double arrow

Тема 13. Государственное и международное регулирование торговли


Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят опре­деленную внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политикаэто целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с дру­гими странами в целях:

- обеспечения экономическо­го роста;

- достижение равновесия платежного ба­ланса;

- обеспечения стабильности национальной ва­люты;

- изменения стратегии и тактики включения страны в международное разделение труда;

- сохране­ния политической и экономической независимости или превос­ходства.

Существуют две основные формы внешнеторговой политики государств:

- фритредерство или политика свобод­ной торговли;

- протекционизм.

Фритредерство политика государства, направлен­ная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком.

Протекционизм политика государства, направлен­ная на защиту отечественных производителей от иност­ранной конкуренции. В своей крайней форме протек­ционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.




За введение протекционистских мер в первую очередь выступают национальные производители, которые могут повысить размер прибыли, получаемой на внутреннем рынке за счет повышения цен и объемов реализации. За либерализацию внешней торговли выступают потребители, благосостояние которых уменьшается, поскольку барьеры на импорт приводят к повышению внутренних цен и сокращают объемы потребления.

В реальной действительности политика фритредер­ства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводятся, а действуют лишь как тенденции. Так, в 50-60-е годы ХХ в. преобладала тенденция к либерализации торговли, а в 70-80-е годы наблюдалась волна протекционизма. В 90-е годы ХХ в. вновь доминировала политика свободной торговли, а с начала XXI в. и особенно после разразившегося в 2008 г. мирового финансово-экономического кризиса набирает силу волна нового протекционизма.

С этими двумя формами внешнеторговой политики тесно связана импортозамещающая и экспортноориентированная политика.

При проведении импортозамещающей политики, направленной на развитие отечественного производства и ограничение импорта, вводятся протекционистские барьеры, защищающие отечественные отрасли от зарубежной конкуренции на внутреннем рынке; отрасли национального производства получают прямые и косвенные субсидии, повышающие конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем рынке.



Экспортноориентированная политика облегчает условия вывоза товаров за рубеж и ввоза сырья и комплектующих для экспортных отраслей. Барьеры во внешней торговле страны снижаются.

Одним из инструментов поддержки отечественных производителей государством является предоставление субсидий и дотаций. В этом случае часть издержек предприятия переносится на государство с целью снижения цены продукции (т.е. повышения ценовой конкурентоспособности) или, в более сложном случае, увеличения ее новизны, качества и прочих характеристик. Содействие отечественным предпринимателям может принимать как форму непосредственных денежных выплат, так и предоставления налоговых и амортизационных льгот, разнообразных кредитов, поставки товаров и услуг (например, энергоносителей) по низким ценам, участия государства в финансировании НИОКР и т.д.

Торгово-экономические партнеры страны, активно осуществляющей субсидирование, выступают против этой политики, так как конкурентоспособность их продукции, произведенной без субсидий, понижается. В этой связи субсидирование экспорта осуждается в международной торговой практике. Тем не менее, субсидии широко распространены, особенно в сельскохозяйственном производстве развитых стран.

Следует, однако, отметить, что некоторые субсидии разрешены официально. К так называемому «зеленому пакету» разрешенных субсидий относят государственное участие в финансировании НИОКР, экологических программ, программ регионального развития и т.д.



В случае если государство установило факт получения субсидии зарубежным экспортером, оно стремится защитить свой внутренний рынок и вводит компенсационную пошлину,повышающую цену товара. За последнее десятилетие ХХ в. в мире было принято 285 компенсационных мер, причем в 2/3 случаев они использовались развитыми странами против развивающихся.

В некоторых случаях экспортеры могут применить другой метод конкурентной борьбы, основанный на занижении цен, – демпинг(от англ. to dump – выбрасывать). Демпинговым экспортом признается продажа товара по цене, соответствующей любому из следующих требований: она ниже внутренней цены в стране-экспортере, либо ниже цены, по которой страна осуществляет экспортные поставки в любую другую страну, либо ниже стоимости производства в стране-экспортере. За демпингом стоит монопольное положение экспортера на внутреннем рынке, его стремление максимизировать прибыль, приводящее к повышению цен, сокращению объема спроса и появлению нереализованного излишка продукции. Это количество товара как раз и можно «выбросить» на внешний рынок по любой цене.

В этом случае государство-импортер может вводить антидемпинговую пошлину, которая повысит цену продукции и тем самым защитит внутренний рынок. За период с 1990 по 2000 гг. число принятых антидемпинговых мер в мире составило 2483, и, как показывает статистика, в 70% случаев они принимались развитыми странами и 66% мер были направлены против экспортеров из развивающихся стран.

Решения о введении компенсационных и антидемпинговых пошлин принимаются после специального разбирательства на основе принципов доказанности, адресности и срочности. Очень важен факт причинения (или угрозы нанесения) материального ущерба отрасли промышленности импортирующей страны.

Совокупность мер, регулирующих порядок ввоза и (или) вывоза товаров, установленная международным договором и (или) национальным законодательством, называется торговым режимом.Обычно различают:

- режим наибольшего благоприятствования (РНБ) - торговый режим, в соответствии с которым страны предоставляют на условии взаимности, преимущества и льготы, не менее благоприятные, чем те, которые одно из государств предоставляет в отношении товаров, происходящих из любой третьей страны;

- национальный режим предполагает предоставление таких же условий для зарубежной продукции, что и для продукции, произведенной внутри страны.

Все используемые государствами инструменты внешнеторговой политики делятся на две основные группы:

I. таможенно-тарифные ограничения;

II. нетарифные ограничения.

I.Таможенно-тарифныйметодгосударственного регулирования внешней торговли является старейшим и предполагает взимание таможенной пошлины(платеж в денежной форме) при пересечении товаром таможенной границы. Как следует из названия, данный метод основан на применении таможенного тарифа,представляющего собой свод ставок таможенных пошлин.

Многие государства применяют принцип эскалации таможенного тарифа, в соответствии с которым ставки импортных таможенных пошлин растут по мере повышения степени обработки изделия, т.е. ставки импортных таможенных пошлин на сырье, как правило, ниже, чем на машины и оборудование.

Таможенные тарифы бывают о д н о к о л о н н ы м и (товары облагаются единой ставкой пошлины, вне зависимости от страны происхождения) и м н о г о к о л о н н ы м и (для товаров из разных групп стран применяются разные ставки пошлин)[17].

При классификации таможенных тарифов используются различные критерии.

1.По объекту обложения выделяют:

- и м п о р т н ы е - накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой выполняют важную фискальную функцию;

- э к с п о р т н ы е - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются редко в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

- т р а н з и т н ы е - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся редко и используются как средство торговой войны.

2. По способу взимания классифицируют:

-а д в а л о р н ы е, исчисляемые в процентном выражении от таможенной стоимости товара. Наиболее распространенный по способу взимания вид таможенных пошлин;

- с п е ц и ф и ч е с к и е, начисляемые в фиксированном денежном значении на единицу натурального измерения товара (веса, объема, площади и т.д.). Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, которыми облагаются главным образом сырьевые товары;

-к о м б и н и р о в а н н ы е, или смешанные, представляют собой комбинацию адвалорных и специфических таможенных пошлин.

3. По характеру взимания различают:

- с е з о н н ы е - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

- а н т и д е м п и н г о в ы е - пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране;

- к о м п е н с а ц и о н н ы е – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

4. По происхождению существуют:

- а в т о н о м н ы е – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

- к о н в е н ц и о н н ы е - устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, таких как ГАТТ/ВТО;

- п р е ф е р е н ц и а л ь н ы е - более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые применяются в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран[18].

5. По типам ставок выделяют:

- п о с т о я н н ы е, которые не могут изменятся в зависимости от обстоятельств;

- п е р е м е н н ы е, которые могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки. Они используются, например, в ЕС в рамках единой сельскохозяйственной политики.

6. По способу вычисления пошлины подразделяются на:

- н о м и н а л ь н ы е - таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе;

- э ф ф е к т и в н ы е - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, который вычисляется с учетом уровня пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров.

II. Нетарифные ограничения (НТО) представляют собой комплекс мер, направленных на сдерживание внешней торговли и касающихся количественных, административных, финансовых, технических и прочих барьеров.

Перечень этих мер очень разнообразен. В международных классификационных схемах некоторые авторы выделяют до 800 конкретных видов ограничений.

Наиболее значимыми видами НТО являются:

1.Количественные ограничения:

· квотирование или контингентирование- установление количественных ограничений физического или стоимостного объема импорта или экспорта. Их разновидностью являются соглашения о «добровольном» ограничении экспорта меж­ду странами на определенный срок по отдельным видам товаров отраслей, на­ходящихся в кризисном состоянии. Фактически они навязываются экспортерам под угрозой жестких протекционных санкций.

· Лицензирование выдача хозяйствующим субъек­там специальных разрешений на проведение экспорт­но-импортных операций. Основными видами лицензий являются:

- автоматическая, или генеральная, по которой разрешается беспрепятственный вывоз (ввоз) то­варов, включенных в соответствующие списки, в тече­ние определенного времени;

- разовая, или индивиду­альная лицензия, разрешающая вывоз (ввоз) определен­ного товара конкретному экспортеру/импортеру с ука­занием количества товара, его стоимости, страны его происхождения или назначения, а иногда и таможен­ного пункта, через который он должен проследовать.

· Эмбарго абсолютный и полный запрет на проведе­ние экспортно-импортных операций по отноше­нию к определенной стране или группе стран, отдель­ным видам продукции или к тому и другому одновре­менно.

2.Финансовые ограничения:

· меры валютного регулирования - разнообразные ограничения ведения валютных операций, включающие специальные схемы ведения расчетов, предварительные банковские разрешения, порядок продажи валютной выручки и т.д.;

· требования предварительной оплаты импорта и/или импортных налогов;

· субсидии;

· финансовые льготы.

3. Технические ограничения – наиболее многочисленный вид НТО, включающие в себя:

· технические стандарты и нормы;

· государственные закупки;

· сертификацию и дополнительные требования по безопасности потребителей;

· специальные требования по маркировке, упаковке и т.д.

4.Квазитарифные меры включают в себя дополнительные сборы и налоги в виде платежей, взимаемых сверх таможенных пошлин при пересечении импортируемыми товарами таможенной границы, и внутренних налогов, таких как акцизы и налог на добавленную стоимость, повышающих цену товара.

Важным инструментом регулирования внешней торговли является механизм установления валютных курсов. С вводом фиксированного валютного курса или проведением активной политики по корректированию плавающего валютного курса, государство может воздействовать на экспортные и импортные цены и, следовательно, регулировать внешнюю торговлю. При плавающем валютном курсе снижение курса национальной валюты приводит к повышению ценовой конкурентоспособности продукции отечественного производства и стимулирует экспорт. В случае повышения валютного курса экспорт становится менее рентабельным и, следовательно, его объем уменьшается. В случае введения фиксированного валютного курса аналогичная ситуация наблюдается при девальвации или ревальвации национальной валюты.

Помимо регулирования торговли на национальном уровне, она также регулируется посредством двусторонних и многосторонних торговых соглашений, а также на мировом уровне.

В конце ХХ в. число двусторонних и региональных соглашений, регулирующих торговлю, стало быстро увеличиваться. Если в 1990 г. количество действующих официально заявленных в секретариат ГАТТ/ВТО двусторонних и региональных торговых соглашений составляло всего 20, то в 2000 г. оно возросло до 86, а в 2010 г . (по состоянию на 31.07) - до 283. Значительная часть этих соглашений касается торговли между развитыми и развивающимися странами.

На вершине системы международного регулирования мировой торговли стоит Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся центром многосторонней коммерческой дипломатии.

Система международного регулирования торговли берет свое начало с 1947 г., когда было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-1947).

В основу деятельности ГАТТ были положены следу­ющие принципы:

- тарифные меры признаются в качестве единствен­ного приемлемого средства внешнеторгового регу­лирования;

- фиксация тарифов на уровне, определенном дого­варивающимися сторонами;

- прогрессивное снижение тарифов в ходе периоди­чески проводимых раундов многосторонних торго­вых переговоров и их «закрепление» на согласован­ном уровне (к 1995 г. было проведено 8 раундов многосторонних торговых переговоров, в т.ч. последний - Уругвайский раунд);

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- принцип наибольшего благоприятствования.

С 1 января 1995 г. на смету ГАТТ пришла ВТО, которая функционирует во многом, так же как и ГАТТ, но осуще­ствляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномо­чий, благодаря совершенствованию ряда процедур приня­тия решений. Ее правовую структуру составляют следующие международные договоры:

1.Многостороннее соглашение по торговле товарамивключает в себя 13 соглашений. Среди них следует особо выделить Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-1994), соглашения по сельскому хозяйству, применению санитарных и фитосанитарных мер, текстилю и одежде, техническим барьерам в торговле, процедурам лицензирования импорта, субсидиям и компенсационным мерам, защитным мерам, соглашение по связанным с торговлей мерам в области капиталовложений (ТРИМС) и т.д.

2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

3. Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС).

4.Договоренность в отношении правил и процедур урегулирования споров.

5.Механизм обзора торговой политики.

6.Многосторонние торговые соглашения с ограниченным числом участников. Они касаются проведения государственных закупок и торговли гражданскими воздушными судами.

В целом ВТО выступает за либерализацию международной торговли. Однако переговорный процесс часто сталкивается с многочисленными противоречиями, в основном, между развивающимися и развитыми странами, о чем наглядно свидетельствует безуспешный Дохийский раунд переговоров ВТО, начавшийся еще в 2001 г.. Многие страны стремятся сохранить протекционистские режимы, добиться отсрочек в либерализации и, что во многом является естественным, воспользоваться ситуацией именно в собственных интересах – защитить внутренний рынок и поддержать отечественных производителей в их стремлении выйти на внешние рынки. Не является исключением в этих процессах и наша страна, на протяжении длительного периода времени ведущая переговоры о присоединении к ВТО на более благоприятных для нас условиях.

По мнению экспертов ЮНКТАД, тенденция к увеличению числа двусторонних и региональных торговых соглашений, иногда именуемая «новым регионализмом», о которой упоминалось ранее, представляет собой опасное отклонение от многосторонности. В эти соглашения часто включаются положения, выходящие за рамки действующих правил ВТО в таких областях, как инвестиции, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции и правительственные закупки. В результате многие из этих положений ограничивают свободу действий правительственных органов развивающихся стран, мешая им проводить активную политику индустриализации и структурных преобразований.







Сейчас читают про: