Загадка рефаимов

Вероятно, мало для кого станет новостью, что многие непредвзятые исследователи ищут и находят ответы на вопросы, обращаясь к Библии. Информация, содержащаяся в текстах Ветхого Завета, нередко помогает правильно понять ту или иную проблему, но в других случаях с ее помощью можно получить лишь намек или подсказку. Одна из таких подсказок содержится в библейских сведениях о загадочном народе рефаимов, жившем в Палестине на заре человеческой истории (Быт, 14: 5, 15: 20). Так, земля аммонитян «считалась землей рефаимов; прежде жили на ней рефаимы; аммонитяне же называли их замзумимами; народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и истребил их Господь пред лицем их» (Втор. 2: 20–21). Из рефаимов происходил и Ог, царь Васанский, побежденный народом Израилевым:…только Ог, царь Васанский, оставался из рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Равве, у снов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужских» (Втор., 3: 11).

Рефаимы были рослым народом, но и среди них книги Ветхого Завета выделяют особую группу гигантов, которые именуются сынами Енаковыми, Енакимами, или Емимами: «И сказал мне Господь… Ар отдал Я во владение сынам Лотовым; прежде жили там Емимы, народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и они считались между рефаимами как сыны Енаковы; моавитяне же называют их Емимами» (Втор., 2: 9 – 11). Кто такой Енак, неизвестно, это имя отсутствует в числе прародителей разных народов, упоминаемых в Библии. Сынов Енаковых видели израильские лазутчики, отправленные Моисеем в землю обетованную, которые «дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы» (Числ., 13: 23). Вернувшись в израильский стан, они рассказывали: «Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же мы были мы и в глазах их» (Числ. 13: 34). Моисей перед переходом через Иордан (эти события происходили, видимо, в XIII в. до н. э.) говорил: «Слушай, Израиль: ты теперь ццешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя… народом многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: «кто устоит против сынов Енаковых?» (Втор., 9: 1–2).

Книга Иисуса Навина повествует о том, что в войнах с израильтянами сыны Енаковы были почти целиком истреблены: «В то же время пришёл Иисус и поразил Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию; не осталось ни одного из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе и в Азоте» (Нав., 11: 21–22). «И Халеву, сыну Иефонниину, Иисус дал часть… Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон. И выгнал оттуда Халев трех сынов Енаковых: Шешая, Ахимана и Фалмая, детей Енаковых» (Нав. 15: 13–14).

Впоследствии потомки рефаимов жили среди филистимлян (об этом народе речь пойдёт ниже) в Газе, Гефе и Азоте – трёх центрах филистимского пятиградия, и принимали активное участие в войнах с израильтянами, происходивших в X веке до н. э.:

«И открылась снова война между филистимлянами и израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с филистимлянами; и Давид утомился. Тогда Иесвий, один из потомков рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида… Потом была снова война с филистимлянами в Гобе; тогда Савохай Хушатянин убил Сафута – одного из потомков рефаимов. Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было как навой у ткачей. Было еще сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и ногах, всего двадцать четыре, также из потомков рефаимов… Эти четыре были из рода рефаимов в Гефе…» (2-я Царств., 21: 15–22). Об этом же сообщается в 1-й книге Паралипоменон: «После того началась война с филистимлянами в Газере. Тогда Со-вохай Хушатянин поразил Сафа – одного из потомков рефаимов… И опять была война с филистимлянами. Тогда Ел-ханам, сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было как навой у ткачей. Было еще сражение в Гефе. Там был один рослый человек, у которого было по шести пальцев, всего двадцать четыре. И он также был из потомков рефаимов… Это были родившиеся от рефаимов в Гефе…» (1-я Пар., 20:4–8).

В числе гигантов – потомков рефаимов, сражавшихся на стороне филистимлян, был и знаменитый Голиаф, побежденный Давидом:

«И выступил из стана филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа…» (1-я Царств., 17:4–7).

Кто же такие эти библейские гиганты? Проще всего объявить их эпическим преувеличением. Но ведь не всех противников Израиля, живших в древние времена в Палестине, Ветхий Завет именует гигантами! Речь идет только об одной группе, причем история развития этой группы дана, что называется, в динамике: «великий, многочисленный и высокий» народ рефаимов жил в Палестине очень давно, даже еще до прихода аммонитян; «между рефаимами» выделялась особая группа гигантов – сыны Енаковы; ко времени прихода израильтян (XIII в. до н. э.) от этого некогда многочисленного народа оставались буквально единицы, и среди них Ог, царь Васанский; уцелевшие потомки рефаимов ушли на запад и жили среди филистимлян. Далее Библия уже ничего не сообщает о них – очевидно, после X века до н. э. рефаимы исчезли как отдельная этническая группа.

Что за высокорослый народ, много выше современных людей, мог обитать в древние времена на территории Палестины параллельно с людьми обычного роста? Из того, что мы уже знаем об истории развития человеческого рода, ответ напрашивается сам собой: неандертальцы. Удивительно? Но ничего удивительного здесь нет. О параллельном существовании неандертальцев и людей современного типа нам хорошо известно. Выше уже говорилось и о многочисленных находках останков неандертальцев в Палестине – на горе Кармел и в других местах. Любопытно другое: многие из найденных костяков и черепов имеют смесь человеческих (сапиентных) и неандерталоидных признаков!

Американский антрополог Альфред Ромер[10] пишет по поводу останков неандертальцев, найденных в Палестине (Магарет-эт-Табун и Магарет-эт-Скул), что «в то время как одни черепа уверенно можно считать неандертальскими, другие показывают различную степень многочисленных неоантропических (то есть современного человека. – Авт.) признаков». Его коллега Уильям Хоуэллс,[11] исследуя кости неандертальцев из пещеры Скул (Израиль), сказал, что «это – необыкновенная разновидность. Там, кажется, жило одно племя, демонстрировавшее типы от почти неандертальца до почти сапиенса». Другие учёные склонны даже опускать это «почти». Позднее, изучая останки неандертальцев, найденные на горе Кармел, А. Ромер пришел к выводу, что они «могут рассматриваться как результат интербридинга доминирующей расы (кроманьонского человека) с его занимающими более низкое положение предшественниками (неандертальским человеком)».

Таким образом, останки неандертальцев, живших в Палестине, демонстрируют удивительное разнообразие физических типов и, что более важно – наглядно иллюстрируют факт смешивания людей неандертальского и современного типов. Ясно, что потомство, появившееся на свет в результате этого смешивания, должно было обладать многими признаками неандертальцев, в том числе высоким ростом и большой физической силой. Не этих ли людей – неандерталоидов – Библия и называет рефаимами? Тогда исполинами – «сынами Енаковыми» – должны считаться скорее всего «чистокровные» неандертальцы, считанное число которых, возможно, еще сохранялось к приходу израильтян.

Череп неандертальца из Магарет-эт-Скул (гора Кармел, Израиль), демонстрирующий смесь неандерталоидных и сапиентных признаков, причём сапиентные признаки преобладают

Исчезновение рефаимов, уже к XIII веку до н. э. считавшихся «истребленными Господом», произошло скорее всего от естественных причин, связанных с различиями в составе крови неандертальца и современного человека. Человеческая кровь, как известно, классифицируется согласно различным параметрам, наиболее важными из которых являются антигены системы АВО и резус-характеристики. Антигены системы АВО были открыты Ландштейне-ром в 1900 году самыми первыми из групп крови. Эта система характеризуется наличием трех основных антигенов – А, В и О. Факторы А и В действует подобно антителам, и если кровь, содержащая один или оба из них, перелита человеку, чья кровь их не содержит, происходят неблагоприятные реакции. Кровь группы О не содержит никаких антител и обычно может передаваться без реакции со стороны получателя. Кровь большинства людей (и, очевидно, всех других приматов), содержащая так называемый резус-фактор, называется резус-положительной, или Rh+ кровью. Кровь, испытывающая недостаток этого фактора, называется резус-отрицательной.

Сегодня установлено, что кровь неандертальского человека, Homo neanderthalensis, появившегося на Земле около 700 тысяч лет назад, не содержала ни один из факторов А, В или Rh. Намного позже – возможно, около 200 тысяч лет назад – «главная» человеческая линия, Homo sapiens, приобрела А, В и Rh-факторы. В конкуренции между родственными видами, или расами, наличие в крови антител является мощным генетическим преимуществом для тех, кто ими обладает. История имеет множество примеров, когда аборигены разных континентов, вступая в контакт с европейскими поселенцами, тысячами гибли от эпидемий типа кори, так как у них в крови не было антител против подобных болезней.

Наличие Rh-отрицательной крови может быть главным неудобством для воспроизводства рода. «Rh-отрицательная» женщина, вступившая в брак с «Rh-положительным» мужчиной, первого ребенка обычно производит на свет без особых проблем. Однако первая беременность создает у женщины антитела к Rh+ крови, которые воздействуют на кровь ее последующих Rh+ детей, и те в итоге рождаются мертвыми или умирают вскоре после рождения. Таким образом, женщина-неандерталка (Rh-), вступившая в контакт с мужчиной-сапиенсом (Rh+), была не в состоянии родить более одного ребенка. Результатом этого стало быстрое сокращение численности неандерталоидов. С каждым поколением народ рефаимов сжимался, как шагреневая кожа, и в конце концов о нем остались лишь легенды, дожившие на наших дней на страницах Библии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: