Тарифные методы регулирования внешней торговли

Тариф – государственный денежный сбор с товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. Существует несколько классификаций тарифов по ряду признаков [59, с. 45].

По способу взимания тарифы бывают:

1) специфические (определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения):

Pd = Pim + Ts,

где Pd – внутренняя цена товара; Pim –цена импорта; Ts – величина специфического тарифа;

2) адвалорные (устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара):

Pd=Pim (1 + Ta),

где Pd – внутренняя цена товара; Pim –цена импорта; Ta – величина адвалорного тарифа;

3) комбинированные (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за тонну).

По объекту обложения:

• импортные накладываются на импортируемые данной страной товары, являются преимущественной формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

• экспортные облагают экспортные товары при пересечении ими границы таможенной территории государства, применяются редко, обычно в случае большой разницы внутренних и мировых цен на экспортируемый товар;

• транзитные устанавливаются для товаров, перевозимых транзитом через территорию данной страны, встречаются редко и зачастую используются как средство торговой войны.

По характеру:

• сезонные применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего, сельскохозяйственной;

• антидемпинговые используются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

• компенсационные – накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, наносящие ущерб производителям аналогичной продукции в импортирующей стране.

По типам ставок:

• постоянные – таможенные тарифы, ставки которых единовременно установлены властями и не могут изменяться в зависимости от ситуации, подавляющее большинство стран имеют именно такие тарифы;

• переменные – таможенные тарифы, ставки которых могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях.

По способу вычисления:

•номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;

•эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленных с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Эффективная таможенная защита определяется одноименной ставкой таможенной пошлины по следующей формуле:

,

где Те – эффективный уровень таможенной защиты; Тn – номинальная ставка тарифа на конечную продукцию; Tim – номинальная ставка тарифа на импортированные части и компоненты; А – доля стоимости импортируемых компонентов в стоимости конечного продукта [52, с. 144].

Первоочередной задачей тарифов является защита национальных производителей готовой продукции. Поэтому существует явление тарифной эскалации – повышения уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Рассмотрим основные последствия введения тарифа на импорт в малой и большой стране. Анализ тарифов на экспорт можно провести с использованием аналогичного микроэкономического инструментария (см. [22]).

Тариф на импорт (малая страна). Малой называется страна, спрос со стороны которой не способен повлиять на уровень мировых цен. Для анализа модели необходимо указать ряд предпосылок:

1) неценовые факторы, влияющие на поведение потребителей, не меняются (т.е. спрос постоянен);

2) технология постоянна;

3) не рассматриваются тарифы на сырье;

4) транспортные расходы равны нулю;

5) импорт не ограничен.

На рис. 3.1. представлена ситуация введения тарифа на импорт в малой стране. В координатах цены (P) и объема производства (Q) изображены кривые внутреннего спроса (Dd) и предложения (Sd). Из рисунка видно, что в результате введения тарифа потребители теряют площадь трапеции (a+b+c+d) – уменьшение излишка потребителя вследствие роста цены; производители выигрывают трапецию (a) – увеличение излишка производителя вследствие роста цены; государство получает площадь прямоугольника (с) – в виде тарифных сборов; чистые потери страны составляют сумму площадей двух треугольников (b+d). Цена с учетом тарифа повышается с Pd до Pd+t. Импорт сокращается до Q2Q3. Внутреннее потребление снижается с Q4 до Q3, производство увеличивается с Q1 до Q2.


Рис. 3.1. Тариф на импорт в малой стране

Можно выделить две группы эффектов, образовавшихся в результате введения тарифа на импорт.

1) Перераспределительные эффекты.

А) Эффект дохода – происходит перемещение доходов из частного сектора в общественный (с).

Б) Эффект передела – перераспределение доходов от потребителей к местным производителям, конкурирующим с импортом (а).

2) Эффекты потери.

А) Эффект защиты – более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами (b).

Б) Эффект потребления – сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке (d).

Общий вывод модели таков: тариф на импорт снижает уровень благосостояния в малой стране в связи с тем, что потери потребителей превышают выгоды производителей и государства вместе взятых.

Тариф на импорт (большая страна). Большой называется страна, спрос со стороны которой влияет на мировые цены. Основное отличие результата введения тарифа на импорт в большой стране заключается в структуре эффекта дохода. Он распадается на две части: эффект внутренних доходов (перераспределение доходов от местных потребителей в бюджет большой страны – с) и эффект условий торговли (перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны – е).

Рис. 3.2. Тариф на импорт в большой стране

В результате введения тарифа на импорт внутренняя цена импортного товара возрастает с Pw до P1w+t. Кривая совокупного предложения смещается вверх на величину введенного тарифа. Внутреннее производство возрастает с Q1 до Q2, внутреннее потребление сокращается с Q4 до Q3, импорт уменьшается с Q1Q4 до Q2Q3. Введение тарифа на импорт приводит к сокращению импорта, что снижает мировую цену до уровня P1w (так как страна является большой). Результат введения тарифа на импорт в большой стране зависит от соотношения эффекта условий торговли и суммы эффектов защиты и потребления. Если е > (b + d), то экономическая ситуация в стране улучшается. Если е = (b + d) – не изменяется. Если е <(b + d) – ухудшается.

Следует также учесть, что чрезмерное использование тарифов на импорт может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на импортный товар в случае сильного снижения его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа, это явление называется парадоксом Метцлера.

Оптимальный тариф. Оптимальным называется такой уровень тарифа, который обеспечивает достижение максимального национального экономического благосостояния. Его основные черты:

1) он ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики в целом, так как происходит перераспределение доходов от одной страны к другой;

2) его ставка характеризуется следующим образом: находится в промежутке между нулем и запретительным тарифом, относительно невелика, обратна эластичности импорта по цене.

Формальное определение оптимального тарифа выглядит следующим образом [52, с. 714]:

,

где Im – величина импорта; dP – изменение цены; dt – изменение величины тарифа; t – величина тарифа; P – цена до введения тарифа; dIm – изменение импорта вследствие введения тарифа.

Т.е. дополнительные выгоды (возникающие за счет падения иностранной цены) и дополнительные убытки (от потери дополнительного импорта) от изменения тарифа должны быть равны.

Отсюда,

,

где – эластичность импорта по цене.

Чем больше эластичность иностранного предложения, тем выше оптимальная ставка тарифа.

В целом следует отметить, что в результате многосторонних переговоров в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а впоследствии Всемирной торговой организации (ВТО) степень тарифной защиты многих государств значительно снизилась. Это означает не уход государства от регулирования торговли, а бурное развитие нетарифных методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: