Предикативное отношение как означаемое структурной схемы предложения

Структурная схема служит знаком состоявшегося в мыш­лении человека акта предикации. Содержание предикативного отношения может быть как угодно разнообразным, неисчерпае­мым, как сама познаваемая человеком действительность. Но на­бор, количество структурных схем ограничено, они обобщают, систематизируют типы предикативных отношений, выражаемых на данном языке. Каждая структурная схема имеет в качестве означаемого свой вид или тип предикативного отношения.

Предикативное отношение — это субъективная реаль­ность, оно существует и возникает только в мозгу человека и не существует нигде вне мозга. Предикативное отношение может адекватно отражать какие-либо отношения в реальном мире, но может и искажать реальность, сочетать фантастические образы. Структурная схема — это знак только мысли­тельного акта предицирования, но не той денотативной ситуа­ции, которая входит в предложение через его лексическое на­полнение. Структурные схемы обладают национальной специ­фикой, строятся из имеющихся в языке субъектных и предикатных словоформ частей речи. Виды предикативных отношений по содержанию общечеловечны, это своего рода разные виды логической формы мысли — суждения. Позиционная схема высказывания

В реальных высказываниях помимо структурной схемы, образуемой главными членами предложения, участвуют раз­нообразные распространители, которые в традиционной грам­матике описываются как второстепенные члены предложения (дополнения, обстоятельства и определения). Распространите­ли называют участников ситуации (актанты) и обстоятельства, в которых данная ситуация развертывается (ситуанты). Вместе с главными членами актанты и ситуанты образуют позицион­ную схему высказывания. Определения всегда относятся к ка­кому-нибудь из членов позиционной схемы и своей позиции в ней не имеют.

Почти в каждом высказывании актанты и ситуанты пред­ставлены в разном количестве и разном составе, хотя их по зиции постоянно воспроизводятся, отличаются высокой ста­бильностью. Разнообразие словоформ, выступающих в пози­циях актантов и ситуантов, которое возрастает благодаря разнообразным определениям к этим словоформам, беско­нечная вариантность выражаемых ими отношений, вносимая лексическим разнообразием, порождали неудовлетворен­ность теорией членов предложения, поскольку она описывает меньше позиций, чем их можно найти в конкретных выска­зываниях.

Пропозиция как означаемое позиционной схемы высказывания

Позиционная схема состоит из языковых знаков — слово­форм или их аналитических эквивалентов. Каждая словоформа означает языковую семантику высокого уровня абстрагирова­ния, например: деятель, место действия, цель действия, объ­ект действия, орудие действия и т. п. Эти семантические ка­тегории в той последовательности и в том наборе, в каком они оказались в конкретном высказывании, образуют его пропози­цию. Пропозиция является означаемым конкретной позицион­ной схемы. В пропозиции отражается денотативная ситуация, о которой идет речь.

Пропозиция состоит из мысленных образов внешнего ми­ра, обобщенных до уровня понятийных классов: место, время, причина, действие, способ действия и т. п. Пропозиция и ее компоненты в настоящее время активно изучаются синтакси­стами.

Как вытекает из вышесказанного, предложение оказыва­ется очень сложной языковой единицей, связанной с действи­тельностью, мышлением и состоящей из многих компонентов. Представим графическую модель этой связи.

УРОВНИ ЯЗЫКА И РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ (Гречко)

Системно-структурное строение языка, как это очевидно, не сов­падает с традиционными разделами науки о языке. Основные разделы науки о языке охватывают как КЕ, так и НКЕ. Так, в фонетике, наряду с фонемами (их составом, дифференциальными признаками, позици­онными и комбинаторными чередованиями, способами их образова­ния и др.), изучаются и неконститутивные фонетические единицы (ср., например, фонетическое слово, словесное, синтагматическое ударение, интонации и др.).

КЕ морфемно-морфологического уровня изучаются в морфемике, морфологии, словообразовании, морфонологии. В этих разделах науки о языке, в свою очередь, выделяются единицы, не относящиеся к КЕ

(ср.: непроизводная, производная, производящая основы, словообра­зовательная модель и др.).

В синтаксисе, наряду со словосочетанием и предложением, изуча­ются члены предложения, различные синтаксические обороты, обо­собления, синтагма и др.

Разумеется, исследования языковых единиц в системно-структур­ном и традиционном отношениях не исключают и не подменяют, а взаимно дополняют друг друга. Структурное изучение языковых еди­ниц открывает важную роль прежде всего КЕ в организации языка. Такое изучение наглядно демонстрирует стратификацию языка, основ­ные составляющие и наиболее обобщенные элементы организации языка, место и роль основных языковых единиц в строении языка как целостной, саморегулируемой и развивающейся системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: