, собирая по крупицам материал, связанным с Донскими страницами жизни и творчества Солженицына, особенно актуально зазвучавшими в год его двойного юбилея: 95-летия со дня рождения и 5-летия со дня памяти.

Анализируя различные историко-биографические и литературоведческие источники, связанные с именем, судьбой и творчеством А. И. Солженицына, невозможно не обратить внимание на их «пёстрый» характер. С точки зрения интерпретации отдельных фактов биографии писателя в данных источниках, можно вывести ряд противоречий, характерных для исследовательских работ последних десятилетий:

- между представлениями о Солженицыне-творце и Солженицыне-человеке, гениальной личности, обладающей цельным характером;

- между дидактическим, назидательным изложением биографии писателя и конкретными фактами, составляющими важные аспекты человеческой жизни;

- между разноплановым содержанием оценок Солженицына в «перестроечной» и «постперестроечной» науке и публицистике и нравственной высотой активной жизненной и гражданской позиции великого писателя.

Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий привёл нас к источникам, обращённым к «малой» родине А. И. Солженицына, Донской земле. В них мы познакомились с теми исследованиями, связанными с именем нашего великого земляка, которые можно назвать «золотым фондом», а также встретились с людьми, знавшими писателя лично. Впечатления от этих встреч обусловили выбор темы нашего исследования: «О донских страницах в биографии и творчестве А. И. Солженицына».

Объект исследования: процесс анализа и отбора наиболее ярких фактов жизни и творчества А. И. Солженицына, связанных с Донской землёй

Предмет исследования: реальный (знакомство с людьми, знавшими Солженицына) и виртуальный (знакомство с печатным литературно-краеведческим материалом, Интернет-ресурсами по теме исследования) образ А. И. Солженицына, писателя и человека.

Цель исследования: систематизация и обобщение субъективных впечатлений и объективных фактов, связанных с жизненным и творческим путём А. И. Солженицына, (в том числе Донских его страниц) в процессе знакомства с литературно-краеведческими источниками и людьми, сыгравшими большую роль в судьбе писателя.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что в силу того, что в последние годы в области литературного краеведения усилилось внимание к историко-документальному материалу, возможно создание оригинального исследования, связанного с Донскими страницами жизненного и творческого пути А. И. Солженицына, в специальных условиях, если:

- участники нашего исследования будут использовать достоверные источники информации, которые интегрируют ценности отечественной и региональной культуры, а интегрирующим фактором в этом процессе является личность А. И. Солженицына;

- используется система методов (исследовательских, проблемно-поисковых, источниковедческих, диалоговых), направленная на представление многогранного характера личности А. И. Солженицына;

- создаётся целостная литературно-краеведческая модель как среда становления неповторимого мира Донского Гения, в основе которой — познавательный интерес к целостной, гармоничной личности А. И. Солженицына.

Задачи исследования:

1. Выявить степень разработанности проблемы изучения отдельных фактов биографии и творчества А. И. Солженицына в истории литературы ХХ века, связанных с Доном

2. Изучить различные по содержанию и форме представления (историко-литературные материалы, мемуары, письма, дневниковые записи, воспоминания, интервью, экскурсии, Интернет-ресурсы) источники информации об отдельных фактах жизни и творчества А. И. Солженицына как среды создания единого образа писателя.

3. Выявить особенности «пёстрого» мира фактов и лиц, причастных к А. И. Солженицыну через систему субъективных впечатлений и объективных оценок, данных временем, историей, эпохой гениальной личности.

Методологической и теоретической основой нашего исследования являются идеи феноменологической концепции источниковедения в познавательном пространстве постпостмодерна М. Ф. Румянцевой. Автор концепции оценивает начало XXI в. как период перехода от постмодерна к постпостмодерну, базовыми характеристиками которого являются переосмысление социокультурного процесса глобализации как «глокализации», трансформация информационного общества в манипуляционное; в теоретико-познавательном плане — поиск новой целостности и методов полидисциплинарного синтеза. Автор делает вывод о том, что в этой ситуации актуализируется феноменологическая концепция источниковедения, в основе которой понимание исторического источника как объективированного результата творческой активности человека в определенном социокультурном контексте, что позволяет, с одной стороны, выйти на понимание жизненного мира человека прошлого, а, с другой стороны, реконструировать историческое целое на внеположенных историку основаниях.

Исходя из этих положений, можно сделать выводы, что научная биография А. И. Солженицына нуждается в коррекции. Имеющиеся исследования оставляют немало белых пятен в истории его жизни. Официальная советская наука нередко замалчивала многие из тех событий, свидетелем или участником которых был писатель. Кроме того, в литературе о Солженицыне нередко предпринимались попытки дать однозначную оценку его личности и творчеству. Александр Солженицын, прожив в Америке более 20 лет и став, казалось бы, человеком мира, в том числе будучи переведенным на десятки языков, остался русским до последнего своего дыхания, может быть более русским, чем некоторые его соотечественники, утратившие связь с духовными корнями. Вернувшись на Родину в переломный момент ее истории, в момент прощания с коммунистическими призраками, он оказался свидетелем нового опрокидывания ее в пропасть боровшимися за передел власти коммунистическими князьками и, по всей видимости, расстался с последними иллюзиями по поводу ее воскресения. Но в последние несколько лет его — и нашей общей — жизни свет этого воскресения все-таки забрезжил, и думается, что один из гениев России, переселяясь в вечные обители, покинул ее с легкой душой. Противоречия его личности во многом были отражением противоречий самой советской эпохи, события которой и по сей день, порождают полярные оценки, как в науке, так и в общественном мнении.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- представлена модель среды формирования личности писателя в контексте культуросообразной парадигмы изучения феноменов отечественной и региональной литературы;

- определены ценностные основы личности А. И. Солженицына в связи с «проживанием» моментов его биографии в процессе восприятия информации о писателе, представленной различными личностями;

- обоснована необходимость и возможность субъективного подхода к изучению судьбы и характера гения как основы создания в результате полилога субъективных оценок в сознании исследователя объективной картины, связанной с образом великой личности.

Практическая значимость:

- организована и проведена экскурсия для учащихся 9 классов МБОУ гимназии № 117 по солженицыновским местам г. Ростова-на-Дону;

- принято участие в работе историко-краеведческой конференции в МБОУ гимназии № 117 с рабочими материалами, которые в дальнейшем легли в основу нашего исследования;

- принято участие в школьной предметной неделе русского языка и литературы по следующим направлениям: организована выставка солженицыновских произведений и литературно-краеведческих материалов о Солженицыне; организована и проведена встреча с известным студенческим другом А. И. Солженицына Э. А. Мазиным.

Методы исследования:

- перцептивный анализ историко-биографической, литературно-краеведческой, мемуарной литературы по проблеме исследования;

- беседа и интервьюирование;

- метод сравнительного анализа различных подходов к созданию образа писателя в обозначенных выше источниках;

- реальная и виртуальная экскурсии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: