Структурная схема служит знаком состоявшегося в мышлении человека акта предикации. Содержание предикативного отношения может быть как угодно разнообразным, неисчерпаемым, как сама познаваемая человеком действительность. Но набор, количество структурных схем ограничено, они обобщают, систематизируют типы предикативных отношений, выражаемых на данном языке. Каждая структурная схема имеет в качестве означаемого свой вид или тип предикативного отношения.
Предикативное отношение — это субъективная реальность, оно существует и возникает только в мозгу человека и не существует нигде вне мозга. Предикативное отношение может адекватно отражать какие-либо отношения в реальном мире, но может и искажать реальность, сочетать фантастические образы. Структурная схема — это знак только мыслительного акта предицирования, но не той денотативной ситуации, которая входит в предложение через его лексическое наполнение. Структурные схемы обладают национальной спецификой, строятся из имеющихся в языке субъектных и предикатных словоформ частей речи. Виды предикативных отношений по содержанию общечеловечны, это своего рода разные виды логической формы мысли — суждения. Позиционная схема высказывания
В реальных высказываниях помимо структурной схемы, образуемой главными членами предложения, участвуют разнообразные распространители, которые в традиционной грамматике описываются как второстепенные члены предложения (дополнения, обстоятельства и определения). Распространители называют участников ситуации (актанты) и обстоятельства, в которых данная ситуация развертывается (ситуанты). Вместе с главными членами актанты и ситуанты образуют позиционную схему высказывания. Определения всегда относятся к какому-нибудь из членов позиционной схемы и своей позиции в ней не имеют.
Почти в каждом высказывании актанты и ситуанты представлены в разном количестве и разном составе, хотя их по зиции постоянно воспроизводятся, отличаются высокой стабильностью. Разнообразие словоформ, выступающих в позициях актантов и ситуантов, которое возрастает благодаря разнообразным определениям к этим словоформам, бесконечная вариантность выражаемых ими отношений, вносимая лексическим разнообразием, порождали неудовлетворенность теорией членов предложения, поскольку она описывает меньше позиций, чем их можно найти в конкретных высказываниях.
Пропозиция как означаемое позиционной схемы высказывания
Позиционная схема состоит из языковых знаков — словоформ или их аналитических эквивалентов. Каждая словоформа означает языковую семантику высокого уровня абстрагирования, например: деятель, место действия, цель действия, объект действия, орудие действия и т. п. Эти семантические категории в той последовательности и в том наборе, в каком они оказались в конкретном высказывании, образуют его пропозицию. Пропозиция является означаемым конкретной позиционной схемы. В пропозиции отражается денотативная ситуация, о которой идет речь.
Пропозиция состоит из мысленных образов внешнего мира, обобщенных до уровня понятийных классов: место, время, причина, действие, способ действия и т. п. Пропозиция и ее компоненты в настоящее время активно изучаются синтаксистами.
Как вытекает из вышесказанного, предложение оказывается очень сложной языковой единицей, связанной с действительностью, мышлением и состоящей из многих компонентов. Представим графическую модель этой связи.
УРОВНИ ЯЗЫКА И РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ (Гречко)
Системно-структурное строение языка, как это очевидно, не совпадает с традиционными разделами науки о языке. Основные разделы науки о языке охватывают как КЕ, так и НКЕ. Так, в фонетике, наряду с фонемами (их составом, дифференциальными признаками, позиционными и комбинаторными чередованиями, способами их образования и др.), изучаются и неконститутивные фонетические единицы (ср., например, фонетическое слово, словесное, синтагматическое ударение, интонации и др.).
КЕ морфемно-морфологического уровня изучаются в морфемике, морфологии, словообразовании, морфонологии. В этих разделах науки о языке, в свою очередь, выделяются единицы, не относящиеся к КЕ
(ср.: непроизводная, производная, производящая основы, словообразовательная модель и др.).
В синтаксисе, наряду со словосочетанием и предложением, изучаются члены предложения, различные синтаксические обороты, обособления, синтагма и др.
Разумеется, исследования языковых единиц в системно-структурном и традиционном отношениях не исключают и не подменяют, а взаимно дополняют друг друга. Структурное изучение языковых единиц открывает важную роль прежде всего КЕ в организации языка. Такое изучение наглядно демонстрирует стратификацию языка, основные составляющие и наиболее обобщенные элементы организации языка, место и роль основных языковых единиц в строении языка как целостной, саморегулируемой и развивающейся системы.