II. Структурные сдвиги в экономике

Переход к рынку связан, прежде всего, с коренными изменениями в экономическом базисе общества, и в частности, со структурными сдвигами в экономике.

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, который определяет общественное воспроизводство в пределах национальных границ. Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами, а также национальной самобытности.

Народнохозяйственный комплекс имеет отраслевые, территориальные и иные структурные характеристики.

Отраслевая структура отражает пропорции между различными отраслями экономики, между производственной и непроизводственной сферами, материальным и нематериальным производством.

Производственная сфера:

· отрасли, создающие материальные блага;

· отрасли, доставляющие материальные блага;

· отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения – торговля, общепит, материально-техническое снабжение, сбыт, хранение.

Непроизводственная сфера:

· отрасли услуг (к ним относят: ЖКХ, бытовое обслуживание, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения);

· отрасли cоциального обслуживания (образование, здравоохранение, культура, искусство, наука и научное обслуживание);

· отрасли, включающие кредитование, финансы и страхование;

· органы управления;

· оборона.

Территориальная структура характеризуется соотношениями в размещении производительных сил по территории государства, отражает деление народного хозяйства по территориальным образованиям (зонам, районам разного уровня, промышленным центрам). Она меняется значительно медленнее, чем отраслевая структура, так как основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Освоение новых территорий с уникальными природными богатствами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.

Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, и их удельный вес растет, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют. Структурные изменения имеют как стихийный характер, так и регулируются со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Структурные изменения в экономике – это постоянный процесс. Если он отражает развитие реальных потребностей общества и приспособление экономики к наилучшему их удовлетворению, то принимает прогрессивный характер. Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

Россия стала проводить рыночную реформу, имея нежизнеспособную и экономически неэффективную структуру экономики. Она отражала преимущественное развитие военно-промышленного комплекса. В такой экономике преобладали отрасли тяжелой промышленности. Так, в 1990 году почти 40% промышленности представляло собой добычу и переработку сырья, 30% – машиностроение и металлообработку и лишь 25% – производство товаров потребительского назначения[23]. При этом, безусловно, приоритетным выступало военное производство. Производству потребительских товаров и сфере услуг населению отводилась второстепенная роль. Такие же тенденции характеризовали и политику капиталовложений и технического развития, которые осуществлялись за счет государства. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс, и менее 10% - в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность[24].

Свидетельством низкой конкурентоспособности и неэффективной структуры экономики выступал низкий удельный вес сектора высокотехнологичных, наукоемких производств, что явно не соответствовало структуре экономик высокоразвитых государств мира.

Преобразование плановой экономики в рыночную сопровождалось сменой приоритетов в формировании структуры народного хозяйства [25]. Такая смена диктовалась необходимостью преодоления структурных перекосов, унаследованных от прошлого. С этой точки зрения приоритетными становятся отрасли, ориентированные на удовлетворение потребностей населения. Их первоочередное развитие призвано восстановить нарушенную взаимосвязь между производством и потреблением; готовый продукт должен соответствовать общественным потребностям в нем по объему и структуре.

Одновременно подлежала решению проблема преодоления неравномерности технико-технологической оснащенности различных секторов экономики и внутри каждого из них, усиление внимания к гражданским отраслям.

Разработка структурной политики должна опираться на закономерности современного научно-технического прогресса. Это промышленные циклы разной продолжительности и меняющееся в ходе циклов соотношение между традиционными и новейшими видами производства, динамика спроса на их продукцию на внутреннем и мировом рынках и многое другое. Эффективной признается промышленная стратегия, способная обеспечить устойчивый экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи НТП и на этой основе – высокий жизненный уровень.

Ориентиром в формировании новой народнохозяйственной структуры России может служить отраслевая структура ВВП, которой обладают наиболее развитые страны мира, так называемые страны большой «семерки»: Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ФРГ, Япония. Нижеследующая таблица показывает, как выглядела структура ВВП в этих странах и России в начале 90-х годов ХХ века.

Таблица 10.1. Структура валового внутреннего продукта (в %) в наиболее

развитых странах мира и России на начало переходного периода (1990г.)[26]

  Среднее значение для стран «большой семерки» Россия
1. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство 2. Добывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, энергоснабжение, газо- и водоснабжение 3. Строительство 4. Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы 5. Транспорт, складское хозяйство, связь 6. Финансы, страхование недвижимости, деловые услуги 7. Коммунальные, общественные и личные услуги   2,54 27,70 5,73 14,16 6,06 19,16 24,66   17,10 38,90 9,80 4,70 10,00 0,80 15,50

Из таблицы 10.1 видно, что наибольшие отклонения приходятся на три основные позиции: сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство; оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы; финансы, деловые услуги. Сравнительный анализ по всем позициям является ориентиром при отборе приоритетов в формировании структурной политики. При этом речь идет не о подгонке российской структуры народного хозяйства к некоему образцу, а об ориентации на те страны, где наиболее оптимальная структура экономики, высокий уровень развития производственного и непроизводственного секторов, создающие условия для достойного уровня жизни населения. При этом, конечно, учитываются национальные традиции и имеющийся производственный и природный потенциал.

Структурные сдвиги начала 90-х годов происходили на фоне общего кризиса экономики России. Сокращение на 65% производства военной продукции сопровождалось также падением производства гражданской продукции. Происходившие структурные сдвиги носили явно негативный характер. Резко, почти вдвое сократился удельный вес лёгкой и пищевой промышленности, и вырос удельный вес топливно-энергетического комплекса. Наблюдалось снижение производства высокотехнологичной продукции во всех отраслях. Оказание услуг населению сокращалось быстрее, чем производство потребительских товаров. Падала доля расходов на научные исследования и разработки; уменьшался удельный вес занятых в науке и научном обслуживании.

Первоначально жертвой либерализации цен, инфляционного шока оказались отрасли конечной переработки продукции, выходящие непосредственно на потребителя и натолкнувшиеся на сократившийся спрос населения. Отрасли, лишь косвенно связанные с конечным потреблением, имевшие более высокую степень монополизации производства и потому способные проводить ценовой диктат по отношению к отраслям-потребителям их продукции, оказались в относительно более благополучном положении. Однако уже в 1993 году цепная реакция спада, наиболее сильно проявившегося в отраслях конечного производства, ограничила спрос с их стороны и тем самым усилила спад в отраслях промежуточного производства.

В 1993 году выросла интенсивность структурных сдвигов, они стали осуществляться более быстрыми темпами, чем в 1992 году, но вряд ли их можно характеризовать как прогрессивные. Правда, в первой половине 1993 года происходил некоторый рост удельного веса лёгкой и пищевой промышленности, но политика финансовой стабилизации не дала развиться этой положительной динамике и свела её к нулю. Одновременно с этим ускорение спада затронуло химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение.

Те же самые тенденции в основном продолжались и в 1994-1996 годах. Спросовые ограничения, ударив по производству промежуточной продукции (оборудование, конструкционные материалы), поставили под удар производство топлива и сырья как вследствие невозможности закупать и оплачивать их в прежних объёмах, так и вследствие физического сокращения поставок в добывающие отрасли необходимых для поддержания добычи средств производства. Во второй половине 90-х годов положение изменилось. Улучшение конъюнктуры мирового рынка позволило несколько увеличить производство в сырьевых отраслях (химическая и металлургическая промышленность) и стабилизировать производство нефти и газа.

К середине 90-х годов все-таки проявились некоторые положительные структурные изменения. Одним из них стал рост доли услуг в валовом внутреннем продукте страны. Динамично расширялись позиции торговли и общественного питания, финансов, кредита и страхования. Другим важнейшим такого рода сдвигом можно назвать резкое сокращение объёмов и удельного веса в ВВП продукции военно-промышленного комплекса. Только за первые 3 года реформ объём военного производства сократился в 8 раз, а с военно-промышленных предприятий уволилось 3 млн. человек.

К числу положительных изменений, которые могут считаться необратимыми, есть основания отнести также преобразования в размерно-организационной структуре производства. На одном её полюсе формировалась быстро растущая сфера малого предпринимательства, в составе которой в 90-е годы насчитывалось более 900 тыс. предприятий с общим числом занятых 14 млн. человек. На этих предприятиях производилось 9% общего объёма промышленной продукции, выполнялось 30% подрядных работ строительных организаций, реализовывалось 20% всего розничного товарооборота[27]. В этот период наметилась тенденция строительства относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности. Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.

На противоположном полюсе шел интенсивный процесс самоорганизации российского капитала на базе интеграции промышленных, финансовых, торговых и других предприятий. Она основывалась на деловых связях, договорах и отношениях собственности и привела к созданию адекватных рыночной экономике крупных хозяйственных структур – финансово-промышленных групп (ФПГ). Уже в середине 90-х годов в России было официально зарегистрировано 35 таких групп[28]. Развитие ФПГ призвано содействовать укреплению инвестиционного потенциала российской экономики, осуществлению в ней прогрессивных структурных сдвигов, формированию рациональных хозяйственных связей, повышению конкурентоспособности отечественного производства.

Специфика структурной перестройки России в 90-е годы заключалась в том, что она осуществлялась в условиях перехода от одной экономической системы к другой, а это сопровождалось кризисом форм и механизмов хозяйствования, глубоким спадом во всех отраслях экономики, резким сокращением жизненного уровня населения, изменением приоритетов экономической политики государства. Структурная перестройка осуществлялась как в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования, так и в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования. Решение проблем структурной перестройки облегчалось наличием в стране уникальных природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового потенциала.

Структурные изменения в начале 90-х годов происходили стихийно, как процесс поиска соответствия между рыночным спросом и предложением. Этот процесс принимал очень болезненные формы. В этот период государство в значительной степени устранилось от решения структурных проблем. Только к середине 90-х годов острота проблемы постепенно снизилась, включились рыночные механизмы на сегменте потребительских товаров, жилья, средств производства. И тогда структурная реформа стала ориентироваться на реализацию своих основных задач - свертывание и ликвидация неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, и развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности, перспективных отраслей, формирующих экономический потенциал страны. Их рост вначале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым достигается стабилизация объема ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем по мере наращивания темпов развития эффективного сектора начинается рост экономики в целом.

Общепризнано, что эффективной признается такая структура экономики, которая способна обеспечить устойчивый экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи научно-технического прогресса и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.

В связи с этим интересен опыт западных стран, в которых активная структурная перестройка происходила в 70-80 годы ХХ века, когда осуществлялся переход к ресурсосберегающему, интенсивному типу развития на базе широкого использования достижений научно-технического прогресса. Главную роль тут играют отрасли с высокой технологией: производство компьютеров, авиакосмическая промышленность, производство информационных систем, электроника, фармацевтика, автомобилестроение, производство пластмасс и др. Приоритетное развитие этих отраслей обусловлено тем, что на современном этапе мирохозяйственных отношений основой национальной мощи является технологическая эффективность. Наряду с повышением удельного веса высокотехнологичных отраслей в развитых странах постоянно снижается доля в общем валовом выпуске продукции традиционных отраслей экономики – черной металлургии, нефтепереработки, металлообработки, текстильной промышленности и некоторых других.

Структурная перестройка хозяйства и повышение эффективности его функционирования в этих странах сопровождались неуклонным усилением роли и значения нематериальных элементов производственных ресурсов – научных знаний, информации, квалификации, активно дополняющих и опосредующих материальные элементы (сырьевые, энергетические, технико-технологические).

Правительством Российской Федерации неоднократно в течение последнего десятилетия разрабатывались программы структурной перестройки экономики. В середине 90-х годов были разработаны Концепция среднесрочной программы на 1997-2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост» и Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года. Основная идея этих программ заключалась, с одной стороны, в свёртывании мощностей по производству продукции, не востребованной рынком, и с другой стороны, в наращивании мощностей по производству продукции, производимой ранее и конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынке, а также в создании мощностей для выпуска новой продукции. Приоритетными отраслями объявлялись нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машиностроительные производства. Предполагалось, что усилия должны быть сконцентрированы в тех отраслях обрабатывающей промышленности, которые имеют конкурентные преимущества, позволяющие создавать экономические структуры, способные завоевывать мировые рынки. В первую очередь это касается авиационной и аэрокосмической промышленности, ядерной энергетики, ряда отраслей приборостроения, сферы высоких технологий.

Продвижение России в рекомендованном направлении шло противоречиво.

Рассмотрим некоторые тенденции развития промышленности. Россия является страной с развитой промышленностью. Несмотря на некоторое уменьшение доли в ВВП, промышленность по-прежнему является ведущей отраслью экономики. На ее долю приходится 3/5 суммарного валового общественного продукта, около 1/2 производственных основных фондов и вместе со строительством примерно 2/5 занятого в общественном производстве населения. Она в первую очередь определяет производственный и научно-технический потенциал, степень и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.

В составе промышленности изменяется интенсивность развития отдельных отраслей – приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности. На эти процессы все в большей степени стали оказывать влияние рыночные механизмы.

Достаточно очевидными стали изменения в направлениях и пропорциях развития промышленного производства: усиление его интенсификации, повышение технического уровня и конкурентоспособности, рационализация структуры производства, более пристальное внимание к проблемам ресурсосбережения, охраны окружающей среды.

Однако за время рыночных реформ в России произошли и не однозначно оцениваемые изменения в отраслевой структуре промышленности. Доля добывающих отраслей в общем объеме промышленной продукции проявила тенденцию к росту, что противоречит общемировой тенденции последних лет, состоящей в опережающем росте обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей топливно-энергетического комплекса и металлургических отраслей во многом ориентируется на спрос, формирующийся на внешнем рынке. Россия все сильнее втягивается в международное разделение труда в качестве поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий.

В 2000 году удельный вес в российском экспорте топливных и сырьевых товаров составил 53,2%, а с учетом древесины, черных, цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства -80,4%. В результате формируется сырьевая ориентация российской экономики и утрачивается значительная часть научно-технического потенциала.

Тем не менее, в стране имеются большие возможности в области высоких технологий, которых, по скромным оценкам специалистов, насчитывается более трех тысяч. В случае успешной "раскрутки" этих технологий можно повысить долю России на мировом рынке наукоемкой технологии с нынешних 0,3% до 10-12%, а это только по экспорту дало бы до 140-180 млрд. долл. США в год.

Оценивая изменения воспроизводственной структуры экономики (определяется соотношениями между подразделениями общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением), необходимо отметить, что для России характерно абсолютное и относительное снижение накопления. Структурная перестройка осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.

Анализ динамики капитальных вложений по отраслям показывает, что наименьшее их сокращение было в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. Более резко они снизились в химической, легкой и пищевой промышленности.

В результате проведения реформ и приватизации изменилась структура капитальных вложений по источникам финансирования: сократилось бюджетное финансирование, но возросли капитальные вложения за счет собственных и привлеченных средств предприятий; снизился объем капитальных вложений за счет льготных государственных кредитов и увеличилась доля государственных внебюджетных инвестиционных фондов.

В 90-е годы произошли изменения в стоимостной структуре воспроизводства в результате многократно ускорившихся процессов перераспределения, подстегнутых инфляцией и неравномерной гонкой цен. Снизились доли оплаты труда и амортизации и неестественно (в условиях спада производства и падения его эффективности) увеличилась доля прибыли и налогов.

В условиях разбалансированности российской экономики произошел массовый перелив капитала из производственной сферы в сферу обращения с последующим переводом значительной его части за рубеж. На основе перелива капитала из производственной сферы в сферу обращения возник современный банковский сектор, привлекающий дешевые средства предприятий для последующего использования их в намного более прибыльных спекулятивных операциях.

Несколько слов о региональных аспектах структурной перестройки. Огромная территория России, разница природных условий, различные условия предшествующего развития порождают большое региональное разнообразие, особую специфику региональных интересов и условий формирования рыночных отношений. С точки зрения отраслевой структуры экономики обычно выделяют три группы российских регионов:

• добывающие (Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др.);

• промышленные, ориентированные на общероссийский рынок (Центральная Россия, Урал, Кузбасс и др.);

• агропромышленные (Черноземье, Поволжье, Кубань, Ставрополье и др.).

Переход к рыночным условиям хозяйствования является неравномерным в разных регионах. Так, например, явным лидером является Москва, где сосредоточена основная часть коммерческих банков и различных финансовых институтов, в то время как в преимущественно сельских регионах во многом сохраняются старые хозяйственные формы.

Лишь незначительная часть регионов имеет стабильные внутренние источники капитала для своего развития, остальные зависят от внерыночного перераспределения средств через федеральный бюджет.

Критически анализируя структурные сдвиги российской экономики в 90-е годы, обращая особое внимание на наметившиеся негативные тенденции, Правительством РФ в начале третьего тысячелетия была разработана новая, более обоснованная политика.

Современная государственная структурная политика включает:

· снижение доли добывающих отраслей в пользу обрабатывающих;

· ликвидация и перепрофилирование объективно ненужных и неэффективных предприятий;

· поддержка отраслей и предприятий, создающих принципиально новые товары (услуги) и товары с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками;

· улучшение технологической структуры материального производства на основе замещения устаревших технологий и основных фондов современными, что предполагает существенное изменение темпов и пропорций инвестиционного процесса (рост объемов инвестиций, включая иностранные с предоставлением государственных гарантий, сокращение сроков их окупаемости, увеличение доли инвестиций, реализуемых в современные технологии, прежде всего в наукоемких отраслях);

· повсеместное форсирование энергосберегающих технологий;

· резкое сокращение экологически вредных производств;

· изменение структуры производства, предполагающее увеличение доли продукции с высокой степенью обработки (высокой добавленной стоимостью);

· ускоренное развитие отраслей производственной и социальной инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью развития (особенно территориального и регионального). Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы. Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.

Правительство наметило целую систему мер поддержки и стимулирования структурной перестройки экономики: формирование институциональных и законодательных условий, реформирование налоговой системы, внешнеэкономическая поддержка, стимулирование государственных, частных и иностранных инвестиций.

Промышленная политика предполагает разные стратегии развития для разных отраслей и производственных групп. Так, для отраслей с большим научно-техническим потенциалом, способных в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка (самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная промышленность, вооружения и военная техника, электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии и др.), намечаются государственные инвестиции, закупки и субсидии, экспортные кредиты.

Экспортоспособные отрасли добывающей промышленности (нефтяная, газовая, алмазная, лесная) имеют реальные возможности развития на собственной финансовой базе. Поэтому политика в отношении этих отраслей будет ориентирована на их самостоятельное финансирование. Для этого планируется дифференцировать плату за пользование недрами, акцизы, учитывая качество и расположение месторождений, а также степень их освоенности для нефтяной промышленности, цены на газ по стоимости транспортировки и распределения в газовой промышленности.

В нефтедобывающей промышленности основным направлением дальнейших институциональных преобразований будет продолжение процесса формирования вертикально интегрированных компаний, осуществляющих комплекс работ по добыче и переработке нефтяного сырья.

При нефтепереработке будут предприниматься меры по улучшению экономической обстановки в районах размещения нефтеперерабатывающих заводов. Высокий внутренний и внешний спрос на продукцию газовой промышленности сохранит ее привлекательность для инвесторов и кредиторов.

Основные методы промышленной политики для отраслей, не способных быстро перестроиться в силу технической отсталости производства (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность), заключаются в постепенном снижении защитных импортных тарифов до уровней, допускаемых международными нормами, а также методы нетарифного регулирования. В этих отраслях не предполагается прямой государственной поддержки.

Совершенствование инфраструктуры рынка товаров будет идти путем осуществления мер по ускорению товаропродвижения через развитие межрегиональных и региональных оптовых рынков, мелкооптовых баз, выставочных комплексов, проведения ярмарок.

Одновременно будут происходить сдвиги в отраслевой структуре производства, удельный вес одних отраслей увеличится, других – снизится, отражая формирование новой структуры, приспособленной к структуре рыночного спроса, реальным потребностям общества и условиям конкурентоспособности.

Реализация структурной перестройки российской экономики призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйства глубокие структурные деформации и обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил, которая должна быть адекватна реальным потребностям общества, базироваться на современных прогрессивных технологиях и эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Эффективная структура экономики станет условием достижения макроэкономической сбалансированности. В этом случае Россия будет иметь здоровую современную экономику, способную к устойчивому экономическому росту без крупных потрясений.

III. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

В переходной экономике изменяются приоритеты и цели как в экономической, так и в социальной сфере, включающей такие отрасли, как образование, здравоохранение, культура и др. Цель социальных реформ в России состоит в постепенном переходе от преимущественно административно-распределительных к преимущественно экономическим методам мобилизации и использования ресурсов для социальной сферы. В нерыночной системе, господствовавшей в Советском союзе, существовал единственный государственный канал мобилизации и распределения ресурсов для социальной сферы. Социальная сфера рассматривалась только как «затратная сфера». Ресурсы распределялись в соответствии с принципами социального обеспечения. Для рыночной системы характерна трёхканальная схема мобилизации средств для социальных нужд: государства, предприятий, граждан. При сохранении элементов социального обеспечения, преобладающее значение имеют социальное страхование и платность социальных услуг, включая коммунальные и медицинские.

Советский социальный механизм представлял собой систему, основанную на государственной монополии на производство и распределение практически всех социальных благ и услуг, а также жестком государственном регулировании доходов населения. При этом система ориентировала население на культивирование умеренных материальных потребностей. Такой социальный механизм сформировал специфическую личность человека, социальное поведение которого характеризовалось следующими чертами:

· уверенность в том, что все социальные проблемы обязано решать государство;

· привычка к социальной уравниловке;

· сильно развитое чувство «социальной справедливости», понимаемое как равенство в быту и уровне жизни.

Советский образ жизни ослабил естественную способность человека защищать себя, в том числе, в социальной сфере, и это сделало переход к новой модели организации общества особенно болезненным.

Рыночная модель организации экономики характеризуется принципиально иными социальными отношениями, иной мотивацией поведения человека. Рыночная экономика предоставляет свободу деятельности, но и наделяет большей ответственностью, в ней каждый индивид выживает сам, рассчитывая на свои способности. В социально-ориентированной модели роль государства может быть существенной, и, прежде всего, за счет социального компонента. При осуществлении экономических реформ государство должно оценивать их последствия для всего населения и проводить поддерживающую социальную политику.

Социальная политика – это мероприятия государства, направленные на поддержку населения, не способного самостоятельно существовать в рыночной экономике. Она включает, прежде всего, программы помощи отдельным слоям населения (малоимущим, многодетным, инвалидам, пенсионерам), а также программы содействия занятости. Кроме того, социальная политика охватывает организацию производства социально значимых услуг в таких сферах, как образование, медицина, культура, безопасность, жилье и т.д. Именно в социальной политике наиболее глубоко и последовательно выражаются интересы всех слоёв населения.

Социальная политика в России в 90-х годах осуществлялась в условиях затяжного экономического кризиса. Обострение экономической ситуации оказывало негативное воздействие и на положение дел в социальной сфере. При переходе к рыночной экономике бесспорно должны меняться формы участия государства в выработке и проведении социальной политики. Однако в России на первом этапе государство оказалось слишком пассивным. Оно отказалось выполнять многие элементарные обязательства по социальной защите населения, особенно в таких областях, как жилищная политика, образование, здравоохранение, а также комплексное регулирование денежных доходов населения. Ощутив самоустранение государства от решения многих социально-экономических проблем, у населения возникло недоверие к государству как социальному гаранту.

Активно роль государства проявилась в организационной области. В эти годы сформировалось законодательство, регулирующее деятельность основных секторов социального сектора (здравоохранение, образование, культура и т.д.), а также социально-экономическое положение некоторых категорий населения (пенсионеров, инвалидов, беженцев, переселенцев и т.д.). Возникли новые для России органы управления социальной сферой, а существовавшие ранее организации приняли новые «правила игры». Законодательно были разрешены новые виды деятельности и источники доходов, но в то же время значительная часть населения лишилась работы и средств к существованию. Люди столкнулись лицом к лицу с проблемами жизни в рыночной экономике. В этот период начали работать рыночные институты, в частности, система содействия занятости и трудоустройства, которая помогала быстрее соединять во времени и пространстве спрос и предложение труда, а также предоставляла возможность получать пособия по безработице.

Изменились принципы финансирования социальной сферы в целом и отдельных её составляющих. В частности, сократился размер и изменился механизм использования средств, направляемых на дотации по содержанию жилищного фонда. Если в советский период государство всем компенсировало расходы на жилищно-коммунальные услуги до 70-80% их фактических значений, то в переходный период государство, во-первых, постепенно стало перекладывать бремя этих расходов на население, двигаясь в направлении 100% оплаты. Во-вторых, подход становился, дифференцированным. В рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства, эти дотационные средства стали направляться семьям с низкими доходами.

Постепенно перераспределялась ответственность между участниками социальных отношений. Часть правомочий и объектов социальной сферы переходила из ведения государственных органов в ведение региональных и муниципальных структур.

Итоги первого этапа социальных реформ оказались внутренне противоречивыми. Принятые законы о социальной защите не соответствовали экономическим возможностям страны и превратились в мощный раздражитель общественного сознания. Внутренне несбалансированной оказалась политика доходов. Создалась абсурдная ситуация: минимальная пенсия (600 рублей в месяц) была в три раза выше минимальной заработной платы, а средняя пенсия превзошла оплату труда ряда категорий занятых. Неоправданно высокой оказалась и отраслевая дифференциация зарплаты. Около 30% населения не дотягивало до прожиточного минимума, в то время как ежемесячные доходы верхних 1-2% населения измерялись миллионами рублей. За 90-е годы произошло огромное расслоение общества по уровню доходов.

На фоне общего ухудшения условий жизни и падения её уровня на грани полного разрушения оказались практически все отрасли социальной сферы – образование, здравоохранение, культура, общественный транспорт и др. Их хроническое недофинансирование, крайне низкий уровень заработной платы, материально-техническая необеспеченность привели к развалу многих предприятий и систем жизнеобеспечения, оттоку квалифицированных кадров. В стране резко повысилась смертность и снизилась рождаемость.

В этот период неудовлетворительно использовались такие атрибуты социальной политики развитых стран, как адресная помощь наименее обеспеченным слоям населения, натуральное безвозмездное вспомоществование, долгосрочное кредитование семей для приобретения жилья и товаров длительного пользования.

Во второй половине 90-х годов социальная политика в основном решала задачи погашения задолженностей по выплате заработной платы бюджетникам, пенсий, детских пособий, а также поддержания текущей работы учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Таким образом, первое десятилетие рыночных преобразований в России характеризовалось скорее негативными, чем положительными преобразованиями в социальной сфере.

Лишь в 2000-2001 годах наметились некоторые тенденции повышения эффективности социальной политики. Стали расти реальные доходы населения. Государство приняло и стало активно поддерживать реализацию ряда программ: «Доступное жилье» (предусматривающее снижение ставок и удлинение сроков ипотечных кредитования), по поддержке молодых семей в решении жилищных вопросов (ряд дополнительных льгот, в том числе: снижение первоначального взноса при получении кредита, списание части стоимости жилья по мере рождения детей), по поддержке рождаемости (с 1 января 2007 года женщины, родившие двух и более детей, получают материнский капитал в размере 250 тыс. рублей, который может быть использован либо на получение медицинской помощи, образовательных услуг, либо на покупку жилья). Адресный характер стала принимать дотация расходов на жилищно-коммунальные услуги для населения, то есть она направлялась конкретным семьям, чей доход был ниже определенного уровня.

Анализ трудовых отношений в перестроечный период, позволил сделать вывод о том, что к началу третьего тысячелетия занятость населения постепенно увеличилась, общая безработица и неполная занятость, а также число работников, находящихся в неоплачиваемых отпусках, сократились. Вместе с тем, масштабы скрытой занятости и скрытой оплаты труда по-прежнему значительны, а покупательная способность заработной платы осталась невысокой. Более того, доля заработной платы в национальном доходе сохраняется низкой. Только к осени 2007 года она превысила 50%, в то время как в промышленно развитых странах это значение доходит до 65-70%.

Установление и обеспечение минимальных социальных гарантий при оплате труда, регулирование оплаты труда работников бюджетных организаций, а также налоговое регулирование – это сфера прямого и непосредственного воздействия государства на трудовые отношения. Негативные характеристики состояния этой сферы является результатом эффективности государственной политики. Ныне государство имеет намерения изменить ситуацию к лучшему.

Важнейшие среднесрочные задачи социальной политики в этих вопросах следующие:

¨ Опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом цен на потребительские товары.

¨ Ускоренное повышение ставок заработной платы работников бюджетной сферы.

¨ Разработка мер, направленных на восстановление стимулирующей роли заработной платы, повышение её удельного веса в стоимости продукции и в денежных доходах населения.

¨ Создание условий для своевременной и полной выплаты заработной платы.

¨ Обеспечение широкого доступа к программам содействия занятости.

¨ Осуществление превентивных мер по предупреждению безработицы (своевременные консультации по вопросам трудоустройства, информирование о вакантных местах, профессиональное обучение и переподготовка с последующим трудоустройством).

¨ Совершенствование профессионального обучения, чтобы сделать безработных конкурентоспособными, а рабочую силу в целом – профессионально более мобильной на рынке труда.

¨ Совершенствование организации общественных работ, повышение их социального статуса, расширение их видов и масштабов – с учетом потребности регионов в создании социальной инфраструктуры и увеличении доходов беднейших слоев населения.

Устойчивое развитие экономики и общества, формирование эффективного государства возможны только на основе расширения социальной поддержки проводимых реформ и социальной консолидации. Именно в этом поле следует выстраивать государственную социальную политику современной России.

Важнейшей задачей социальной политики является сокращение масштабов бедности и смягчение дифференциации доходов населения. Инструментами решения этой задачи могут выступать:

· Повышение оплаты труда, снижение темпов инфляции, индексация доходов.

· Усиление адресности социальной поддержки.

· Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества рабочей силы.

· Предотвращение застойной безработицы в процессе структурной перестройки экономики и создание новых рабочих мест.

· Повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере на основе ускорения реформирования соответствующих её секторов.

До сих пор в уровне заработной платы видели не столько экономический фактор, сколько средство решения социальных задач. От такого подхода следует отказаться, поскольку сложившийся низкий уровень оплаты труда препятствует развитию и модернизации промышленных предприятий. Стимулирование роста оплаты труда во всех отраслях экономики способно поднять эффективность производства на российских предприятиях и оживить национальный рынок труда. Важная предпосылка повышения доходов населения – создание условий для опережающего развития отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, культура и т.д.) и развитие механизмов социального партнерства.

Проводимый в 90-е годы курс реформ не сопровождался чётко определённой социальной политикой. В решении проблемы бедности приоритетное значение имеет минимальная заработная плата, выполняющая функции важнейшей социальной гарантии. В России с 1991 года действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда. По существу это должен быть показатель суммы денег, необходимой для существования при минимальном уровне потребления. В условиях высокой инфляции уже в первой половине 90-х годов данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом. Во второй половине 90-х годов минимальная заработная плата составляла всего 16-20% прожиточного минимума, в прежней же экономической системе она превышала его почти вдвое.

Ныне правительство обратило внимание на проблему минимальной заработной платы, и наметило на ближайшее время поднять её уровень до величины прожиточного минимума. Необходимо, чтобы минимальная заработная плата представляла собой стоимость совокупности товаров и услуг, которые общество признаёт необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни. При этом предполагается, что бедные должны иметь более или менее нормальные жизненные условия. Следует учитывать, что официально утверждаемый в России уровень прожиточного минимума обеспечивает существование лишь на грани выживания. При этом в конце 90-х годов 40 млн. человек имели доход ниже прожиточного минимума. Методика его расчёта была принята в 1992 году. Тогда считалось, что просуществует она недолго, поскольку уже через год начнётся экономический рост, что позволит её пересмотреть. Соответственно в прожиточный минимум не вошли товары, нужда в которых возникает за пределами одного года, а остальные потребности были определены на крайне низком уровне. Отсюда следует: приближение минимальной зарплаты к прожиточному минимуму – лишь первый шаг, за которым должен последовать пересмотр методики определения этого минимума, приведение её в соответствие с рекомендациями Международной организации труда (МОТ).

Положение осложняется переводом бесплатных услуг в платные (это касается таких насущных сфер, как здравоохранение, образование, предоставление жилья и др.), а также опережающим ростом тарифов на платные услуги. Наличие платности услуг естественно для переходной экономики, но при этом должен действовать принцип «сообщающихся сосудов»: уменьшение бесплатной части «социальной заработной платы» (т.е. объективно необходимых совокупных расходов общества на воспроизводство рабочей силы) должно сопровождаться соответствующим увеличением платной её части. На практике же данный принцип не действует.

До сих пор не решен вопрос – как разумно сочетать элементы платности, льготности, страхования и бесплатности при предоставлении отдельных видов общественно значимых социальных услуг. Именно поэтому не удается эффективно изменить организацию здравоохранения, образования и других услуг.

В этих условиях особенно в тяжелом положении оказываются граждане пенсионного возраста. В качестве первоочередных мер по повышению уровня жизни Правительством РФ предусматривается: обеспечить соответствие размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; осуществлять периодическую индексацию пенсий с учётом роста потребительских цен; обеспечить своевременность выплаты пенсий.

