•Сделать в тетради широкие поля.
•Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.
•Ознакомиться с текстом, прочитать предисловие, введение, оглавление, весь текст или его фрагмент – параграф, главу.
•Выделить информационно значимые места внимательно прочитанного текста.
•Составить план текста – он поможет Вам в логике изложения текста. Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.
•Подтвердить отдельные положения цитатами и примерами из текста, эскизами, таблицами, схемами.
•Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.
•Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, выводы и дополнения преподавателя.
На полях рекомендуется проставлять знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например:!-важно; etc – и т.д.; ех- например;?- сомнения, вопрос; NB - важный теоретический материал; PS -приписка написанная после; Δ - новое; - выучить и др.
|
|
Объем текста не должен превышать одну треть (1/3) исходного текста.
Конспект–схема – это схематическая запись прочитанного текста. Наиболее распространенными являются схемы «генеалогическое дерево» и «паучок».
В схеме «генеалогическое дерево» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности «сверху вниз» - от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того, чтобы усилить устойчивость «ножки», к ним присоединяют ключевые слова и фразы, которые служат опорой для памяти.
Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию текста. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.