Важнейшим направлением социальных преобразований в России становится реформа действующей пенсионной системы. Её основная проблема заключается в низком уровне и слабой дифференциации пенсий. Их размер постоянно растет, индексируется по отношению к инфляции, но основные проблемы остаются. Средний размер пенсий не достигает прожиточного минимума пенсионера. В последнее время пенсионная система приобрела относительную финансовую устойчивость, что, впрочем, не создало надежных предпосылок для её будущего развития. После 2007 года процесс старения населения ускорится, и рост числа пенсионеров будет накладываться на сокращение числа работающих, которые платят взносы в пенсионные фонды. Сохранять в таких условиях распределительный принцип финансирования пенсий означало бы заведомо ухудшать состояние пенсионной системы и вести дело к вынужденному снижению размеров пенсий. Поэтому государство намерено вводить механизмы накопительного финансирования пенсий.

Предполагается трехуровневая пенсионная система, в которой:

· Социальные пенсии первого уровня выплачиваются из бюджета тем пенсионерам, которые не смогли сформировать пенсионные сбережения, достаточные для полного финансирования своей пенсии.

· Трудовые пенсии второго уровня выплачиваются на основе персонифицированного учёта обязательных пенсионных взносов граждан.

· Пенсии третьего уровня формируются за счёт добровольных отчислений граждан.

Трудовая пенсия будет состоять из двух частей:

- базовой, размер которой фиксирован и одинаков для всех получателей государственных пенсий, выполнивших минимальные требования к трудовому стажу. Эту часть пенсии будут выплачивать из сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет.

- дифференцированной, зависящей от результатов труда конкретного человека, оцениваемых в соответствии с накопленными пенсионными правами, или условным пенсионным капиталом. Последний будет накапливаться на протяжении всей трудовой деятельности застрахованного на его индивидуальном лицевом счете в результате уплаты работодателями в Пенсионный фонд России пенсионных платежей за данного работника. На эти платежи будет начисляться инвестиционный доход. Накопленный пенсионный капитал граждан предполагается индексировать с учетом изменения средней заработной платы в стране и темпов инфляции.

Пенсия будет назначаться застрахованному после достижения им пенсионного возраста. Размер пенсии будет соответствовать сумме уплаченных в Пенсионный фонд страховых взносов и средней продолжительности выплаты пенсий.

Если застрахованный скончается до достижения им пенсионного возраста, его наследники получат выплаты, размер которых зависит от суммы, учтенной в специальной части лицевого счета.

При реформировании пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда, предполагается ввести обязательное профессиональное пенсионное страхование на основе накопления дополнительных обязательных страховых взносов.

В процессе формирования новых трудовых отношений и развития рыночной экономики в России сложилась одна из современных форм социального партнерства – это регулярные консультации между правительством и основными социально-защитными и правозащитными организациями. Такие встречи позволяют разрешать конфликтные ситуации, находить консенсус интересов, а также вырабатывать основные ориентиры социально-экономического развития страны.

Для определения эффективности социальной политики государства в мировой практике используются различные индикаторы. Как важнейший международный индикатор качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала, который рассчитывается на основе трёх показателей: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, измеряемого на базе реального ВВП на душу населения. По этому показателю Россия в конце 90-х годов занимала 52-е место в мире. В последние годы правительство пытается изменить ситуацию к лучшему: повышается финансирование отраслей образования, науки, здравоохранения, культуры, спорта. К расширению рынка социальных услуг и повышению их качества привлекается частный капитал. В связи с этим, предстоит разработать общие требования к деятельности государственных, частных и иных учреждений, оказывающих различные виды социальных услуг. Они будут обязаны соблюдать государственные стандарты социального обслуживания.

Социальная политика в социально ориентированной рыночной экономике должна базироваться на следующих принципах:

· Взаимная солидарная ответственность всех участников социальной политики (государство, неправительственные организации, предприниматели, граждане) за результаты социального развития.

· Добровольность и многообразные формы участия людей в формировании и проведении социальной политики.

· Защита трудоспособного населения от социальных рисков преимущественно на страховых принципах.

· Развитие системы социального обеспечения нетрудоспособных граждан.

· Стимулирование активного участия людей в росте собственного благосостояния через создание соответствующих правовых, экономических и организационных условий.

Учет мирового опыта в проведении реформ в социальной сфере будет способствовать ускорению процесса формирования в России социально ориентированной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002.

2. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. Учебник / Общая ред. Л.С.Тарасевича. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 1997.

3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Пер. с англ. – М., 1997.

4. Курс экономической теории. /Под ред А.В.Сидоровича. – М., 2001.

5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Пер. с англ. – М., 1992.

6. Макроэкономика. /Под ред. Николаевой И.П. – М., 2000.

7. Матвеева Т. Введение в макроэкономику. – М., 2002.

8. Мэнкью Н. Макроэкономика. Пер.с анг. – М., 2007.

9. Тодаро П. Экономическое развитие. – М., 1997.

10.Эффективный экономический рост: теория и практика. – М., 2003.

11.Экономическая теория /Под ред. Видяпина В. – М.2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: